Кио с Коктас-Джартаса

В начало:
http://www.proza.ru/2019/05/12/974
_______________

     Наверное, все мы обожаем смотреть  эффектные  фокусы и трюки. Особенно это впечатляет, когда волшебное действо происходит непосредственно на ваших глазах. И, конечно, нам непременно хочется узнать разгадку фокуса или точнее обмана.

     Однажды и мне удалось сотворить маленькое «чудо», хотя я и не являюсь артистом легкого жанра и никогда не состоял в кружках иллюзионистов. Немного заинтриговав вас, так и быть раскрою секрет одного или двух «своих» фокусов. Может, кому пригодится, а лично я в цирке выступать не собираюсь.

     В 1967 году я работал на дипломной практике в Центральном Казахстане в районе давно заброшенного медноколчеданного  рудника Коктас-Джартас. Закончив работу на участке, возвращаюсь один в лагерь,  до которого идти несколько километров.

     Места кругом необжитые. Территорию можно обозначить, как каменистая степь в сочетании с мелкосопочником.

     По дороге решаю заглянуть ради интереса в пустой одинокий домик, приютившийся на отшибе у подножия сопки. Вероятно, это был зимний домик пастухов, либо разъехавшихся со временем покорителей целины.

     Захожу. В домике пусто, хоть шаром покати, но в лицо вдруг с шумом ударяет какая-то непонятная трепыхающаяся масса. Придя в себя от неожиданности, вижу, что комната полным- полна воробьев. Видимо они уже давно облюбовали это место и чувствовали себя здесь полноправными  хозяевами. Крутили любовь, выводили детей, жили в тепле и достатке. Можно сказать, - воробьиная дача.

     Двери птицам были не нужны, когда можно было спокойно забираться в комнату через дырки в потолке. Два окна были хорошо застеклены, так что домик не продувался жестокими казахстанскими ветрами.

     Воробьи были непуганые и явно не ожидали моего вторжения. Всполошившись, они скопом кидаются на свет, на застекленные окна. Соскальзывают естественно, но других вариантов в их птичьих мозгах не возникает, и они без устали долбят и долбят стекло.

     Я тоже обалдеваю от такого переполоха. Сначала отмахиваюсь от них, хватаю руками и отшвыриваю прочь. Ну что еще с ними делать? Надо бы оставить их в покое и извиниться. Была бы птица покрупнее, то на кухне бы не пропала.

     Потом бездумно начинаю  собирать их со стекла и набивать ими пустую кирзовую полевую сумку, висящую у меня на плече. Вроде бы и добру пропадать жаль. Без особого труда набиваю сумку до отказа. Туда вместилось, наверное, штук двадцать. С этой добычей бреду по направлению к лагерю.

     И тут, наконец, соображаю, что сделать: приду в лагерь и выпущу на глазах у всех. Что я и сделал , предварительно анонсировав зрелище, и собрав толпу.

     Эффект был великолепный. Главное – никто не мог понять секрета. Мало того, что воробьи не водились в степи и сопках. Они обычно жмутся к обжитому человеком жилью. Так народ еще недоумевал, где, как и чем я их наловил. Аплодисментов не было. Было полное онемение от неожиданности. По-моему зрители ждали повторения.

     Хлебнув в полной мере восторга от своего триумфа, я с сожалением раскрыл тайну. Как жаль, что я не волшебник!

     Сразу воробьи не могли все выпорхнуть, так их было много. Приходилось даже выгребать их из сумки, вспотевших от жары и духоты, взъерошенных и насмерть перепуганных. Взлетев, они не разлетались в разные стороны, а моментально сбивались в стаю. Совершили несколько кругов над лагерем видимо «отбомбившись». Может быть это был круг почета или прощанья, а скорее всего «обчирикивали» меня на чем свет стоит. Сориентировавшись и обсохнув на ветерке, вся эскадрилья дружно взяла курс на свою базу.

     Секрет фокуса я вам раскрыл. Но если удастся повторить его, то проводите его где-нибудь в пустыне. А то ведь догадаетесь накупить воробьев где-нибудь на «Птичке» или в зоомагазине. Москвича этим не удивишь, и это будет уже не уровень Кио.

     Кстати, перед отъездом  на практику присутствовал на встрече Эмиля Кио со студентами МГУ. Запомнилась одна из его баек:

     Заходит после представления к нему за кулисы один солдат, и предлагает интересный фокус. Кио спрашивает, а что за фокус.

-А вы выходите на арену, представляетесь и вдруг внезапно исчезаете!
-Превосходно! А как это сделать?
-А это уж ваше дело.-говорит солдат. И я присоединяюсь к его словам.

     Ну, раз уж я разговорился об искусстве иллюзии, так и быть, исполню обещанное: раскрою секрет еще одного, но не более. Не собираюсь отбирать «хлеб» у профессионалов. Второй фокус был продемонстрирован тоже на природе «вживую». Но там я уже был в качестве зрителя и заворожен действом как полетом воробьев из сумки.

     Съездил я как-то один разок по профсоюзной бесплатной путевочке в Ессентуки подправить здоровье. Иду днем по центральному парку, передвигаясь от одного питьевого павильончика к другому. Пью по положенному регламенту теплую водичку -  четвертый номерок.

     Время – золотая осень, то ли конец сентября, то ли начало октября. Парк густо усеян опавшей листвой. Не жарко, но и не холодно. Народ курортный весь по аллеям чинно бродит, а меня в пустынный парк лирическое настроение  затянуло. На душе покойно и радостно. Какие-то обрывки стихов Лермонтова в голове всплывают.

     Сегодня - последний день лечения. Здоровье ощутимо поправилось. И даже курить, пить бросил, несмотря на напутствие лечащего врача, что теперь, мол, после всяких процедур все можно.  В кармане осталась последняя пятерочка, и расходы расписаны наперед – вечером на один рубль надо сходить с приятелем по этажу на просмотр интересного фильма в забегаловку-видеосалончик, а остальное исключительно на прокорм пирожками в поезде Мин. воды – Москва.

     Навстречу мне медленно и бездумно бредет парочка, тоже похоже очарованная золотой осенью .

     Цыганка со скромной тихой девчуркой с котомочкой. Сошлись на встречных курсах. Слышу традиционное:

-Милый! Давай погадаю! Всего-то двадцать копеечек! Больше и не надо! Не пожалеешь!

     Я же принципиально никогда не связываюсь с этими прорицателями, несмотря даже на сулимые проклятья и несчастья. Но тут подвернулась мне в кармане одна единственная монетка. В самый раз – двадцать копеек. Ни к селу, ни к городу она мне. А люди, понимаешь, нищенствуют.

-На, дорогая! Возьми. Спасибо и гадания не надо. Отстань только.

     Собираюсь продолжить лирическое шествие по шуршащей листве дальше.

-Постой! Дай к копеечке еще и бумажечку. Не бойся. Я тебе счас же прямо и отдам. Зато гадание надежней будет и здоровье поправится.

     И дернуло меня. Просто интересно стало. Наскучили ежедневные терренкуры да процедуры. Ну что она может сотворить со мной на трезвую то голову. Дай позабавлюсь над ее выкрутасами фокусами. Да и в психологическом плане лечение как бы закреплю. Где-то в глубинах души теплится у нас все же вера в цыганское  чудодейство. И стоит все зрелище-то 20 копеек.

     Вытащил заветную пятерочку и вложил цыганке в раскрытую ладонь. Но строго настрого оговорил, что она у меня последняя и никак не входит в счет «лечения».

-Милый! Мне лишнего не надо. Да ты возьми ее сам, если боишься. Сам и сверни в комочек несколько раз.

     Пятерочка благополучно перекочевывает мне в руки. Все идет под контролем и все нормально. Цыганка только достает иголку и протыкает ею ассигнацию. Вытаскивает и показывает мне почерневшее острие.

-Вот видишь! Это все твои болезни здесь. А теперь смотри.

Она берет сложенную бумажечку в свою руку, держа ее перед самым моим носом. Сжимает ладонь и предлагает:

-А теперь дунь, дорогой!

     Тихая девчурка никакого участия в волшебном действе не принимает, держится отстраненно от нас и даже постепенно отходит в сторону от меня на задний план. А я-то с нетерпением хочу закончить эту процедуру и не спускаю, как мне кажется острого глаза со сжатого кулака. Врешь, не обманешь – думаю. Смотрю как кобра на индийского факира.

     Дунул. Раскрывает цыганка ладонь. Пусто.

-Вот видишь дорогой! Все твои болезни и улетели прочь!

     Действительно, «улетели» как те воробьи из сумки. Но те хоть вверх взлетели, а бумажечка не иначе как в складки одежды умыкнулись. Я задохнулся от ярости. Жалко пятерочку. Жалко испорченного вечера.

-А, ну, отдай назад! Счас в милицию отведу!
-Да, веди, дорогой!

     Обшариваю лихорадочно руку до плеча. Нет ничего. И никаких ниточек, ни пружиночек. Ну не буду же я ощупывать ее по всяким интимным местам. Как же так! Ведь полный контроль был!

     Протащив плутовку, совершенно не противящуюся моим усилиям, несколько шагов за руку, осознаю всю бессмысленность привода ее в милицию. Вся страна кишит цыганами, и нет на них никакой управы. А тут я идиот со своей жалкой пятерочкой.

-Дай хоть сдачи! Рублик один на ужин! А?
    
     Дрогнуло все-таки сердце у злодейки.

Говорит девчушечке: -Ладно! Дай ему рублик. Но завтра приходи обязательно на это же место с тортиком! А то лечение не полное будет.

     Получив сдачу, с проклятиями удаляюсь. Сам хотел поразвлечься, а за это надо платить.

     День был окончательно испорчен. Вечером запасся даровым хлебушком в столовой и с тем наутро благополучно дотерпел до Москвы.

     С тех пор фокусами на природе не увлекаюсь. Не мое это. А тот фокус я разгадал через несколько дней. Хотя он крайне примитивен, но поучителен для всяких лохов. Большую роль играла в фокусе та самая крошечка-хаврошечка: она отвлекла на какое-то короткое мгновение мой взгляд на себя, отходя в сторону. Этого было достаточно, чтобы, слегка ослабив ладонь, просто уронить свернутый комочек в листву под ногами. Потом его спокойно забрали. В общем, не под грудями денежки надо было искать!

     Я потом с успехом без всякой подготовки продемонстрировал фокус своему внучку. Ну тому-то для отвлечения внимания достаточно было крикнуть: «Смотри! Вон птичка летит!»

     К чему я рассказал всю эту чепуху? А к тому, что всяких похожих по принципу воздействия фокусов  мы наблюдаем в нашей повседневной жизни предостаточно. Надо только догадаться, что вашими действиями руководит не ваше сознание, а умелые кукловоды. Они руководят вами не в осеннем парке, а с экранов телевизора, со страниц газет, с высоких трибун и т.д. Ведь когда народу тяжеловато и тоскливо, что надо?

     Правильно думаешь! Думай своей головой и постарайся определить грань между фокусом и реальностью. В сущности, мы все с переменным успехом, всю жизнь занимаемся, не подозревая того, фокусами в различных областях бытия. Одни показывают, другие смотрят. Жизнь – это театр мой дорогой! Извини, что отвлек опять же на миг твое внимание и проверь свой карман. И выучи наизусть басню «Лисица и ворона». Если исчезли куда-то твои кровные, поищи внимательно по сторонам «девчурочку», а потом обязательно у себя же под ногами и свою копеечку. Но тут другой фокус может быть: копеечка, к примеру, может оказаться фонтаном нефти… Но это тема другого повествования.

     Наша жизнь густо нашпигована фокусами и неожиданными поворотами. Умей их разглядеть. Фокусников - миллионы.

P.S.

     Возвращаясь к случаю с цыганкой, хочу сказать, что изложил свою версию события. А, может быть, и не так все это было, и она действительно оказала помощь мне. Это уже мистика! Разгадки фокуса в таком случае я не знаю. Пятерочку-то она заиграла, а вот по поводу здоровья может и помогла??? Вот только тортик не донес. Деньги кончились.

     Все-таки искусство создания иллюзии требует тщательной тренировки. Попробуем попрактиковаться на нескольких примерах и поискать аналогии.

     Возьмем пример из науки. Некий докладчик делает сообщение на симпозиуме. Результаты его работы подкрепляются ссылками на мнения крупных авторитетов. Будьте уверены доклад будет одобрен. В данном случае авторитеты – это «девчурочка», ваше мнение-это ваша «денежка», упавшая в кучу «общепринятого мнения», докладчик – «цыганка».

     Или возьмем выборы. Некий кандидат рвется в верхние эшелоны власти. «Девчурочкой» здесь служат тоже авторитеты (видные спортсмены, артисты и т.п) – группа поддержки, сопровождаемые к тому же шумной пиар-компанией. «Денежка» - ваш голос. А все вместе они образуют кучу, большинство, на которой и усаживается ваш фаворит. Но  еще кто-то  из  древних  мудрецов, не помню, высказал мнение, что человек выбранный большинством может быть и ничтожеством.

     Ну, что здесь можно сказать? Если вы лично не хотите быть фокусником, то все равно хотя бы теоретически изучайте азы этого искусства.

 


Рецензии