Роль образования в судьбах лезгин

В одной из своих многочисленных публикаций известный в Азербайджане и сопредельном Дагестане, писатель и публицист М.Н. Меликмамедов (род. 1948) отмечал, что согласно его подсчетам, лезгины среди 180-ти народов России по уровню образования (по образованности) находятся на почетном пятом месте. В свою очередь, ранее, такие учёные как советский академик А.Е. Крымский (1871–1942) и дагестанский профессор А.Р. Шихсаидов (род. 1928) отмечали, что еще во время арабского нашествия в VII веке в Дагестан лезгины (леки, лакзы) имели свою образовательную систему и десятки ученых.

Исходя из исторических фактов, предоставленных уже другим российским учёным, профессором Р.М. Магомедовым (1910–2005), становится ясно, что в X веке лезгины имели научные и культурные связи с Передним и Ближним Востоком. В XI веке во всех крупных лезгинских селах действовали медресе (мадраса). В XIII веке арабский учёный Закарийа ал-Казвини (ок. 1203–1283) писал о медресе, открытых в Южном Дагестане и Северном Азербайджане (территории компактного расселения представителей лезгинских народов) одним из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока визиром Низам ал-Мульком (1018–1092), где преподаются занятия на арабском и лезгинском (лакзанском), о переводе нескольких ценных исламских книг с арабского на лезгинский язык.

Французский путешественник XIII века Рубрик писал лезгины имеют в виде рукописей много ценных книг. Они с большой любовью сохраняют и читают свои книги. Арабские историки X века указывали развитие математики, астрономии, философии и медицины в стране лезгин (ал-Лакз). Как описываются в произведениях арабских авторов, в X–XIV веках наряду с Кавказом в городах Багдад, Мекке, Дамаске, Алеппо, Бухаре и в городах подконтрольных Золотой Орде жили и творили десятки лезгинских ученых. Приведём имена некоторых известных нам лезгинских учёных и религиозных деятелей.

Известный южнодагестанский учёный, преподаватель медресе Салим ибн Мухаррам ал-Ахти (ум. 1850/51); южнодагестанский учёный и богослов, арабист ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.); богослов и суфийский шайх из сел. Ахты Мамед-Наби-Эфенди ал-Ахти, который упоминается в «Донесение Закавказского Шейх-уль-ислама Главному Начальнику Управления на Кавказе о мюридизме и мерах борьбы с ним» Ахмеда Гусейн-заде; богослов, мыслитель, поэт и кадий Самурской долины Мирза-‘Али ибн Мухаммад-Шариф ал-Пирбудаги ал-Ахти (1771–1858); Мухаррам-Эфенди ал-Ахти (XVIII в.) — современник Сурхай-хана II (ум. 1827), прадед известного дагестанского ученого ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910). Тесть и учитель Мухаммада ал-Йараги (ум. в 1838 г.); южнодагестанский учёный-богослов, врач из сел. Ахты Самурского округа Рахман-Кули-Эфенди (Ахмад-Кули) ал-Ахти (XVIII в.). Автор перевода с персидского на арабский язык известной на Востоке работы «Тухфат ал-му’минин» («Подарок правоверным», 1669 г.) Мухаммада ал-Дайлами (ум. 1697); мусульманские богословы, суфийские шайхи XVIII века выходцы из сел. Фий (сел. Фей, Кубинский уезд, ныне Ахтынский район, Южный Дагестан) Махмуд-Эфенди ал-Фуйи и ‘Абд Аллах-Эфенди ал-Фуйи; крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства, мударрис —Хаджи-Давуд ал-Мускури (1680–1740) из сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района, Северный Азербайджан); муршид, дагестанский учёный, преподаватель медресе, сын известного ученого и идеолога народно-освободительного движения в Дагестане Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) – Хаджи-Исма‘ил ибн Мухаммад ал-Йараги ал-Курали ал-Йараги (1810–1904); учёный, поэт, основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни, муршид накшбандийского братства Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838); южнодагестанский богослов Мухаммад-Эфенди б. Хаджи-Исма‘ил-Эфенди ал-Йараги, сын шайха Исма‘ила ал-Йараги (ум. 1904), внук муршида Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838); Хафса(т) Бинт Мухаммад ал-Йараги (ум. 1857/58) — дочь суфийского шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838), одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук — морфологии и синтаксису арабского языка, логике, метрике, риторике, фикху, хадису, тафсиру и т. д; Аслан-Эфенди аш-Штули — южнодагестанский богослов, по сведениям энциклопедиста Назира ад-Дургели (ум. 1935) этот «универсальный, выдающийся ученый, глубокий муршид, был жив еще в 1293 г.» (т. е. 1876 г); крупный религиозный деятель Южного Дагестана, организатор крупного восстания 1930 года в Южном Дагестане против советской власти Хаджи-Мухаммад аш-Штули (1855–1930) из сел. Штул (сов. Курахский р-он, Южный Дагестан); мусульманский богослов и поэт из лезгинской области Кюре, сел. Ушдул (сел. Штул, сов. Курахский р-он, Южный Дагестан) Мирза-бек Карим ибн Исраф’ил аш-Шу‘а‘и (ум. 1894); Мирза Джабра’ил-бек ибн Исраф’ил аш-Шу‘а‘и (1822–1902) — поэт, некоторое время был преподавателем мусульманского права в г. Дербент. Имел литературный псевдоним — «Сипехри». Младший брат Мирза-бека аш-Шу‘а‘и (ум. 1894). В Институте рукописей Академии наук Республики Азербайджан хранится два исторических сочинения, написанные Сипехри на азербайджанском языке: 1. «Мулхакат Дербенд-наме» (1891); 2. «Дар зикр ахвалат Гази Молла Авари» («О деяниях Гази Молла Авари», 1893), о начавшемся в 1831 г. движении в аварских районах; Исраф’ил аш-Шу‘а‘и — мусульманский богослов, был делопроизводителем и секретарём у местного правителя ‘Амира Султан-бека. Отец лезгинских поэтов Мирза-бека Карима (ум. 1894) и Мирза Джабра’ила аш-Шу’а’и (ум. 1902). После переселения в г. Дербент к имени Исраф’ил аш-Шу‘а‘и прибавилась нисба «ад-Дарбанди»; мусульманский богослов, суфийский шайх братства Халватийа Пир Сулайман аш-Шалбузи. Родился в сел. Лгар (Лгарпиркент) Ахтынского района, преемник шайха ‘Амира ал-Мишлиши (ум. ок. 1562/63); философ XI века, известный во всем Востоке ’Абу Бакр Мухаммад ибн Мусса ад-Дарбанди (ум. 1145); преподававший в известном медресе Низамийа в г. Багдад Хаким ибн Ибрахим ал-Хиналуки ал-Лакзи (ум. 1144); автор нескольких книг по грамматике арабского языка, факих шафи‘итского мазхаба Садр ад-Дин Сулайман ал-Лакзи; знаток хадисов, историк династии Хашимидов, один из влиятельных шайхов Баб ал-абваба (г. Дербент), автор исторической хроники «Та’рих Баб ал-абваб ва Ширван» («История Дербента и Ширвана») Абу ‘Абд Аллах Маммус ал-Лакзи (1040–1110); дарбандский ’алим Абу ‘Абд Аллах Муса б. Йусуф б. ал-Хусайн ал-Лакзи (XII в.), который был известен среди современных ему учёных как «ал-Хусайн ад-Дарбанди», то есть из г. Дербент; дарбандский богослов, шафи‘итский правовед, аш‘арит Абу Мухаммад Баз б. ал-Марзубан б. Аби Хурайра ал-Курахи ал-Лакзи; Да’уд Ба’ам ибн Сулайман ал-Лакзи — шайх, мусульманский богослов из сел. Гдынк (Ахтынский р-он, Южный Дагестан), переписал сочинение «Танбих ал-гафилин» («Предупреждение беспечным») ханафитского мистика Абу-л-Лайса ас-Самарканди (ум. 955); дарбандский ’алим Йусуф б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ал-Лакзи, шафи‘ит, обучался в своё время в г. Багдад у Абу-л-Музаффара ас-Сам‘ани (ум. 1096); дарбандский шайх, мухаддис Абу Бакр Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Лакзи; дарбандский ’алим, факих Мухаммад б. Да’уд ал-Лакзи; мусульманский богослов, хафиз и мухаддис ’Абу-л-Валид ал-Хасан б. Мухаммад б. ‘Али ал-Балахи ас-Суфи ал-Лакзи (ум. 1064); Хаджи ‘Абд Аллах-Эфенди ал-Кури ал-Алкадари (ум. 1862) — дагестанский богослов и арабист, отец историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910), и Мухаммада ал-Алкадари, зять шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838); крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана исламский правовед ал-Хасан ибн ‘Абд Аллах ал-Алкадари (1834–1910) и многие другие.

Советский арабист, академик И.Ю. Крачковский (1883–1951) писал, что лезгины, находясь вдали от родины, становились влиятельными людьми и примером для ведущих представителей исламского мира как в научной сфере также в других отраслях. Так, например, медресе открытая педагогом основоположником мюридизма на Кавказе, организатором и идейным лидером народного движения против царизма — шайха Мухаммада ал-Йараги в селе В. Яраг, считался академией арабского языка на Кавказе. Советский историк-кавказовед Н.И. Покровский (1897–1946) писал, что Дагестан обеспечивал весь Восточный Кавказ специалистами арабского языка.

Корифей XIX века, выдающийся поэт и врач Мирза-‘Али ал-Ахти (ум. 1858), которого русские, немецкие и английские авторы называли «Умным из голов». Некоторые русские историки писали, что не было болезней которого бы не победил ал-Ахти. Академик И.Ю. Крачковский назвал автора книги «Асари Дагестан», владеющего многими языками ал-Хасана ал-Алкадари: «Великим кавказским — арабским поэтом».

В 1871 году после завершения исследования лезгинского языка известный кавказовед барон П.К. Услар (1816–1875) писал: «Если рассматривать образование с точки зрения количества школ на численность населения, то лезгины обошли в этом вопросе многие европейские народы».

В открытии школ современного типа лезгинам помогали некоторые русские офицеры. Например, в 1836 году в г. Кусары (ныне лезгинский город в Северном Азербайджане), в школах организованных для детей офицеров учились более 40 местных детей.  До Октябрьской революции в сел. Ахты имелось 20 медресе, в которых преподавались как богословские, так и обычные светские науки. В 1859 году в сел. Ахты Лебединским основана детская начальная школа, прекратившая свою деятельность в 1861 году. Тогда же, в 1861 году была основана первая светская сельская школа в Дагестане и на всём Северном Кавказе, носившая название «Одноклассное начальное общественное училище», где обучались 44 ученика.

Первыми учителями были Джами Бабаев, латышский писатель Эрнст Берзниек-Упит (1871–1960), ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), Бадрудин Таирбеков. Ныне это Ахтынская СОШ №1. В связи с её открытием, военный начальник Южного Дагестана генерал-майор Л.И. Меликов (1817–1892) в своём официальном рапорте на имя губернатора Дагестанской области докладывал: «Согласно желанию жителей, 26 сентября 1861 года в Ахты учреждена народная школа на 44 ученика для обучения русскому и татарскому языкам. Поступившие ученики отличаются прекрасными способностями, и от учреждения этого нельзя не ожидать пользы в будущем…».

Учениками этой школы были такие выдающиеся личности, как основатель и первый глава Дагестанской АССР Н.П. Самурский (1891–1938), народный комиссар земледелия ДАССР М.Т. Ахундов (1897–1928), Герой Советского Союза Г.А. Алиев (1922–1981), Герой Социалистического Труда С.К. Ферзалиева (1925–2015); депутаты Верховного Совета СССР А.-В.В. Вагабов (1911–2009), М.А. Макатова (1921–2004), Г. Султанова, М. Багишева (ум. 2011); народная артистка России Р.А. Гаджиева (1909–1990), народный писатель Дагестана Ш.-Э.Б. Мурадов (1913–1996); первая киноактриса Дагестана С.Н. Аскарова (1907–1955); единственная дагестанка — балерина Большого театра А.А. Джалилова (1908–1982); основоположник скульптурного искусства Дагестана Х.-Б. Аскар-Сарыджа (1900–1982); крупный геолог-золотоискатель А.Х. Алискеров (1914–1956); журналист, драматург, литературовед, критик Г.А. Гаджибеков (1902–1941); литературовед, философ и учёный А.Г. Агаев (1924–2003); первая дагестанка — доктор наук, офтальмолог К.А. Адилгезелова-Палчаева (род. 1915); российский и советский учёный, доктор ветеринарных наук, профессор, один из ключевых разработчиков вакцины против бруцеллеза Абулхак Аливердиев (1910–1992); писатель и драматург, народный писатель Дагестанской АССР, Член Союза Писателей СССР К.М. Меджидов (1911–1974); советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза В.А. Эмиров (1914–1942); советский машиностроитель, лауреат Государственной премия СССР, главный инженер завода «Дагдизель» (1965–1985) Агаверди Аливердиев (1918–1985); российская и дагестанская театральная актриса, Народная артистка РСФСР Ш.К. Кухмазова (1924–2009); заслуженный юрист, доктор юридических наук, профессор, председатель Верховного Суда Дагестанской АССР (1962–1970) Али Аливердиев (род. 1925); первый в Дагестане доктор биологических наук, профессор ДГУ (г. Махачкала, Дагестан) Агалар Аливердиев (род. 1927); талантливый инженер-самородок, в 1931 году построивший в Ахты малую ГЭС, Салих Ахмедов и многие, многие другие. На месте СОШ №3 находился старинный медресе, популярный среди жителей Южного Дагестана и Северного Ширвана, основанный правителем (кадий) Ахтыпаринского вольного общества XIX века, богословом Мирза-‘Али ал-Ахти (ум. 1858).

2 мая 1894 года в письме начальника Самурского округа к военному губернатору Дагестана говорилось, что население села Ахты в меру своей склонности к науке и образованию с большой инициативой стараются дать образование своим детям. Поэтому возникает необходимость открытия новых школ. Часть населения не в состоянии обучать детей за свой счет и поэтому требуют оказания им помощи, говорилось в письме. Наряду с мальчиками, девочки тоже интересовались учебой.
В конце XIX века если в других селах Дагестана девочки, обучающиеся в школах составляли 14%, то в лезгинских поселениях эта цифра составляла выше 30%. Шахрузат Гаджибалаевна Султанова, окончив образование в девичьей гимназии Г.З. Тагиева (1823–1924) в г. Баку вернулась в сел. Касумкент (ныне село в С.-Стальском р-оне, Южный Дагестан), где открыла четырех летнюю школу для девочек. В первый год она привлекла на занятия 60 девочек. В 1866–1890 годы половина 124-х дагестанцев, получивших образование в г. Ставрополь, были лезгинами. В 1868–78 годы из 47 дагестанцев, окончивших Бакинское реальное училище (г. Баку) 30 являлись лезгинами. В конце 60-х годов XIX века, когда начался процесс утверждения детей, уважаемый дагестанцев в вузы Москвы, Петербурга, Харькова и в другие регионы России поток лезгинских детей оказалось выше. Лезгины направляли своих детей на учебу также в Турцию.

Аналогичная ситуация была и в Северном Азербайджане. Бакинская газета «Таза хаят» («Новая жизнь») в номере от 5 июня 1912 года о сельской школе Кубинского уезда села (Зейхур) Цийихуьр писала: «В школе села Зихур преподает известный патриот мулла Абдейнин. В школе дети обучаются исламской истории, родного языка, шариату, Корану. 20 учеников школы удостоены премией».

В начале XX века лезгинские ученые, меценаты занимались открытием школ как в Южном Дагестане, так и в Кубинском уезде. Как писали азербайджанские газеты того времени «Игбал», «Тезе хаят», «Ачыг сёз», в открытии школ особую активность демонстрировали ‘Абд Аллах-Эфенди, Хаджи Шекер-Эфенди, Хаджи Умид-Эфенди, Хаджи-Расул, Джабра‘ил-Эфенди, Хаджи-Исхак ага, Молла-Хусейн, Мехди-Эфенди, Джанмирза-Эфенди, ‘Али Солтан-Эфенди, Теймур-Эфенди, ученые Джарулла Асланов, Раджаб Амирханов.

Раджаб Амирханов во время работы в г. Баку сотрудничал газетами «Иттифаг», «Таза Хаят». В 1912–1913 годах он являлся спецпредставителем газет «Заря Дагестана» и «Мурманская газета», издававшихся в г. С.-Петербурге по г. Баку и Южному Дагестану. Раджаб Амирхановым был подготовлен проект всеобщего образования народа. План назывался «Большой план Рей-Алифа». Он выдвигал идею, что только образованный и развивающий свою экономику народ может достичь счастливого будущего. Он создал в г. Баку общество «Помощь искоренению бедности и неграмотности», в Дагестане «Дагестанское издательское общество», в сел. Ахты «Новое поколение», в Кубинском уезде «Священный меджлис». Эти общества собирали деньги для открытия лезгинских школ в Южном Дагестане и Северном Ширване, составляли учебники в национальном языке, привлекали молодежь к учебе, помогали газетному изданию, оказывали тесную помощь Ахтынскому и Бакинским театрам». В книге «История дагестанских лезгин» (А.К. Керимов, 2005 г.), автором приведен поименный список 356-ти (!) кандидатов и докторов наук, работающих только лишь в семи ВУЗах г. Махачкала (Дагестан). В настоящее время на территории РФ живут и трудятся по приблизительным подсчетам более двух тысяч кандидатов и докторов наук лезгинской национальности.

«Лезгинский образовательный феномен» в свою очередь стал предметом обсуждения в научных кругах — была посвящена специальная передача на радио «Свобода» (г. Москва). В дискуссии приняли участие российский учёные, профессор С.А. Арутюнов (род. 1932) и кавказовед А.О. Булатов (род. 1964). Сергей Арутюнов подчеркнул, что среди лезгин относительно других народов Дагестана высокий интеллектуальный ресурс.

«Во многих областях науки представители лезгинского народа достигли определенных успехов и внесли значительный вклад. И вообще у лезгин довольно давняя письменная культура, как-то в стереотип нации входит тяга к образованию, получению образования, к интеллектуальной карьере. Лезгины — это очень читающий и пишущий народ. Многие деятели обращаются к истории лезгин, к особенностям их культуры», — отметил он.

Ученые также попытались найти рациональное объяснение «установке» народа в своем развитии, на успех в области науки, образования, в противовес альтернативной, «силовой», и популярной у других этносов модели развития. Этнолог Сергей Арутюнов попытался объяснить это тем, что в отличие от другого крупного дагестанского этноса, который, по его мнению, был «народом исключительно воинственными, полагавшиеся в значительной степени на силу своего оружия, установления своего доминирования на сопредельных территориях, у лезгин было меньше возможностей для такого военно-политического объединения и действия». По его мнению, именно это и обусловило, что в большей степени энергия лезгинского народа «ушла» в интеллектуальную и гуманитарную сферу.



Автор: ‘Али Албанви



На фото: Республика Дагестан, вблизи села Ахты, река Самур на закате [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9nIPyU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2019). — Яз. рус.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


МЕДРЕСЕ (МАДРАСА) — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

МУДАРРИС (араб. «преподаватель») — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.

МУХАДДИС — исламский учёный-хадисовед, занимающийся наукой о хадисах и их методологией.




ЛИТЕРАТУРА


1. Алишаев М. Мавлид и лезгинская мысль. Возродить тысячелетнюю духовную традицию [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9nIEmn, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2019). — Яз. рус.

2. Амрахов. А. Лезгинский «холокост» и две модели развития народа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9nISyt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2019). — Яз. рус.


Рецензии
Согласен с Вами полностью. Но вот аварцы говорят « Москвич- не Машина, лезгин- не мужчина...». Образованность лезгин им покоя не даёт?

Якуб Швейк   25.05.2019 11:51     Заявить о нарушении
Уважаемый Якуб, аварцы один из многочисленных народов Дагестана, представители которого к слову значительно преуспели в спорте... Однако возвращаясь к Вашему вопросу.. скажу, мне сложно сказать кому принадлежит авторство упомянутой вами фразы. Считаю что приписывать ёё целому народу мягко говоря не корректно, но в тоже время думаю к какой бы национальности или этносу он не принадлежал - это недалёкий человек.

Али Албанви   25.05.2019 19:32   Заявить о нарушении
Я согласен с Вами,уважаемый Али!

Якуб Швейк   25.05.2019 20:02   Заявить о нарушении