Как разбудить гения?

 

     Мой многолетний опыт работы с детьми разных возрастов , в том числе и с воспитанниками детского дома, говорит о том, что художник спрятан практически в каждом ребенке, если его не успели истребить взрослые.
Но ему надо помочь проявиться, вылезти наружу. И чем раньше это произойдет, тем больше  шансов на успех.    Он проявляется неожиданно. Далеко не всегда в благополучных отличниках. Порой ребенок, на котором взрослые поставили клеймо умственно неполноценного,  ошеломляет глубиной и сложностью внутреннего мира, явленного в изобразительном творчестве, в формах и цвете.  Откуда в маленьком человечке, едва научившимся говорить, такая тонкая художественная интуиция, сила и неповторимость самовыражения – это остается загадкой.
    Для этого надо снять  с ребенка зажимы для   самовыражения и избавить от навязанных ему шаблонов и стереотипов. Он должен погрузиться в мир красок, линий, форм, незримых цепей ассоциаций. И он откроет в этом мире свой собственный язык, соответствующий его характеру,  темпераменту и сможет выразить то, чего не может выразить словами. Ребенок – гений самовыражения. И ему надо помочь овладеть изобразительной грамотой, не растеряв своих  выразительных возможностей и своей творческой индивидуальности .   
     Свою педагогическую деятельность руководителя изостудии я начала в школе-интернате для детей, лишенных попечительства родителей. Здесь мне поначалу предоставили только помещение. Никаких пособий и материалов для работы не было. Я решила сразу вывести детей на большой формат. Принесла пастель, которой работала тогда сама, и рулоны старых обоев. Резала бумагу по размеру листа ватмана или половины листа. Дети, привыкшие рисовать цветными карандашами, уткнувшись  носами в тетрадочки и листочки,  довольно быстро освоили такой формат. Им нравилось создавать большие картины. Сухая пастель была для этого подходящим материалом,  давала возможность быстро покрывать большую поверхность, а также увидеть многообразие оттенков цвета, отойти от раскраски, которой их учили. Можно было рисовать всей поверхностью  мелка, что давало красивую фактуру.  Я сразу начала ставить перед учениками творческие , а не просто учебные задачи.  Они чувствовали себя художниками и становились
ими. Постепенно раскрепощались, постигали основы композиции.   
    В некоторых работах меня поражало, что дети смотрят на мир и строят свои композиции как бы сверху с высоты птичьего полета.   Это было сочетание крошечных фигурок людей, животных с необъятными просторами , огромными деревьями, высоченными стенами сказочных дворцов. Персонажи оставались маленькими, зато мир вокруг них становился огромным. В этом была своя правда. Это придавало детским работам особую монументальность.  Так, первоклассник Толя Алексеев изобразил бой витязя со  Змеем- Горынычем, а второклассница Катя Александрова разместила своих зверюшек на фоне причудливых гигантских стволов.
    Этих юных художников, как и многих других воспитанников интерната, ждала печальная судьба. Их отправили в интернаты для слабоумных, поставив соответствующие диагнозы.  Так я лишилась многих художественно одаренных учеников. Когда в психиатрическую больницу попал самый активный и увлеченный студиец Алеша Убаев и его друг, немного разболтанный и ироничный  Саша Кузнецов, я вмешалась. Как выяснилось, Алешу поместили в больницу «за отметки», а Сашу «за поведение».       Я показала врачу работы ребят, объяснила ситуацию . И вскоре мальчиков вернули в интернат.  Работа Саши «Верблюд в пустыне»   находилась в это время на  международной детской выставке в Академии художеств.
      А вот за Катю Александрову пришлось долго бороться. Девочка, проявлявшая незаурядную художественную одаренность, оказалась в интернате, где давалось образование на уровне четырех классов. А рисование вела библиотекарь, для которой основным критерием была аккуратность раскраски. И Катя  не соответствовала этому критерию . Медико-педагогическую комиссию не поколебало заключение опытных психиатров , которым я ее показывала. Они, не учитывая ее подавленного эмоционального состояния, подтвердили диагноз и запретили ей приходить ко мне.     На следующий год я сделала еще одну попытку вытащить Катю из этого интерната. Мне удалось договориться в Институте дефектологии с  известным профессором в области детской психологии.  Эта замечательная женщина согласилась посмотреть Катю.
На прием ее повезли в сопровождении завуча, врача и педагога. У девочки от такого прессинга опять язык присыхал к горлу. Однако , несмотря на все старания сопровождающих, диагноз был категорически опровергнут. И все же Кате пришлось остаться во вспомогательном интернате, т. к. она уже отстала и не могла заниматься по нормальной программе. 
    В 1995 г. моя студия, которую я вела уже в другом месте, впервые участвовала  на детской выставке Международного ежегодного  фестиваля  «Зодчество». Я представила на него и архитектурные фантазии интернатских детей,  которые за ненадобностью выбрасывались на свалку. Я чувствовала себя неуверенно, т.к. это был конкурс архитектурных школ и студий. Однако успех превзошел все ожидания. Помимо диплома 1 степени Союза архитекторов, Международный фонд Чернихова присудил нам специальную премию и диплом «За педагогическое мастерство, позволяющее наиболее полно раскрыть творческую личность ребенка» . А Кате Александровой жюри единогласно присудили диплом 1 степени  за античный сюжет.
    Моя студия под названием «Лебедь» и в дальнейшем участвовала на фестивалях зодчества, «Золотой кисточке» и других выставках, на них мои ученики и я,  как педагог, получали дипломы и почетные грамоты.
      Однажды мама привела в студию девочку 2,5 лет.  Я согласилась попробовать с условием, что мама не будет от нее отходить. Мама макала кисти в баночки с гуашью, на которые показывала девочка. Результат был ошеломляющий.  Из-под кисти Ирочки выходили мощные по цвету произведения абстрактной живописи . Они не повторяли друг друга. Каждый лист был наполнен смыслом, понятным лишь юной художнице, однако они производили впечатление отнюдь не детской мазни. В них присутствовала художественная интуиция, ритм, чувство цвета. Вскоре помощь мамы не понадобилась. Девочка с увлечением выдавала один лист за другим и не хотела уходить, когда мама приходила за ней.      Вскоре в ее работах  стали появляться пейзажи, фигуры животных и людей. Это была не раскраска, а настоящая живопись. Через год Ира Саликова получила главный приз в младшей категории на Международной   выставке «Золотая кисточка». В пять лет была награждена дипломом фестиваля «Зодчество» за серию соборов.
       Ира, ставшая знаменитостью в методическом центре «Золотой кисточки» - далеко не уникальный случай. Многолетняя работа с детьми, особенно  маленькими, убедила меня в том, что в человеке изначально заложен огромный творческий потенциал, заложено чувство красоты и гармонии.  Но это надо вытащить из-под  спуда, дать ребенку чувство уверенности в своих возможностях. Ведь его сознание, самооценка, как правило, отстают  от спящих в нем способностей. А родители, воспитатели зачастую губят на корню ростка таланта.  В семье, детсаду, школе смотрят на ребенка как на существо примитивное и вкладывают в него свои стереотипы восприятия, в то время как у ребенка они зачастую богаче и сложнее.  Поэтому так трудно бывает маленькому человеку «между двух огней», когда он не знает, кого слушать – художника, побуждающего его к творчеству, или эстетически не грамотных воспитателей.
     Так разрывался между детсадовскими художественными критериями  мой удивительный ученик Дима Толстихин. Он пришел ко мне в студию творческого объединения «Ирида» в 4 года. Сразу стал поражать экспрессией цвета и форм. Я старалась вести юного художника туда, куда он стремится, что соответствует его темпераменту, осторожно помогая, направляя на создание художественного произведения. У него были свои темы в искусстве. Сначала он рисовал брошенный дом. Он сделал множество вариантов этой темы. Потом появились архитектурные фантазии на темы старых московских переулков. И, наконец, он начал рисовать черным фломастером весьма сложные индустриальные пейзажи, которые он видел с электрички и обогащал своим воображением.
      А рядом девочки – сестры Новиковы, совсем недавно пришедшие в студию с беспомощными рисунками цветными карандашиками, создавали на больших листах сказочные композиции с расписными дворцами, птицами,  зверями, принцессами. К сожалению, родители не дали развернуться их талантам, перестали водить в студию под предлогом большой загруженности. К сожалению, это происходит слишком часто.
      Я детям ничего не навязываю, к чему у них душа не лежит. Для меня главное – разбудить творческие импульсы и уверенность в своих возможностях. показать, как можно выразить свои чувства с помощью красок,  линий, форм.  Для  этого я использую их же собственные достижения. Перед каждым занятием делаю экспозицию лучших детских работ и рассказываю, чем они хороши. Пособиями служат детские книжки с  интересными, незаурядными иллюстрациями талантливых художников, с иллюстрациями изделий народных мастеров.  Их язык близок и понятен детям.
            Давно уже нет гонений на абстракционизм, однако  многие родители как огня боятся этого слова, не умея отличить бессмысленную мазню от углубленной работы с цветом, ростков творчества, которые так легко заглушить в ребенке.   Никакие дипломы , выставки и и оценки авторитетных специалистов не могут их убедить.  Нередко такие родители забирают ребенка в самом начале его творческого пути, другие, когда талант его чада уже расцвел и он стал обладателем нескольких престижных грамот. Даже на выставки фестиваля «Зодчество»  в Манеже мне приходилось с большим трудом затаскивать родителей с детьми-участниками.
  До  9 – 10  лет  все  дети  в  той  или  иной  мере  художники. Через  зрительные  образы  им  легче выразить  свои  чувства,  которых у них  пока мало.  По мнению  специалистов,  ребёнку  так  же необходимо  рисовать,  как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.  Главное, чтобы  дети  научились  доверять  своей  интуиции и не  растеряли  полноты  и  свежести  мировосприятия.  Я стараюсь увидеть в каждом ребенке прежде всего художника, а потом уже  ученика. И дети ,  как правило,  не обманывают ожиданий.

     Часто детские работы являются подлинными  произведениями искусства.  Но к ним редко относятся серьезно, выбрасывают, уничтожают. Соответственно и юные авторы вслед за родителями считают, что им надо научиться воспроизводить окружающий мир, как это делает фотоаппарат. Тогда они станут настоящими художниками. 
      Поскольку для детских шедевров, даже награжденных дипломами международных жюри,  не находилось места ни в квартирах авторов, ни в школе-интернате,  у меня собралась большая коллекция детского творчества .
     Я убеждена, что детское изобразительное творчество  - это особый вид искусства, который заслуживает своего музея и тщательного изучения ,  как средства воспитания творческой личности, человека будущего,  который способен спасти нашу планету от разрушения и уничтожения в век идущего семимильными шагами технического прогресса.
               
    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.