Мой дорогой муж

Страничка из личного дневника.

Июнь 1974 год. Как быстро летит время!
Скоро отпуск, в начале августа с сестрой Диной и нашими с ней детками собираемся в вологодскую деревню к родителям. С пересадкой в Москве - ехать трое с половиной суток. 

Давно не писала в своём дневнике: то ли надоело, то ли некогда или душа моя с возрастом стала равнодушной, а ведь столько всего интересного!
Пожалуй, нужно пописать о том, о сём...

Как-то не совсем хорошо я живу. Дни за днями идут: дом, работа, ребёнок в детском саду, муж на производстве и как всегда допоздна.

Ленивая я какая-то, уже нет никакой мечты, интереса, кажется, ничего мне уже не нужно, ничего не хочу... Все дни проходят бесцельно. Одна радость – мой ребёнок, только для него и живу.

Кто бы меня встряхнул, да так, чтобы кипело всё в моей душе. Хочу дней, заполненных хорошими делами, чтобы вечером с удовлетворением подвести итог прошедшему дню!

Как быстро летит время! Мне скоро двадцать девять! Дочке идёт пятый год.
Сегодня 13 июня 1974 года и сегодня ровно пять лет как я замужем...
Через семь месяцев, примерно в феврале, дай Бог, всё будет нормально – у нас с Геной появится ещё ребёнок...   



Мой муж - увлечённый человек

Поделюсь-ка я в дневнике о своём родном человеке – о моём муже Геннадии...
Геня... так мы с сестрой Диной по вологодской привычке его и называем.

Отличает его большая любознательность, увлечённость. Он живо вникает во всё, что его заинтересует, например, филателия и особенно фотография, в которой проявил себя творчески, как хороший фото-художник.

В свободное от работы время он делает прекрасные, вполне профессиональные пейзажные снимки и портреты людей, а я – его любимая фотомодель (так говорит он, показывая мои портреты сослуживцам или гостям).

В выходные дни, что иногда бывают у него, занимается с ребёнком в вопросах познания. Ещё очень любит шахматы и часто играет сам с собой и видеть это немного смешно, а, впрочем, мило...

Я очень люблю шахматы: наш папа учил с детства всех нас, шестерых детей, по мере взросления... Позже мы занимались в шахматном кружке в своей сельской школе, а далее я посещала кружок и в мои студенческие годы...
Первое время я тоже играла с мужем, естественно как всегда проигрывая партию...
Но, потом пришли другие времена и мне стало не до шахмат.



Спасибо той женщине... И это правда!

Надо отметить, что мой муж очень аккуратный человек. Его чистоплотность просто поразительна, у него как закон: ежедневный прохладный душ и он никогда не оденет дважды одну и ту же рубашку или футболку...

Однажды признался мне, что задолго до встречи со мной, встречался с женщиной с ребёнком.

-- Она была очень наблюдательна и строга в отношении аккуратности меня, тогда ещё совсем молодого парнишки... –  рассказывая это, мой муж смеётся:

-- Не успев зайти к ней, она тут же пристально рассматривает воротник моей светлой рубашки и если что-то не так, отправляет домой...

-- Будто не знает, что в такой жаре в нашем пыльном южном городе через пятнадцать минут шея взмокнет!

Я вполне согласна с ним: вижу, что у некоторых мужчин на шее под воротником лежит белый платочек. Ничего не поделаешь, приходится что-то придумывать при такой несносной южной жаре под 50 градусов да ещё когда торгуешь на рынке или идёшь по раскалённому асфальту под палящим солнцем!

Благодаря той женщине с ребёнком, что когда-то научила моего будущего мужа, у меня нет проблем со стиркой, приятно стирать не заношенные вещи. Спасибо ей! И  это правда.

Что примечательно, он абсолютно не ревнивый. К примеру, мы в ресторане на мероприятии, и меня обязательно кто-то из молоденьких парней приглашает на танец, знакомится со мной, мило беседует, а я знаю реакцию мужа, он согласно машет головой и говорит одобрительно:

-- Танцуй, танцуй!  Всё нормально!  Не переживай!

За все эти качества я ценю своего мужа, уважаю его и как-то по-своему люблю.
Как и у него и у меня тоже напрочь отсутствует чувство ревности...  Все мои близкие подружки – тоже и его подруги, он любит с ними общаться, бывает, после работы навещает их и всегда мне докладывает:

-- По пути зашёл к Натали, приходи. Жду...   

Наши подруги живут почти рядом, через десять минут я уже тут: сидим общаемся, пьём пиво с рыбкой.   



Честность, порядочность, принципиальность 

Знаю – ни одного гвоздя не украл на производстве и других воспитывал: «Самая мягкая подушка – чистая совесть».
У нас нет автомобиля и кое-кто из его коллег удивляется, почему, да как...

Кроме Горно-металлургического техникума у него три высших образования: Химико-Технологический Институт, Московские двухгодичные Высшие Курсы повышения квалификации, в том числе, и последнее: Высшая Партийная Школа, которую он закончил с отличием.

Он - великий труженик каких поискать, постоянно работает на руководящих должностях. Весь себя отдал работе, благодаря ему мы, в принципе, живём безбедно.

По приглашению руководства он перешёл на другую работу с более достойной зарплатой - на фосфорный завод в качестве начальника одного из шести участков. Участок «Хим. ремонт» был главным заказчиком и исполнителем по ремонту всего оборудования фосфорного завода...

На его участке было задействовано порядка 280 - 300 человек, в том числе люди, освободившиеся из тюрьмы. Людей с криминальным прошлым начальники других пяти участков вообще к себе не хотели брать, а он всех брал, но предупреждал:

-- В случае какого-нибудь малейшего прокола и привнесение сюда тюремных законов и принципов - будет немедленное увольнение!

-- Вот и выбирайте: хорошо оплачиваемая работа с премиями или... ваша свобода без денег!
 

Советский гигант индустрии: Завод Фосфорных Солей.

Фосфорный завод – крупнейший фосфорный комплекс мира построен примерно в середине 60-х. На стройку были привлечены иностранные специалисты и молодые люди со всего советского союза.

Завод находится в стороне - к востоку от города, вроде бы далеко от жилого массива и всё же был виден издалека. Он постоянно дымит и всегда накрыт белесым облаком фосфорного газа.

На основном производстве трудятся около 12000 (двенадцати тысяч) человек, а вместе с подсобными и прочими производствами около 20000 (двадцати тысяч).
Люди работают в три смены, потому как фосфорный завод работает беспрерывно.

Однажды я съездила к мужу на завод, встретив меня у проходной, он провёл экскурсию вокруг этой огромнейшей мощной махины...  К заводу проведена железнодорожная ветка, на которой стоит состав с цистернами...

Примечательно, вокруг огромного завода чистота и порядок, всё покрашено, побелено, в клумбах пышно цветут красные розы, белые хризантемы, светло-сиреневые ирисы и ромашки...
В воздухе, естественно, стоит небольшой запах гари, расплавленного металла или чего-то другого - непонятного... Производство вредное и это я вижу воочию.

Как-то по моей просьбе мой муж немного рассказал о заводе и специфике работы: конкретно его должности начальника участка по ремонту заводского оборудования и особенно огромных печей с тремя электродами, каждый электрод весом от десяти тонн, что расплавляют фосфорную руду...

-- Контролировать своих работников нужно постоянно, по ходу быстро решать возникшие вопросы...

-- Периодически бывает и такое, когда цех наполняются серым газом... Идёшь по задымлённому цеху, ничего не видно из-за газа на расстоянии трёх метров и нужно быть предельно внимательным, чтобы не врезаться в какое-нибудь оборудование или упасть на уровень ниже... Такие случаи бывают.

Я чувствую как мой Геня устаёт на работе, борясь с авралами, бывает, месяцами работает без выходных, иногда до двух-трёх ночи, или остаётся на ночь и часто приходит с работы взвинченный до предела...

Не раз бывало, когда ночью на заводе вдруг случалась нестандартная ситуация и середь ночи за ним приезжает машина, он спешно одевается и уезжает на завод...
Какой уж тут мне сон!

За многие годы работы у него на участке никогда не было никаких особых аварий с тяжёлыми травмами людей, Бог миловал... моими молитвами.
Он всегда тщательно следит за техникой безопасности, оберегает своих подчинённых и помогает им во всём. По возникшим проблемам навещает семьи своих работников.

Зная, что я не сплю, жду его, он звонит мне и ставит в известность, что жив-здоров и скоро подъедет... Я начинаю подогревать ужин, завариваю чай покрепче, готовлю тёплую ванну... 

Позже Геннадий занял должность зам. главного инженера, но легче, конечно же, не стало. Теперь не один участок, а много – сразу шесть!



Будь же ласковей со мной и чуть нежней!
 
Как утверждают мои подруги, по своей натуре я человек жертвенный... В связи с этим муж часто с раздражением высказывает мне, чтобы я не отдавала себя в жертву направо и налево - всем, кому «попадя» и не была у кой-кого «на побегушках»...
А я не могу иначе!

Раздражения у него предостаточно, эта единственная его черта мне очень и очень не нравится. Часто чувствую себя несчастной и страдаю от его необоснованной вспыльчивости, стараюсь успокоить себя, - бывают мужья и гораздо хуже, но думаю, что я этого совсем не заслуживаю...

Я расстраиваюсь и долго не могу себя успокоить, сижу поникшая, думаю, за что же ты так со мной? За что?

Хотя у него вспышка тут же гаснет, но в моей душе остаётся невыносимая боль и волной накатывает дикая тоска... Просит у меня прощения, но опять надолго ли?

Считаю, на становление его характера повлияло очень тяжёлое голодное послевоенное детство в связи с репрессией и безвременной гибелью отца... Позже, став подростком и учась в техникуме, – взвалил на себя заботы большой семьи, направлял и воспитывал всех своих племянников, вместо отца сам решал все семейные проблемы.

Вероятно, в такой нездоровой обстановке было не до ласковых слов, скорей всего – наоборот... Ведь правильные отношения зарождаются и воспитываются в благополучной семье: хорошие и добрые или... не очень.

Иногда мой муж бывает на редкость равнодушным, и это меня сильно огорчает. У него совершенно нет хоть какой-нибудь маломальской ласки и нежности ко мне, как к своей жене и даже к нашей маленькой дочке... Вот такой он - всегда крайне сдержанный.

В любви признавался «раз-два и обчёлся» и то, когда позвал в ЗАГС, чтобы получить ордер на квартиру...



Без вины виноватая...

Если потерял какую-нибудь бумагу или, например, очки, - виновата я и только я - «со своими уборками!»  Ищу под его сердитое бурчание, а он находит очки там, где сам же и положил: у телевизора, на стиральной машинке, на подоконнике или в кармане, но чаще нахожу я...

И не только очки: у него постоянно "теряются" разные вещи, по принципу: "Подальше положишь - поближе возьмёшь". Считаю, это издержки своего послевоенного детства в большой семье с кучей малых племянников, где нужно было постоянно что-то прятать.

Ему нельзя сделать малейшего замечания по поводу того, что мне не нравится в его характере. В этот момент он становится несдержанным, может накричать, даже с силой стукнуть кулаком по столу...



Всё знать и уметь...  И мне это нравится!

Если попросишь устранить какую-нибудь поломку, - наслушаешься всего: и надо и не надо... Поэтому стараюсь его вообще не беспокоить. Себе дороже!
В эти минуты мне приходит мысль о разводе: если трудно со мной жить – иди! Я не держу тебя, я не хочу, чтобы ты мучился, найди лучше меня...

Пока муж на работе, успешно справляюсь сама, ведь я из деревни и «руки растут с того места». Несложный ремонт в городской квартире розеток и вилок, утюга, стиральной и швейной машинки, устранение течи из водопроводного крана, сменив  прокладку на новую, прочистка раковины на кухне...

Могу сделать ремонт: побелка потолков и наклейка обоев без каких-либо помощников, ведь я, как художник-оформитель, всё это умею... Так же аккуратно (по диагонали - тогда было модно) нарезала победитовым наконечником кафельную плитку и положила на раствор в кухне, в ванной комнате и на пол лоджии...

И ещё: как-то муж со своими слесарями привёз оконное стекло (неполный пакет)- каждое полотно с отбитым углом... но ничего - выкроим.

В один из дней я нарезала новое стекло и застеклила на нашем 6-метровом лоджии, аккуратно мелкими гвоздиками укрепив по периметру тонкими штапиками, покрасила белоснежной краской деревянные оконные рамы...

Остатками стекла застеклила все разбитые окна в подъезде нашей хрущёвки-пятиэтажки... Снимать и ставить на место тяжёлые рамы помогал Рахматулла - сосед узбек, что торговал на улице с утра до вечера сигаретами и сладостями... (пришлось пригласить). 

Могу работать с электродрелью (гвозди, шурупы, саморезы), повесить в ванной комнате полочку с зеркалом, поставить накладной замок в деревянную дверь и т.д. -  всё, что нужно делать дома мужчине-хозяину в течение всей жизни.
Что интересно, мне самой всё это очень даже нравится!

На работе директор не раз просила отремонтировать расшатавшийся стул, однажды  поменяла замок в двери её кабинета...

Девчата на работе подходят ко мне с маленькими проблемами: кому-то очки отремонтировать(стекло с шурупчиком выпали) или выполнить несложный ремонт будильника, советских механических наручных часов. Легко и просто: почистить авиационным бензином, поставить на место слетевшую ось маятника или упавшие стрелки, установить на место выпавшую заводную головку... Инструменты с лупой у меня есть.

Ещё многие приходят постричься, и я никогда не беру за стрижку никакой платы.
В парикмахерскую не хотят: (там плохо стригут!) 

С некоторых пор меня стали называть «индиго»...  А мне смешно! 
Говорю им, трудного тут ничего нет, вы сами попробуйте и у вас всё получится!

 

Терпеть и прощать!

Мой Гена не злоупотребляет спиртным и за это я тоже его ценю, ведь на дух не переношу тех, кто пьёт! Он очень редко приходил чуть подвыпивши (я чувствую на расстоянии) и это меня очень расстраивает. Открываю входную дверь заранее. Встречаю...

Называет меня «ласточкой» и сразу напоминает, чтобы чайку приготовила, но чай с ужином давно уже готов! На мой немой вопрос отвечает, что так было необходимо... 

Не успела налить пиалу с чаем, гляжу – уже разделся, аккуратно повесил одежду,   и... уже спит!
Открываю форточку, поправляю подушку, укрываю одеялом, выключаю свет... Спи с Богом!
И мне – спать, спать! Но сон не идёт... 

Живя с ним в браке, я перестала любить субботы, именно в эти дни, когда он, иногда бывает, не выходит на работу, у него иногда возникает потребность обязательно скинуть на меня весь свой негатив, что накопился за неделю на его довольно трудном производстве – «фосфорном заводе»...

А мне тут же вспоминается песенка: «Опять пришла суббота и нам с тобой охота вновь попсиховать»...

Бывало и такое: вечером приезжает с завода крайне раздражённым, а я снова «козёл отпущения»... мой дорогой муж начинает психовать без какой-либо на то причины...

Кончится моё терпение, в слезах ухожу часа на два из дому, сажусь в городской автобус, проеду по вечернему тёмному городу туда и обратно с одного конца до другого, возвращаюсь домой, а мой дорогой спит себе! Где жена, что с ней?

Устал... Конечно устал и мне его жаль до слёз! Смотрю на него спящего, а глаза мои опять на мокром месте.
 
Если бы я хоть чуточку знала его сложный характер, возможно, не вышла бы за него замуж. Жить с ним часто бывает тяжеловато. Что примечательно, на людях он очень обаятельный, внимательный человек с присущим ему оригинальным юмором... Эдакий двуликий Янус!

Другая на моём месте вряд ли вытерпела, уж слишком у него сложный характер!
Моя сестра смогла бы поставить его на место и это так, как поставила она своего мужа Славу. Как-то сказала моему Гене это, рассердился мой дорогой не на шутку! Наслушалась я тогда всего: надо и не надо...

Какие могут быть тут нервы? Нервы... оголённые нервы, и мне его очень жаль.
Жаль и себя. Говорю себе: надо терпеть! Ведь я не "из городских"...



Привычка...

По своим наблюдениям за семейной жизнью своих друзей и родственников к моим, почти тридцати годам, я сделала вывод: в межличностных отношениях между супругами меньше всего виновата женщина, сплошь и рядом виноват – мужчина.

Когда-то читала и запомнила изречение: «Для создания семьи достаточно полюбить, а для сохранения семьи – нужно терпеть и прощать».
А есть ли она – эта, так называемая, сумасшедшая звёздная любовь? Не знаю... Однозначно, ни у кого в семьях нет такой любви, она испаряется, – есть привычка.

Я ценю его, по-своему люблю и всегда позабочусь о нём, - он же мой, самый родной человек до конца моих дней... Он - мой большой ребёнок, я переживаю за него и я, как могу, стараюсь облегчить ему жизнь... Будем продолжать жить дальше!

На работе мужу выделили дачный участок, и мы с удовольствием работаем: копаем, поливаем, пропалываем грядки, снимаем урожай и тащим домой тяжеленные сумки с овощами и фруктами, я обрабатываю, консервирую... ещё и угощаем соседей по  подъезду.
Часто муж в субботу и воскресенье на работе и мне чаще всего одной приходится  ездить туда - поливать, полоть и тащить...

Обрабатывая и перепечатывая на компьютере свои дневники, я дала почитать Гене то, что я сейчас написала о нём, разложив по полочкам его сложный характер, спросила, может не нужно, вдруг обидится, на что он ответил:

-- Почему не надо писать и почему я должен обижаться, если так оно и есть на самом деле!
 


Моему мужу к 60-летию.

Тебе уж шестьдесят!
Так много! И так мало!
С годами я тебя
Любить сильнее стала.

Я с возрастом тебя жалеть
Всё больше стала
И чувство нежности
С годами возрастало.

Мы рядом тридцать лет,
Как будто тридцать дней
Стремительно промчались...
Всё было между нами:
Дни радости, и дни печали
И редкие размолвки,
Тревога ожиданий...
Но радости намного больше,
Чем страданий.

С тобою вместе мы
Все эти годы,
Старались сообща нести
Житейские невзгоды.

Мы вырастили дочерей,
Образование им дали,
Достойными людьми
Девчонки наши стали.

Тебе уж шестьдесят!
Так много! И так мало!
С годами я тебя
Любить сильнее стала!

Теперь ведь некуда
Тебе уже спешить,
И пожелаю я тебе
Как можно дольше жить!


Рецензии
ПРимерно то же, Нина, я вижу во взаимоотношениях моего брата и его жены
но знаете - редко, но бывает и обратная ситуация,
когда мужья терпят
тоже ненужным самопожертвованием выглядит.
Бросить все и уйти? Бывает, к лучшему... но чаще -все складывается еще хуже.

Итог от мужика: свинтусы мы!

Александр Скрыпник   27.10.2019 15:06     Заявить о нарушении
Надо же как совпало!..

Александр Скрыпник   28.10.2019 07:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.