Неизвестные ракеты Гитлера аналоги ЗРК

https://www.gorod.tomsk.ru/index-1247442444.php. "Wasserfall". Разработана в Германии Вернером фон Брауном в начале 1940-х и была предназначена для перехвата самолетов. Работы были начаты с использованием задела по проекту А-4 "Фау-2". Браун предложил уменьшить А-4 в два раза. Длина стального корпуса составили 7,92 м, максимальный размах стабидизаторов - 2.5 м. Обшивка изготавливалась из стальной жести толщиной от 0.5 до 0.8 мм.

В качестве оперения на первых образцах установили трапецевидные крылья с небольшой стреловидностью по передней кромке. В ноябре 1942 года Люфтваффе заключило с Брауном специальный контракт на продолжение работ по проекту "Wasserfall". Согласно ему ракеты передавались на испытания в центр ракетного оружия в Пенемюнде.

Одной из серьезных проблем, с которой столкнулись заработчики "Вассерфаля", оказалась силовая установка. Сложность заключалась в том, что высокую тягу при малом собственном весе могли обеспечить лишь двигатели, основанные на самовоспламеняющемся топливе. Можно было использовать твердое топливо, но его процесс горения не поддавался управлению. Оставалось применение в качестве топлива двух компонентов, смешение которых приводит к самовоспламенению. В качестве окислителя использовался состав "Сальбай" - 98% азотная кислота, который можно было хранить непосредственно в топливных баках зенитной ракеты. Масса окислителя составляла 1500 кг. В качестве горючего применялся состав "Визоль" - винилизобутиловый спирт, массой 350-450 кг. Вместе с тем топливо оставалось высокагрессивным, несмотря на внутренее покрытие баков полимером, и время безопасного хранения ракет составляло несколько суток. Для облегчения конструкции немецкие инженеры отказались от насосов, применив вытеснительную систему, состоявшую из баллона с азотом, сжатым до 200 атм. Азот вытеснял окислитель и топливо из баков в камеру сгорания. При приведении ракеты в боевое положение подрывался пиропатрон, высвобождавший специальный поршень, который разрушал мембрану, разделяющую емкости с компонентами и сжатый азот.

С этого момента ракета была готова к пуску, отложить который не представлялось возможным.

К началу 1943 года была закончена проработка конструкции ракеты и двигательной установки, но надежной системы наведения не было. Ее пришлось разрабатывать самостоятельно конструкторам Вассерфаля. В ее основе была система наведения по радиолучу. Наземный радиолокато засвечивал цель, а бортовое оборудование ракеты управляло рулями таким образом, чтобы продольная ось ракеты оставалась параллельна радиолучу. Однако немцам не удалось добиться надежной работы электроники, хотя сама идея была революционной.

К февралю 1944 года, со значительным отставанием от графика, ракеты были переданы на полигон на острове Грефсвальдер. К марту 1945 года ракета достигала высот 18-20 км и скорости 760 км/ч. Старт производился вертикально вверх со специального пускового станка, и уже в воздухе поворачивалась на цель.

К концу войны "Вассерфаль" была настолько готова, что могла быть развернута для боевого дежурства, но война закончилась поражением Третьего Рейха.

После капитуляции Рейха значительное количество готовых и полуготовых ракет, а также документации и техперсонала попали в США и в СССР. Американцы на ее базе создали и испытали экспериментальную зенитную ракету А-1 "Гермес". В Советском Союзе ЗУР "Вассерфаль" получила обозначение Р-101. Вместо азота на ней применили сильно сжатый атмосферный воздух. Позже ракета была модернизирована под обозначением Р-102. Испытания ракет дали обнадеживающие результаты, но и выявили серьезные недостатки, в основном, в системе ручного управления ракетой. Проекты были закрыты.

HS-117 Schmetterling
В 1941 году фирма Henschel начала собственные независимые ракетные проекты, в т.ч. фирма приступила к проектированию зенитной ракеты Hs-117 "Schmetterling" (Бабочка). Летом 1943 года проект Hs-117 "Schmetterling" был одобрен Люфтваффе. Hs-117 "Schmetterling" создавался как самолет-среднеплан небольшого размера с короткими стреловидными крыльями. Длина фюзеляжа составляла 4,3 м при диаметре фюзеляжа 3,35 м. Размах крыльев составлял 2 м. В носовом алюминиевом обтекателе размещался генератор с приводом от крыльчатки и боевой заряд с взрывателем. Когда стало ясно, что ни одна из имеющихся систем наведения не может обеспечить достаточное приближение к цели, массу заряда увеличили с 22до 40 кг. Двигательная установка Hs-117 "Schmetterling" основывалась на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе, принудительно вытесняемым из баков под давлением сжатого воздуха. В качестве топлива использовался состав "Тонка-250" (50% ксилидина и 50% триэтиламина), окислителем служила азотная кислота, одновременно использовавшаяся для охлаждения самого двигателя.

Наводить Hs-117 "Schmetterling" предполагалось по комбинированной схеме: радиокомандная с оптическим сопровождением. Первоначальная схема управления по проводам была отклонена в виду предполагаемого значительного увеличения дальности стрельбы, которая значительно превышала возможности кабельной системы.

Испытания Hs-117 "Schmetterling", проведенные в мае 1944 года, показали значительные результаты, превосходящие даже достижения "Wasserfall". В момент сброса ускорителей скорость Hs-117 "Schmetterling" составляла 304 м/с, хотя потом понижалась до 210-270 м/с. Ракета поражала цели на высотах до 10,5 км и горизонтальной дальности до 32 км. Увеличение массы боеового заряда до 40 кг снизило показатели Hs-117 "Schmetterling" по высоте поражения до 5 км и дальности до 12 км.

Испытания подтвердили готовность конструкции и, кроме того, выявили массу положительных характеристик. Ракета чрезвычайно легко управлялась и превосходила по маневренности любой самолет того времени. При этом время полета ЗУР составляло около 4-х минут, что было более чем достаточно.

В виду неоспоримого превосходства проекта Hs-117 "Schmetterling" над всеми другими вариантами, уже в начале 1945 года Третий Рейх принял решение о развертывании массового производства этих ракет. К концу 1945 года планировалось иметь 600 батарей ракет для обороны воздушного пространства Германии на Западе. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Впоследствии Hs-117 "Schmetterling" под обозначением Р-105 испытывалась специалистами из НИИ ВВС РККА на полигоне Капустин Яр, где подтвердила свои высокие характеристики.

R-1/R-3 Reintochter
Фирма Рейнметалл-Борзинг, специализировавшаяся на твердотопливных ракетных установках, была основным подрядчиком по проекту зенитной ракеты "Rheintocher" ("Дочь Рейна").

Конструктивно это должна была быть чрезвычайно простая двухступенчатая система, удобная в эксплуатации и дешевая в производстве. Первый вариант ЗУР "Rheintocher" R-1 при общей длине 5,7 м весил 1748 кг. Первая ступень представляла собой цилиндр из двенадцатимиллиметровой стали, закрытый двумя сферическими крышками: верхней - глухой, и нижней - с семью соплами. Центральное сопло предусматривалось как сменное. Внутри первой ступени распологались девятнадцать пороховых шашек весом 240-245 кг. Эта система полностью выгорала за 0,6 с и разгоняла ракету до 300 м/с. потом срабатывали пироболты, крепившие ступени между собой, и отработавшая ступень сбрасывалась.

Вторая ступень "Rheintocher" R-1 имела составную конструкцию. В районе ее центра масс располагался стальной цилиндр (толшина стенок чуть более 3 мм) диаметром 510 мм, заполненный 220 кг дигликолевого пороха. Заряд горел в течение 10 с и развивал тягу 4100 кгсю Боевой заряд на "Rheintocher" R-1 размещался не спереди, как у многих других ракет, а под двигательным отсеком, и конструкторы были вынуждены обезопасить его от воздействия высоких температур реактивной струи. Такое решение имело огромное преимущество, так как 150 кг хвостовой части, из которых 22,5 кг занимала взрывчатка, прекрасно балансировали ракету, и выгорание топлива практически не скащывалось на общей балансировке в полете. Носовой отсек отводился под вспомогательное оборудование, генератор и акустический взрыватель "Краних". Кроме того, тут размещались рулевые машинки расположенных тут же подруливающих поверхностей. Таким образом, ЗУР "Rheintocher" R-1 является одним из первых проектов, реализовавших аэродинамическую схему утка.

Испытания, проведенные в августе 1943 года близ Либавы, продемонстрировали не только достоинства, но и довольно серьезные недостатки. "Rheintocher" R-1 могла перехватывать цели лишь на высотах до 6 км и наклонных дальностях - 10-12 км, при собственной скорости 485 м/с.

Хотя программа испытаний продолжалась (до 5 января 1945 года осуществили 82 пуска), тем не менее Люфтваффе не могли удовлетворить полученные результаты, и маршал Геринг приказал доработать проект "Rheintocher" R-1 до варианта, способного перехватывать англо-американские самолеты на высоте 10 км. К январю 1945 года были произведены 6 пусков неуправляемых вариантов этой новой зенитной ракеты. Причем конструкторы развивали два направления: R-3F, со второй ступенью на жидком топливе, и R-3P - полностью на твердом.

"Rheintocher" R-3F опеспечивал досягаемость по высоте - 12 км, наклонную дальность - 20-25 км. К 20 февраля 1945 года 15 ракет "Rheintocher" R-3 поступили в ракетный центр Пенемюнде.

Несмотря на то,что до 6 февраля 1945 года, даты официального прекращения работ над ЗУР "Rheintocher", конструкторам не удалось закончить работы и получить готовую к боевому применению зенитную управляемую ракету, многие технические и технологические решения, найденные немецкими конструкторами, были воплощены в послевоенных разработках в США, СССР и других странах.

«Entsian»
ЗУР «Энциан» (использовалось также обозначение FR - «Flakrakete» - зенитная ракета) разрабатывалась с 1943 г. конструкторским бюро, входившим в состав самолетостроительной фирмы «Мессершмитт». Это в определенной степени повлияло на выбор конструктивной схемы «Энциана»: беспилотный самолет «бесхвостка», по внешнему виду очень сходный с реактивным истребителем-перехватчиком Me-163. Ракета была снабжена стреловидным крылом, на задней кромке которого имелись элероны управления по крену и тангажу. На хвостовой части фюзеляжа под углом 90 град к плоскости крыла были установлены два киля со стреловидной передней кромкой и прямой задней. Для обеспечения высокой технологичности (и низкой стоимости) ракеты ее корпус монтировался из штампованных панелей из малоуглеродистой листовой стали, соединяемых методом сварки или клепки. Крылья и кили имели деревянную конструкцию, состоявшую из соснового каркаса из реек и обшивки из буковой фанеры в несколько слоев. Крыло имело стреловидность по передней кромке 30 град, его размах составлял 4,08 м. Общая длина ракеты варианта Е-1 достигала 3,5 м, диаметр корпуса равнялся 0,915 м.

В передней части корпуса размещалась боевая часть с рекордным для зенитных ракет весом - 500 кг. Для подрыва взрывчатого вещества боевой части предполагалось использовать неконтактный взрыватель. Силовая установка состояла из маршевого жидкостного ракетного двигателя и четырех твердотопливных стартовых ускорителей. Подача компонентов в камеру сгорания осуществлялась под давлением сжатого воздуха. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составляла 2000 кгс. Каждый из этих двигателей весил 85 кг и вмещал 40 кг твердого топлива. В течение 4 секунд работы стартовые двигатели развивали тягу порядка 1750 кгс и разгоняли ракету до скорости 250 м/с, достаточной для ее запуска с пусковой установки.

В качестве пусковой установки использовалась стальная ферма, смонтированная на лафете 88-мм зенитной пушки. С помощью поворотных механизмов обеспечивалось круговое вращение фермы и грубое наведение установленной на ней ракеты на цель. Управление ракетой в полете осуществлялось радиокомандной системой, работающей по методу совмещения. На обнаруженную с помощью РЛС воздушную цель наводилась оптическая труба, посредством которой оператор сопровождения следил за целью. Движение этой трубы автоматически повторяла оптическая труба оператора наведения, который, наблюдая в окуляре неподвижную цель, с помощью ручки управления должен был удержать ракету на одной линии с целью.

По имеющимся сведениям, один из вариантов ЗУР «Энциан» предназначался для использования в качестве противотанковой и противокорабельной ракеты, а также для постановки дымовых завес и выполнения других задач. Эта ракета имела систему управления по проводам, основанную на методе трех точек.

До прекращения работ в марте 1945 г фирме «Мессершмитт» удалось разработать до 15 вариантов ЗУР «Энциан» (FR-1 - FR-6, Е-1 - Е-6), изготовлено же было лишь примерно 60 опытных образцов, главным образом варианта Е-1. Имеются сведения о запуске 24-38 ракет этого типа, причем 16 из таких ракет имели полный комплект аппаратуры наведения. Число удачных запусков было относительно велико - 30-35%.

"Feuerlilie"
Опыт создания ЗУР "Hecht" лег в основу проекта семейства ЗУР "Feuerlilie" ("Огненная лилия").

Первую ракету этой серии начала разрабатывать фирма Rheinmetall-Borsing под обозначением "Feuerlilie"-25. Двухметровая ракета с общим весом 120 кг должна была осуществлять перехват цели по программе, закладываемой в головку наведения перед запуском. В мае 1943 года на полигоне Леба в Померании начались первые испытания "Feuerlilie"-25. Всего было проведено около тридцати пусков этой ЗУР. Проект не оправдал возложенных на него ожиданий и был прекращен. При скорости в 210 м/с и досягаемости до 2900 м "Feuerlilie"-25 не представляла боевой ценности. К тому же система наведения обеспечивала слишком низкий процент попаданий.

Развитием линии "Feuerlilie" стал следующий проект "Feuerlilie"-55 (F-55). Фактически же конструкторы разрабатывали три равнозначных конструкции. Первый прототип весил 472 кг и в мае 1944 года показал скорость в 400 м/с при досягаемости по высоте 7600 м. Второй прототип был несколько больше: его стартовый вес составлял 665 кг. Во время первых испытаний в Пенемюнде 11 декабря 1944 года ракета взорвалась на старте. Третий прототип с маршевым жидкостным реактивным двигателем и стартовым ускорителем "Пират" в ноябре 1944 года был доставлен в Пенемюнде, но не был испытан.

"Luftfaust"
В 1944 г. Фирма HASAG разработала зенитную установку, которая в соответствии с современной технологией может быть квалифицированна как переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК).

В первоначальном варианте (Люфтфауст-А) он состоял из четырехствольного пускового устройства, механического прицела и 20-мм неуправляемой зенитной ракеты. Последняя имела твердотопливный двигатель с шашкой бездымного пороха весом 41г и пятью соплами: центральным и четырьмя наклонными, обеспечивающими вращение ракеты продольной оси для стабилизации ее в полете. Для воспламенения пороховой шашки в центральное сопло был ввинчен электрозапал. Двигатель соединялся с боевой частью, представлявшей собой 20-мм осколочно-зажигательный снаряд весом 90 г, содержащий 19 г мощного взрывчатого вещества. Боевая часть комплектовалась дистанционным взрывателем. Запуск ракет производился залпом с помощью индукционного электрогенератора. Стрельба велась с плеча с использованием простого механического прицела.

Проведенные испытания комплекса показали,что рассеивание ракет слишком велико, а мощность залпа из четырех ракет- недостаточна. С учетом этих результатов был разработан усовершенствованный вариант "Люфтфауст-В", у которого число трубчатых направляющих было увеличено до девяти, а длина направляющих было увеличено до девяти, а длина направляющих доведена до 1500 мм. При этом залповый пуск ракет производился в два этапа: сначала срабатывали запальные устройства пяти, а через 0.1 секунды- остальных четырех ракет. Благодаря этому они двигались ч цели, не оказывая друг на друга воздействия раскаленными газами двигателей. Для ускоренного заряжания пусковой установки была разработана девятизарядная обойма, вставлявшаяся в казенную часть установки. Испытания комплекса "Люфтфауст-В" дали вполне приемлемый результат: на расстоянии 500 м ракеты укладывались" в круг диаметром 60 м. При условии массированного использования этих комплексов могла быть обеспечена ПВО пехотных подразделений от налетов штурмовой авиации.

По итогам испытаний в марте 1945 г. Фирма HASAG получила заказ на производство 10 000 пусковых устройств и четырех миллионов ракет к ним. Одновременно началась подготовка инструкторов, которые должны были организовать в частях вермахта массовое обучение военнослужащих обращению с этим новым видом оружия. До конца февраля фирма успела поставить в войска лишь 80 комплексов, которые уже не могли оказать какое-либо влияние на ход боевых действий. В то же время конструктивная схема Люфтфауста" была использована при создании американского ПЗРК "Ред Ай" и последующих комплексов этого типа.

"Reinbote"
Известная своими артиллерийскими орудиями германская фирма «Рейнметалл-Борзиг» летом 1941 года предложила управлению вооружений вермахта концептуальный проект серии многоступенчатых твердотопливных ракет с дальностью полета 120 км. При этом в зависимости от модификации вес боевого заряда ракеты мог составлять 250, 500 или 1000 кг. Из-за чрезвычайно большого расхода пороха (2800 кг на каждую ракету) фирме было предложено ограничить вес боевой части 40 килограммами, увеличив при этом дальность до 200 км.

Проектирование и изготовление опытных образцов ракеты завершилось в очень короткие сроки: уже в ноябре 1941 года на полигоне Леба в Померании были начаты пуски опытных образцов ракет с разным числом ступеней. По результатам испытаний оптимальным оказался вариант четырехступенчатой ракеты длиной 8925 мм. Но ее дальность составляла всего 90 км, поэтому она была переконструирована с целью обеспечения дальности 160 км. Ракета получила фирменное обозначение RhZ61, а ее модификация с увеличенным с 30 до 40 кг боевым зарядом - RhZ61/9. В этом окончательном варианте ракета имела длину 11 400 мм и весила 1715 кг. Диаметр первой ступени составлял 535 мм, за ней следовали две ступени диаметром 268 мм, а несущая боевой заряд четвертая имела диаметр 190 мм. Твердотопливные ракетные двигатели всех четырех ступеней содержали 585 кг пороха, после сгорания которого ракета развивала скорость полета 1520 м/сек.

Запуск ракеты осуществлялся под утлом примерно 64° к горизонту с мобильной пусковой установки. После достижения высоты около 70 000 м ракета падала на удаленную на 200 км цель под углом до 52°. Полетное время составляло до 260 секунд. В результате взрыва ракеты в грунте средней прочности обычно образовывалась воронка глубиной примерно 1,5 м и диаметром 4 м. Такой результат считался недостаточно высоким, поэтому для повышения поражающего воздействия было решено не разделять третью и четвертую ступени.

Из-за отсутствия на ракете системы управления невысокой была и ее точность. В декабре 1944 года на максимальную дальность было запущено 12 ракет, при этом среднее отклонение от точки прицеливания составляло 6 км.

Однако важным достоинством ракеты считалась ее простота и относительно невысокая стоимость. Для изготовления одной ракеты требовалось всего 132 человеко-часа.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» получила заказ на изготовление первых 300 ракет, а для их боевого применения в конце 1944 года был сформирован 709-й отдельный артиллерийский дивизион с численностью личного состава 460 солдат и офицеров. С декабря до середины января 1945 года дивизион запустил около 70 ракет «Рейнботе» по портовым сооружениям Антверпена, через который шел основной поток снабжения войск англо-американских союзников. Какие-либо заметные результаты обстрела отмечены не были, поэтому дальнейшие заказы на производство этой ракеты не выдавались. Работы по ее совершенствованию были прекращены с окончанием войны.

FX-1400 Fritz X
Радиоуправляемая планирующая УАБ FX1400 разработанная доктором Максом Крамером. Опыты по созданию планирующей бомбы на базе авиабомбы SC250 доктор Крамер начал в 1938 г. В 1940 г. разработками Крамера заинтересовалось командование ВВС и передало проект фирме "Рурстг АГ", причем в качестве боевой части была выбрана гораздо более тяжелая бронебойная авиабомба PC 1400.

Снабженный крестообразными стабилизаторами Fritz X мог применятся с высот не менее 4000 м. Бомба имела корпус из закалёна стали с толщиной стенок в оживальной части до 15 см. С высот ~ 6000 м она пробивала 130-мм палубную броню. Взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Это создавало ошибочно впечатление наличия ракетного двигателя.

Испытания FX1400 начались в феврале 1942 г. в Карлсхафене, но из-за потребности в "чистом небе" спустя два месяца были перенесены в солнечную Италию на учебный полигон Фоджа.

В 20-х числах июля 1943 г. перелетевшее на аэродром Фоджа звено HI/KG 100 предприняло две безрезультатные попытки нанести удар по английским судам на рейде Аугусты и у Сиракуз. Опытные экземпляры FX1400, запускавшиеся с самолетов Do217, применялись и для нанесения ударов по Мальте.

С наибольшим размахом бомбардировщики-носители УАБ использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья - английских KMS, KMF и американских UGS.

Вместе с тем выявился ряд недостатков FX1400. Бомба не мс пользоваться в условиях низкой облачности, т. к. минимальная ее сбрасывания равнялась 4000 м. Высокая бронепробиваемость игравшая свою положительную роль в случаях с "Ромой" и "Уорсп" оказалась излишней даже для крейсеров, не говоря уже об эсминцах и торговых судах. Как правило, "Фриц" прошивал корабль насквозь взрывался только в воде под ним. В итоге, немцы отказались от применения боеприпасов этого типа, и 19 ноября 1943 г. группа HI/KG 1C прибыла в Германию перевооружаться на Hs293.

Несколько слов о радиоподавлении. Дело в том, что немцы сразу учитывали возможность такого рода противодействия и создали альтернативную систему наведения УАБ - по проводам. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы, причем общая длина провода равнялась 30 км. Самолет оснащался передающим устройством FuG207 "Дормунд", а бомба - приемником FuG237 "Дуйсбург". В целом же система функционировала аналогично системе "Киль-Страсбург". Разрабатывалось также телевизионная система наведения УАБ. Однако ни теленаведение, ни управление по проводам не были применены в боевых условиях. Что касается самого радиоподавления, то относительно его эффективности имеются самые различные оценки. Эффективность вражеских помех так и осталась до конца не выясненной, так что готовая система управления бомбой по проводам осталась не востребованной.

Panzerabwehrrakete Ruhrstahl X-4
Управляемая ракета Ruhrstahl X-4 разрабатывалась по проекту под кодовым обозначением 8-344, и была ещё одним детищем доктора Крамера. Изначально она разрабатывалась как управляемая ракета "воздух-воздух". Поначалу её видели как ракету-перехватчик, которой предполагалось вооружать дневные истребители, в первую очередь, реактивные Me-262. Тем не менее, Luftwaffe предпочло её неуправляемые ракеты R4M, и предложили использовать Ruhrstahl X-4 на более тяжёлых, многомоторных самолётах. В ноябре 1944 года было принято решение проверить эффективность X-4 как противотанковой ракеты.

Для этой новой роли, применявшийся на X-4 акустический вероятностный взрыватель Kranich, , который был настроен на звук двигателей бомбардировщиков, был снят. Также был изменён и боевой заряд: вместо массивного 20-ти кг заряда в авиа-варианте был размещён кумулятивный заряд для поражения бронированных целей. Ракета имела диаметр 22 см, 4 крыла по центру корпуса и 4 стабилизатора в задней части корпуса. Размах крыльев составлял 78 см. В полёте ракета управлялось с помощью небольшого джойстика.

Ракетный двигатель был разработан фирмой BMW, и имел обозначения 109-448 или 109-548. В качестве топлива он использовал смесь из S-Stoff (азотная кислота с 5% хлорида железа) и R-Stoff (органическая смесь из 57% диметиламинобензола и 43% триэтиламина, назвавшаяся Tonka 250). Когда два этих компонента соединялись в пропорции 3,7:1, смесь воспламенялась самостоятельно, без воздействия извне. Ракетный двигатель развивал тягу в 140 кг. Проблема состояла в том, что компонент топлива S-Stoff был настолько агрессивен, что разъедал любой из основных металлов. Поэтому его бак был изготовлен из сандалового дерева. Из-за неудобств такого подхода для изготовления и эксплуатации ракеты, в модели для массового производства предполагали применить твердотопливный ракетный двигатель. Ракета X-4 несла 6,7 кг компонента S-Stoff и 1,8 кг R-Stoff. Такое количество топлива позволяло ракете иметь дистанцию полёта в 4000 метров.

В полёте ракета вращалась вокруг своей оси со скоростью, примерно, 1 оборот в секунду. Скорость полёта ракеты достигала 240 м/сек.

До конца 1944 года фирмой Ruhrstahlwerke в Бракведе (Brackwede) было выпущено 950 ракет X-4. Двигатели выпускались фирмами BMW в Берлине и Geatewerke в Штаргарде (Stargard). Всего было выпущено около 1500 двигателей.

Ba.349 Natter
К весне 1944г. для немецкого верховного командования стало ясно, что постоянному наращиванию дневных налетов бомбардировщиков союзников на промышленные центры противостоять имевшимися средствами ПВО уже невозможно. Ситуация была настолько серьезной, что рассматривались даже самые необычные предложения по перехвату и уничтожению бомбардировочных соединений, но только немногие из них оказались реально осуществимыми. Одним из таких эксцентричных предложений был проект Эриха Бахема по созданию дешевого, вертикально стартующего ракетного истребителя объектовой ПВО..


Рецензии