Галинкины рассказы. Мое деревенское лето 2

Юльку я увидела поздно вечером того же дня , как приехала. Вошла девочка -маленькая тётя Маруся. Ее лицо, как у ее мамы, очень конопатая и такие же рыжие волосы. Выражение лица было совершенно взрослое, озабоченное. Она умылась,  поела молочка и ушла спать на палати.
Мама мне рассказала потом, что она работала, как взрослая с 10 лет. Я не знаю, учились или эти дети или нет.
Утром все встают рано. Тихо. Кто куда собираются.
Слышу, как Юлька кричит Вовке: " Давай, буди Гальку, если она пойдёт с нами пасти быков". Я спустилась с полога, стала собираться. Мне дали какой-то пиджак на случай холода и  чашку козьего парного молока.  По дороге мы прошли мимо покоса. Косили только женщины, все были повязаны до глаз платками. Стояла жара и у некоторых юбки были заправлены выше колен. Они очень громко переговаривались, всё с таким же вятским акцентом и похожими голосами. Было непонятно, кто из них говорит.
На выходе мы прошли мимо их стоянки. Около поваленных гнилых бревен стояли завязанные узелки или разостланные палатки, на которых стояла крынка с молоком и хлеб. Хлеб мне показался очень чёрным.
Наконец, перед нами оказался большой луг с  высокой зелёной травой, в конце которого был берёзовый лес.
Бычков было штук пятнадцать разной масти. Смотрю, бежит Вовка с верёвкой и говорит:
"Сейчас будем кататься на бычках, дух захватывает! "
Юлька заворчала, просила не озорничать, но согласилась. Недалеко от берёзы была огромная корзина, внутри корзины  - сено. Ребята приволокли корзину к одному из бычков, привязали ее верёвкой через брюхо к хвосту быка.
Юля объяснила, что нужно сесть на дно корзины, Вовка будет вичкой гнать быка и он понесется по лугу, по траве.
- Давай, Галька, садись!
Я села и понеслась. Скорость большая, просто благодать. Стали приближаться к березам. Юлька кричит, чтобы я вываливалась, иначе стукнусь о берёзу.
Так мы все покатались. Там были ещё два-три человека нашего возраста.
Наши радостное настроение была резко оборвано. Мы не заметили у изгороди человека, который наблюдал за нашим занятием.Это был человек типа старосты. Он подошёл К Юльке, начал на неё кричать и дергать за ухо.
Дело кончилось тем, что дома нас ждал дядя Илья с верёвкой. Мне было велено быстро убраться, а Юльку и Вовку выпороли этой верёвкой.
В перерывах между работами мы все вместе иногда с малышней, шлялись по деревне. Разговаривали между собой, я в основном наблюдала. Вовка неотступно следил за мной. Шёл рядом и смотрел на меня своими синими глазами. Иногда говорил: "Городская! "
У него странная была причёска, если можно так назвать. Белые, давно не стриженные волосы свисали соломой до глаз и лежали горшком на голове.
Иногда Вовка водил меня по огороду, а однажды показал мне такое помещение в доме, которая называется "клеть". По стенам клети висели полки в два ряда, а на полу на скамьях полках стояли крынки со всякой вкуснятиной: творог, сметана, топлёное молоко, топлёный сливки с пенкой. На лавках небольшие бочонки с квашеной капустой, солеными огурцами, моченая калина.
Отдельно стояла брага, которую дядя Илья и тётя Маруся пили по воскресеньям.
Дядя Илья затем спал где попало, а тётя уходила в огород и там выла по-собачьи.
Я тогда не понимала, почему они так живут. А ведь жизнь была настолько тяжела, что человеку негде было порадовать свою душу.
Позади деревни стояла полуразрушенная маленькая часовенка, которая была на замке. Эти несчастные люди не могли куда-то прийти и помолиться. Эти времена безбожие заживо губило народ.

Однако, люди не разучились радоваться.
Был какой-то православный праздник, похоже Великая Троица, закончилась посевная страда. С утра все собирались у входа в деревню, чтобы затем идти в село - в церковь. Она была разрушена и люди собирались около неё на кладбище. Я с удивлением смотрела на всех. Как они поменялись, улыбались, обнимались, громко разговаривали! Они были нарядно одеты, в красивых кофтах и длинных нарядных юбках. Обуты по-разному. Почему-то многие были галошах, а, в основном, в лаптях. Потом все вместе шли по дороге, даже пели.
Мы, дети, провожали их до околицы. Потом на нас зашикали, и мы пошли обратно.
Не знаю, как они возвращались домой.

*** Хряк
Но стал еще один день, когда меня позвали вместе на работу.
В этот раз был только Вовка и мелкие дети.
Я спросила куда Вовка сказал: пойдём кататься на хряках . Я не поняла. Юля сказала что хряки эту свиньи.
Пришли на место. Большое огороженное пространство. Внутри бегали разного возраста розовые с грязными боками поросята. Когда мы пошли, Вовка сказал, чтобы я одела старые его штаны.
Я не согласилась и зря!
Пришли, положили в сторонке еду.
- Галькя, ты будешь кататься, - хитро спросил Вавка.
-Это как?,  говорю я.
- Садись, держись крепко за уши и он сам побежит.
Я согласилась,так как меня распирало большое любопытство. В это время малыши садились на поросят, который так визжали, что я оглохла. Вовка подвел меня к большому хряку, посадил, А сам его держал. Я ухватилась за уши этого
розового существа и он поднялся. Я ничего не успела ощутить. Хряк подбежал в большой луже и увалился в неё набок вместе со мной. Все хохотали, а Вовка подбежал ко мне, помог подняться. Мне хотелось плакать, но я держалась, а то опять скажет "городская".
Я была вся в грязи, а от моих трусиков остались лоскутки.
С тех пор тётя Маня одела на меня Вовкины штаны на одной лямке и я проходила в них до приезда мамы.
Как-то к нам приехала мамина сестра тетя Тася из другой деревни. Она попросила у тёти  взять меня на несколько дней. Мы долго шли пешком. Я очень устала.
Ее дом был похож на дом дяди Ильи. Они, их семья, были какие-то другие, чужие, хотя их жизнь ничем не отличалась от жизни семьи дяди Ильи.


***Лен
Мне запомнился один момент.
Началась пора, когда цветёт лён.  Меня разбудили рано утром и я увидела, что все дети уже стоял у порога одеты.  Тётя Тося вывела нас на дорогу и мы пошли до ближайшего льняного поля. Или тихо, они громко разговаривали. Вообще, в деревне, дети очень короткие и говорят в пол голоса.
Вдруг тётя так-то сказала но, чтобы мы посмотрели на поле.  Это было какое-то Чудо. Поле переливалось фиолетовыми волнами и ветер не давал и успокоиться. Оказывается, это красота происходит только с восходом солнца. Затем цветки увядают от сильного солнцепека. Увидеть цветущий лен  была хорошая примета.


*** Грибы
 Запомнила я ещё день, когда мне взяли в лес за грибами. Никак И всем детям привязали за шею Березовый туесок в виде кастрюли.Пошли ближайший лес по заросшей дороге. Чудо началось, когда я увидела огромное количество красноголовиков, которые торчали по краям колеи. Затем тётя Тася привела нас на большую поляну, которая показалась нам издали рыжего цвета. Это были целые полки рыжиков.
Тётя распределила нас по поляне и попросила аккуратно собрать грибы, не вырывая их с корнем.  Наши туески были быстро полная. Пришлось класть грибы в платки и юбки, завязанная на поясе.Сама тётя пошла в низину за мокрыми грудями. Я никогда не видела таких красивых жёлтых мокрых груздей.Пришли в деревню, всех заставили перебирать грибы и меня тоже.
Что было с ними дальше меня не посвящали. Вот так я провела несколько дней в другой тёти. Обратно к дяде Илье она позаботилась увести меня на лошади.
Мне запомнилось лицо такое же белое, как у дяди Ильи и с такими же синими глазами.

*** Бык
Есть ещё один момент, когда меня позвали почти бычков.
После того, как Юльку и Вовку наказали, я не сразу согласилась. Вовка как-то хитро взглянул на меня и попросил не отказываться
Пошли опять той же дорогой.  Как только мы пришли, все побежали трогать у бычков яички. Это видимо, у них была такая забава. Я стояла поодаль и недоумевала: что это?
Ко мне подбегает Вовка и говорит:
- Галька, пойдём!
Подводит меня к маленькому бычку и говорит:
- Смотри, какие маленькие!
Я потрогала. Они были тепленькие, покрытые мягким белым Пушком. Бычок на меня обернулся, посмотрел внимательно и отошёл.
Вовка опять кричит:
-Галька, А вот бык Цыган! У, какой здоровый!
Я потрогала, мне стало страшно. Почему-то у быка были красные глаза. Он отскочил, а я чуть не упала на землю.

Когда шли домой, Вовка Опять поглядывая на меня загадочно, говорит
-А Цыган тебя запомнил.
Просто так сказал.
И вот однажды, ближе к вечеру, мы шли по деревне. Сзади гнали стадо бычков.
Вдруг Вовка кричит мне:
-Галькя! Беги! Цыган!
Я оглянулась. Действительно,впереди стада бежал Цыган. Все врассыпную. А я побежала вдоль деревни. Бык за мной.
Слышу Вовка кричит
- Галькя!Забегай в любые ворота!
Я забежала в первые попавшийся, а бык остановился. У него раздувались ноздри.
 
Во дворе стояли две женщины, разговаривали. Одна из них замахнулась на быка.
Он спокойно отошёл отворот и пошёл за стадом. Вторая женщина Посмотрела на меня и сказала:
 - Это Илюнькина? Городская?
Тут подбежал Вовка и повел меня домой. Я почему-то заплакала.

***Клеть
Однажды Вовка подходит ко мне и говорит:
- Галькя, пойдём в клеть, я тебе ещё кое-что покажу.
Заходим в кдеть, он говорит: "Ты не знаешь куда спрятала мама туесок с конфетами, которые привезла тётя Дуся?"
Он внимательно осматривал полки, туесок стоял за какой-то крынкой. Заглянули в него, конфет было немного. Вовка дал мне одну в рот, а сам взял несколько штук в руку.
-Затем говорит: я покажу тебе наш ледник.
Мы подошли к отверстию в полу, покрытому толстой деревянной крышкой. Вовка оттолкнул ее и я увидела внутри лёд и снег.
Тут же лежали на берестяных листах круги масла топлёного сливочного,творога,
 мясо и крынки со сметаной. Я изумилась от увиденного а он быстро закрыл крышку и сказал: "
Это всё не ношу, это всё надо отдать колхоз".
Мне стало грустно. Это всё не дозволено есть детям.
Затем Вовка дал мне попробовать топлёные сливки деревянной ложкой. Я её облизала, было очень вкусно.
Потом он засуетился и мы быстро убежали.
Наши посещения не прошли просто так. Это обнаружила тётя Маруся и я была свидетельницей её ругательств. Конечно ругали Вовку.

*** Баня
Запомнился мне день помывка в бане.
Называется "по-чёрному".
Вначале мылись мужчины. Вовка мыл мелких мальчишек. С дядей Ильёй мылся какой-то дяденька из деревни. Они голыми прыгали из бани в запруду рядом.
Я это наблюдала издалека, так как нам не разрешалось подходить близко.
Мужики помылись. Настала наша очередь.
Тётя Маруся несколько раз говорила мне, чтобы я не прислонялась к стенам. Она меня помыла и отправила одеваться. Я вроде бы осторожно одевалась.Вовка меня встретил, чтобы всех увести домой. Он внимательно посмотрел на меня и так хохотал!
Ну, не знаю почему.
Оказывается, моё лицо, руки и ноги были в саже. Меня отправили обратно в баню. Тётя Маруся ворчала,но перемыла  меня, сама оделась и вывела к дому.
Баня по-чёрному мне не понравилось. Суета какая-то!

Продолжение следует...


Рецензии