Судьба честных людей в России
А знаете ли, что такое были в то время духовные уездные училища? Эт такие были заведения, в которых педагогический деспотизм изобиловал в высокой степени, сопровождавшийся грубым обращением учителей и с сильным истязанием учеников, так что они нисколько не развивали способности учеников, а, можно сказать, даже заглушали их. Просоедините ещё к этому бедность учеников и постоянную их нужду во всём, при житье в скученных грязных квартирах, и притом в чисто крепостнической зависимости от своих хозяев, помыкавших ими и туда и сюда и заставлявших выполнять даже самые грязные работы, вознаграждая за это потом в праздничные дни или кусочком пирога, или же приварком мясных щей. Вот вам картина жизни в то время духовных воспитанников. Жизнь - горькая, безотрадная. И естественно, что при такой жизни и люди выращивались запуганными, робкими, застенчивыми и неспособными находится даже в порядочном обществе. А этих-то всех прелестей и не пришлось испытывать Николаю Добролюбову. Он получил домашнее аристократическое воспитание.
Иван Максимович Сладкопевцев (1825-1887) преподавал в Нижегородской духовной семинарии.
Какая удивительная судьба! В 1860-1861 годах (будучи 20 лет) Писарев, едва вступивший в журналистику, сразу обращает на себя внимание; следующие за тем 4 года он проводит в заключении и создаёт себе громкую известность и широкое влияние; обессиленный излишней напряжённой нервной жизнью, Писарев выходит на свободу с надорванными силами, а через полтора года друзья и почитатели его уже плачут над его могилой. Едва ли есть другой такой пример так быстро и так ярко сгоревшей жизни, лишённой всего того, что люди обыкновенно зовут счастьем. У Писарева не было личной жизни и в обыденном и в необыденном смысле жизни: сначала он к чему-то готовился, потом напряжённо думал, потом, лхваченный нахлынувшими впечатлениями, которых он был лишён в течении 4 лет, потерял равновесие и внезапно умер. И это чувство жизни, оставшееся неудовлетворённым и постоянно напоминавшее о себе, служит разгадкою характера Писарева и характера его дум и размышлений. Он, кажется, и в самом деле считал себя глубоким эгоистом и по убеждению, и по природе. Как же поступал этот глубокий эгоист и на что он потратил свою жизнь? Всю эту жизнь, все свои силы Писарев истратил, "проповедуя, несмотря ни на что и в безвыходном уединении, свою честную идею, к которой он шёл прямо, не огладываясь ни назад, ни вперёд, к своей цели", - как сказал на могиле его Благосветлов...
Биография Писарева не длиннее биографии Добролюбова, и Писарев умер от того же, что был честен. Когда опускали гроб Добролюбова в могилу рядом с Белинским, Чернышевский указал на третье свободное место и сказал: "Но нет для него человека в России". Это третье свободное место подле Белинского и Добролюбова Писарев не занял: его похоронили против Добролюбова, через дорожку.
Н.В.Шелгунов "Воспоминания о Писареве"
"Какая удивительная судьба у всех честных людей в России!"
Хотя, что тут удивительного? Ссылка, тюрьма. Чтобы поменьше писал и поменьше думал. А они там в тюрьме становились великими мыслителями, потому что таланту и честному человеку рот не заткнёшь всё равно.
Свидетельство о публикации №219051200822