Где родился, там и пригодился

Закончилась война. Мир изменился…

Петя вернулся с фронта на пустое место: ни дома, ни семьи, что, собственно, в то время, было нередким явлением. Как сложилась судьба семьи, спросить не у кого. Сам хоть и местный, но из родственников никого не осталось в городе.

Оказался Петя в затруднительном положении. Пойти устроиться бы на бывшее место работы – шахту «Северная», однако, медкомиссия не пропустит, потому, как хромота донимает из-за ранения, а госпитальный врач утверждал, что походка, к сожалению, навсегда такой останется.

Принялся на работу, где не требовалась квалификация, – грузчиком в ОРС. Пока не начал работать, жил на послевоенное довольствие (14). Более-менее обустроился, сняв недорого угол у какой-то бабульки. Но личную жизнь-то нужно устраивать?

Петя был довольно интересным двадцатипятилетним парнем: медаль на груди, чуб из-под козырька фуражки. Аккордеон в его руках и соловьём заливается, и горько плачет. Не стоит уточнять, что аккордеон – трофейный, а мужчин в любом селении не хватало, не говоря уже о Донбассе.

Вечерами молодёжь устраивала нечто вроде посиделок. Молодой гармонист, несмотря на хромоту, – шёл нарасхват. А играл он, как уже было озвучено, очень хорошо, и особенно у него получалась народная песня «А девочка Надя». Где музыка, там и веселье, да и самогончик тоже льётся исподтишка…

А девочка Надя, чего тебе надо?

Ничего не надо кроме шоколада,

Шоколад недорог, стоит рубль сорок,

Шоколада нету – на тебе конфету.

Петя долго не засиделся в холостяках. Пригрела его молодая вдовушка (с сыночком).

Сразу примак ударился в хозяйство: отстроил новый дом, разбил сад, огород обустроил. Стали они жить-поживать да добра наживать.

Время идёт – хозяйство крепнет. Ребёнок подрос, стал о женитьбе поговаривать. Неожиданно жена начала коготки Пете показывать, мол, денег маловато приносишь. Но ведь по труду грузчика и оплата…

Дело обошлось без скандала, но жена указала пальцем на дверь.

Без шума и дебоша, забрав своё приданное (аккордеон), Петя шагнул в новую жизнь…

Эх, хороши меха у немца!

Раньше были рюмочки, а теперь бокалы,

Раньше были мальчики, а теперь нахалы.

Раньше были ниточки, а теперь катушки,

Раньше были девочки, а теперь болтушки.

Но недолго ему пришлось холостяковать. Всё-таки мужчин не хватало, не только где-то там, в крупных городах, но и в пгт Кирово тоже. Опять Петя связал свою судьбу с вдовушкой, истосковавшейся по мужской ласке. Тем более хороший товар на дороге не валяется… И пошла, закружилась его жизнь по очередной спирали: новая семья – новые заботы. Правда, у жены была девочка от первого брака. Но разве ребёнок может быть помехой, когда мир и лад в семье?

На этот раз Петя гораздо быстрее построил дом (опыт-то уже имеется). Посадил сад, огород привёл в порядок. В доме появился достаток, да и в стране уже начали забывать, что такое очереди за продуктами.

Незаметно дочка повзрослела. По средствам сыграли свадебку. В доме появился второй примак – стало тесновато жить, да и молодушка вскоре понесла ребёнка.

Петина зазноба решила обновить страничку своей биографии, и выписала ему путёвку в жизнь…

Бедному собраться – только опоясаться, а Пете-горемыке лишь документы положить в карман, да трофей забросить на плечо…

Напарник-водитель частенько намекал Пете: «Смотри, тебя девки не доведут до хорошей жизни». Но коллега, человек семейный, построился, сына воспитывал, а Пете снова нужно искать причал.

Музыку играют, аж чулки спадают,

А подошвы с ботинок собаки таскают.

А девочка Рая упала с сарая.

Куда ж тебя чёрт понёс, моя дорогая!

Третий раз Петя пошёл в примы. Дело молодое… Горячие ночи...

И точь в точь судьба повторилась: новый дом, сад, огород. Ребёнок взращён – Петя со своим приданным выставлен за порог.

Отчего я лысый, без волос остался?

Оттого что много с девушками знался!

Танцевала карапет, порвала ботинки,

Осталися на ногах чулки да резинки.

Оформив документы на землю, Петя на Саманных построил хатёнку из самана. Жил бобылём. На сад и огород уже не хватало ни сил, ни желания, а ещё проклятая рана давала себя знать, да и не для кого было стараться.

Прошло около двадцати лет после окончания войны. Неожиданно Петю отыскала его родная дочь, жившая в Краснодарском крае. Законная жена, оказывается, недавно умерла. Дочка позвала отца к себе погостить, да внуков посмотреть. Петя, взяв отпуск, оставил аккордеон в хатке, запер её и налегке отправился к родной кровинушке. Немного побыв в гостях, он скоропостижно скончался.

Следя за рокировками Пети в жизни, трудно было бы предположить, что именно так он мог окончить свой земной путь. А на месте последнего пристанища Пети (Саманные) более никто не делал попыток обустроиться и нынче там находится пустырь...

Примечание:

14 В 1948 г., к великому неудовольствию фронтовиков, выплаты и льготы отменили.

Фото автора, 16.09.2013. Вид на Дзержинск (Донецкая обл.) с террикона шахты "Новая".


Рецензии