Серенада Моцарта на морозе лютом...

В Московском областном театре драмы и комедии 9 и 10 мая прошла премьера спектакля по пьесе французского драматурга Дидье Карона «Фальшивая нота».
Премьера этого спектакля была приурочена к 74-ой годовщине со дня Победы над фашистской Германией. Осуществил её постановку известный актёр и режиссёр Тимофей Спивак.
Дидье Карон в юности намеревался сделать профессиональную карьеру, работая в   финансовой сфере. Однако проработав какое-то время служащим в одном из  банков, он понял, что финансовая стихия  – не его дело. И ринулся в актёры. Впоследствии он увлёкся драматургией, а затем и режиссурой.
Пьеса «Фальшивая нота» была написана Дидье Кароном в 2017 году и поставлена им в одном из старейших театров Парижа — «Мишель», которым драматург и режиссёр руководит уже более десяти лет. Эту пьесу перевели с французского Ирина Прохорова и Александр Браиловский. С переводом этой пьесы познакомился Геннадий Хазанов. Он загорелся горячим желанием поставить её и сыграть в ней одну из главных ролей. Его желание осуществилось. В спектакле, премьера которого в сентябре минувшего года состоялась в Московском академическом театре имени Вахтангова, Геннадий Хазанов играет  роль жителя Бельгии Динкеля, прибывшего специально в Женеву на концерт оркестра, которым руководит весьма почитаемый в музыкальном мире немецкий дирижёр по фамилии Миллер. На сцене академического театра имени Вахтангова роль эстетствующего дирижёра блистательно исполняет Алексей Гуськов. Он мастерски создаёт свой образ из черт многих выдающихся режиссёров, включая Светланова и Гергиева. Так что у ногинских театральных гурманов есть возможность побывать в  столице нашего государства, увидеть «Фальшивую ноту» в исполнении московских актёров и сравнить постановку этой драмы Тимофеем Спиваком в нашем театре и постановку режиссёра Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова.         
     Дидье Карон во Франции имеет репутацию успешного комедиографа. Но на этот раз он создал почти детективную психологическую драму с неожиданными сюжетными поворотами и непредсказуемым финалом. Драматург начинает эту историю в виде фарса. Всё действие разворачивается в гримёрке дирижёра Миллера, роль которого на сцене нашего театра с колоритным изяществом исполняет заслуженный артист РФ Владимир Ташлыков. К утомлённому после состоявшегося концерта и желающему отдохнуть дирижёру в гримёрку вламывается якобы поклонник его таланта Динкель, который  поначалу просит у маэстро автограф для себя и своей жены, а потом хочет запечатлеть его на память на фото. Раздражённый внезапным вторжением Миллер, желая поскорее избавиться от настырного визитёра, идёт ему навстречу — даёт автографы и позволяет себя сфотографировать. Заслуженный артист РФ Виктор Башинский в роли Динкеля в начале спектакля весьма добротно, с неким гротеском, создаёт образ суматошного обывателя, который к тому ещё является и скрипачом-любителем. Он просит у дирижёра не только автограф, и фотографию, но и требует, чтобы тот позволил ему сыграть на ценной скрипке маэстро! И когда дирижёр и на это соглашается, Динкель исполняет «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Вот тут-то для зрителей начинает выявляться скрытая пружина всего драматического действа!
Оказывается, что за всей бестолковой кутерьмой визитёра из Бельгии скрывается нечто очень трагическое. Еврей Динкель, настоящая фамилия которого Динкельштейн, долгие годы собирал сведения о жизни Миллера и вынашивал план своей мести дирижёру, который в свои юные годы застрелил в концлагере его отца, скрипача из оркестра пленённых музыкантов. Оказывается, отец дирижёра герр Кейтель был комендантом концлагеря и тонким ценителем волшебной музыки Моцарта. Он как-то заставил пленных музыкантов исполнять на морозном воздухе серенаду Моцарта и за то, что скрипач-еврей взял фальшивую ноту, приказал его расстрелять. Кейтель-старший вложил пистолет в руки оказавшегося в концлагере пятнадцатилетнего сына и тот, не без внутреннего содрогания, дважды выстрелил в скрипача. А малолетний сын музыканта видел эту страшную картину своими глазами…
И теперь, спустя тридцать пять лет, обласканный славой убийца, комфортно обитает в Швейцарии под чужой и распространённой фамилией. И ожидает, что его вот-вот пригласят главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра. Кстати, фамилию Миллер дирижёр присвоил у заключённого, который был сожжён в одной из печей печально известного концлагеря Аушвиц. Однако одно дело в мыслях наказать убийцу, а другое – осуществить этот замысел в мирной обстановке, в гримёрке дирижёра. И мучительные колебания скромного обывателя, который, по-видимому, в своей жизни не совершил ни одного решительного поступка, и впервые держит в руках припасённый для мести пистолет, Виктор Башинский играет с филигранной ёмкостью и точностью. Ведь убийца, которого мститель хочет призвать к ответу, к справедливому, хоть и запоздалому возмездию — живой человек, которого ждут дома жена и две умненькие дочки… Так состоится ли возмездие? Об этом могут узнать те зрители, которые захотят увидеть эту драму.
Сценография Елены Пиотровской (она же и художник по костюмам) предельно лаконична и точно передаёт атмосферу драматического действа. В изящном музыкальном оформлении спектакля Ангелины Скрыпник нет ничего лишнего и мешающего восприятию драматического сюжета. Пожалуй, музыка наполняет текст пьесы некой энергией смятённого духа главных персонажей. Работа художника по свету Антона Юдакова в этом спектакле просто вызывает восхищение.
Следующая постановка премьерного спектакля «Фальшивая нота» намечена на 22 июня.   
На снимке: Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов в сцене из спектакля «Фальшивая нота».

12.05.2019


Рецензии