Распростертые объятия затона

Затон. Октябрь. Знакомые очертания берега и прибрежной полосы слегка припорошены первым, а может быть, уже и вторым осенним мягким бело-сероватым снежком, напоминающим тонкое-тонкое покрывало начала длинной морозной снежной якутской зимушки-зимы. Долгая лютая зима рано укрывает все: живущее и прозябающее, существующее и растущее, пахнущее и воняющее, все находящееся на этой земле таежной, с ее причудами и выкрутасами, ветрами и снежными бурями, долгими предолгими снегопадами, засыпающими строения и растительность до печных труб и высоких макушках, до…

А, впрочем, я совсем о другом, зима еще в самом ее зачатке, а теплоходы и теплоходики собираются на зимний отстой в своем родном Усть-Майском затоне, расставляются дежурным судном, согласно плану расстановки на зимовку, утвержденному руководством и неукоснительно выполняемым дежурным капитаном и его помощниками, занимают…

Хотя, и до этого еще есть время, а пока, по одному, по два теплоходы обстановочных бригад, обслуживавших Алданскую стремнину, возвращаются сюда, на свою базу. Экипажи, проведшие в навигации по три-четыре месяца, всматриваются в очертания береговой полосы, выискивая какие-нибудь положительные и отрицательные изменения, новые постройки, сооруженные летом руками работников берегового хозяйства. Находят и радуются, если что-то интересное и новое появилось в их отсутствие, будет, о чем поболтать на перекурах с ними, остававшимися здесь на все лето, будет, чему приятно удивиться, ведь, все только для них – работников техучастка, для улучшения рабочего быта и благосостояния во время длительного периода зимнего судоремонта и подготовки к новой навигации «своих железных путейских коней». Можно заметить и удручающие неприятные изменения, но они тоже, всегда ведут или стараются вестись к чему-то новому, лучшему, хотя, возможно, это будет и не скоро, не сегодня-завтра, точно, но будет.

Теплоход подходит к судну, занимающемуся сбором сточных и нефтесодержащих вод, надо, необходимо слить лишнюю воду. Но будет это только после того, как капитан или его помощник заглушат последний раз в текущую навигацию главный и вспомогательный двигатель. Заглушили! Вот теперь все! Навигация закончилась! Как говорят моряки – «суши весла». А в нашем случае, сливай всю воду из систем самого двигателя и вспомогательных систем всего судна, хватай тряпки, плички, ведра и залезай под слани собирать после откачки остатки воды, мазуты и всего того, что нападало или набросали сами члены экипажа. Собирай под тряпочку, зимой будут подводную часть корпуса менять, поэтому, для соблюдения правил пожарной безопасности и техники безопасности, а проще говоря, для предотвращения возгорания все той же мазуты во время газоэлектросварочных работ и для сохранения жизни и здоровья человеку, эти работы проводящего. Да и сам теплоход, покрытый краской не один раз, вспыхнет, как цветной факел и будь здоров, товарищ «боевой железный конь». А это уже порча или попытка полного или частичного уничтожения государственного имущества. А работать-то где потом будете, господа речники, на чем будете деньги зарабатывать для прокорма прожорливых многочисленных членов своих семейств, да еще не по одной семье если? Да и новый теплоход у начальства вряд ли допросишься. Заставят из г… конфетку делать за свой счет, в лучшем случае. Вот и получается, что зачисточку Любимому добытчику и средству существования произвести необходимо тщательнейшим образом, что бы корпус блестел, как… Ну, как он должен блестеть, мы, речники и моряки знаем. А остальное, дело техники и совести всего экипажа, добропорядочно отнестись к своим должностным и уставным обязанностям. Ать-два, вперед, под слани!

А тут еще другие суденышки подгребли с верхних участков, то-то будет сегодня перекуров много, пока всеми новостями не обменяются, всеми уловами и сборами не нахвалятся, всеми проблемами с «надоевшим железом» не перетрут, да, глядишь, еще кто водочки принесет втихаря. Стоп! А это уже пьянка на рабочем месте, то, что здесь пресекается и не поощряется, да почти искоренилось за лето. Так что, господа плавсостав, привыкайте пить дома, после работы, за дружным семейным столом. Курить – курите в установленных и оборудованных для этого местах, а пить не могите и все тут!

Теплоход готов к зимнему отстою и караванное судно уводит его на место зимней дислокации: кого на берег трактором выдернут, кого на глубокое место пристроят для днищевой выморозки, кого просто так, носом в берег, для профилактического и текущего ремонта, кого в ДОК, на подъем и осмотр с капитальным ремонтом корпуса и валовых линий, а кого под ряжевую причальную стенку для демонтажа главных и вспомогательных двигателей и отправкой их в теплый цех на полный демонтаж и замеры всех параметров. Работы всем хватит и на долгую предолгую таежную зиму межнавигационного периода.

Сначала, конечно, можно и в отпуска с отгулами отправить всех и вся, можно кого и попридержать. Дел в затоне много, здесь и дров для котельной напилить, и путейские суда на городки поставить, и на караванном судне расстановкой подмогнуть в дежурной бригаде, и на косе выставить те единицы, которые там по плану будут зимовать. Это, как правило, суда и плавсредства, у которых объем замены корпуса большой, а места в ДОКе им нет. А их, эти посудины, надо еще домкратами, ать-два, поднять на метр-полтора от гравийного покрытия косы и выставить на те же самые городки. Нелегкая это работенка, человек тридцать в бригаде, во главе с аксакалом, под дружные команды его же, аксакала, одновременно, как пони, добывающие воду или крутящие жернова мельницы, крутить по кругу, по резьбе, вал домкрата длинными трубами и прутьями. Вот и получается, с месячишко, дней двадцать, вся дружная плавсоставская братья, занимается работами по берегу, а затем дружно уходит в длительную лежку на диванах, у импортных телевизоров, под боком с женой и детишками, заслужили… А пока октябрь помогает теплой погодой и малыми снежными покровами успеть сделать все необходимое для успешного и безопасного функционирования берегового хозяйства и зимнего судоремонта. Дружно, все вместе, так веселее и интереснее, не правда ли? Здесь и общение, и приобщение к совместному труду, и нивелирование разницы между молодыми и старыми, капитанами и мотористами, и зарабатывание репутации аксакала и трудяги или тунеядца и лодыря. Кому что, смотрим и удивляемся порой, кто мы есть на самом деле. Вперед, друзья и сослуживцы, вперед, совместный труд обогащает нашу жизнь!

Речники разбредаются по цехам и котельным, кислородным станциям и складскому хозяйству. У них, как и у их судов, все планомерно, размеренно, запротоколировано и должно уложиться точно в установленное и утвержденное время. А что вы хотели, вам тут не лафа навигационная, где можно и рыбки половить в рабочее время, и на охоту сходить, и грибочки пособирать, и… много можно там, на дальнем участке, здесь же все по планам и распорядкам. Рабочий день не резиновый, а емкий и четкий. Халява кончилась, господа плавсостав, навигация на исходе, распростертые объятия затона ждут вас и ваши трудовые мозолистые руки с нетерпением. Даже ум чей-то может пригодиться для более интеллектуального труда на благо самих себя и предприятия. Все в затон, октябрь, зима близко.


Рецензии
Это какое же нужно мужество, чтобы по 3-4 месяца без дома и близких!.. Непросто!
Читать интересно! Спасибо Вам!

Любовь Силантьева   04.06.2019 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо вам за визит... север нормально, а вот на нижнем Дону мы по семь месяцев были в навигации... к осени действительно друг от друга устаешь...

Станислав Климов   05.06.2019 04:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.