О вере, жертве и духовном истоке Победы
Так случилось, что две мои бабушки, пережившие военное лихолетье, одна в блокадном Ленинграде, другая – во втором после него по смертности Архангельске, ни разу лично не встречались. И тем более удивительно, что два их рассказа, запомнившиеся мне с детства совпадали даже в деталях.
В декабре 1941 года бабушка Зина была отправлена с передовой на Пулковских высотах, работать в госпиталь в Шувалово. В осажденном Ленинграде это считалось глубоким тылом. До трамвайной остановки нужно было добираться через Шуваловский парк и кладбище. Идти приходилось буквально по запорошенным снегом, окоченевшим телам умерших, которых свозили в парк из города, но не могли похоронить. В закрытом Спасо-Парголовском храме был размещен морг, но священникам разрешили служить панихиды. Тогда бабушка решила обязательно крестить моего отца, которому едва исполнилось три года, и который умирал от пелагры и дистрофии.
В голодную и холодную зиму 1942 года, когда в Архангельске нормы выдачи хлеба равнялись блокадным ленинградским, бабушка Таня ходила на работу через Кузнечевское кладбище, на территории которого в ожидании погребения в братских могилах лежали тысячи погибших от голода архангелогородцев, а в церкви Всех Святых также размещался морг. Храм открыли в победном 1945-м. Ежедневно здесь молятся об упокоении всех на поле брани убиенных и погибших от лишений в военное время.
В первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам.
«Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его жертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и Верой и выходили победителями. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и Веру во все времена нашествий врагов на нашу страну. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашего Отечества».
Высокая и праведная идея жертвенности стала залогом нашей Великой Победы. Ее духовный исток во многом в той традиции Православия, которая сформировала и воспитала русского человека. Тысячелетняя система духовных ценностей составляла сердцевину сознания нашего народа. Более чем двадцатилетие безбожия и атеизма не сумело сломить эту духовную закалку. Немецкая армия была лучше организована, вооружена и обеспечена всем необходимым, ее вели в бой отлично обученные полководцы и командиры. Но русский солдат, недостаточно вооруженный, плохо одетый и голодный, сумел на равных вступить в схватку с закованным в стальные латы тевтонцем и разбить его наголову. Это можно объяснить только силой и торжеством духа русского народа.
«Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя», - говорит Господь в Евангелии от Иоанна. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради своей страны. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Родине в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Вспомним святых вождей русского народа - Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, тружеников тыла, всех кто не дожил до Победы. А имена их запечатлены перед Господом великим подвигом воинской славы.
Свидетельство о публикации №219051300860