Об Имматериальном 38 - 41
39. Правы были евхиты: нужна постоянная молитва; она – нить, связывающая мир материи и Имматерии. Это общение человека с Богом. Чем чаще обращение к Богу, тем крепче нить. «Вспоминай Бога чаще, чем ты дышишь», - говорил Григорий Назианзин. Об этом же говорит и ап. Павел: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5:16) и «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Апогей же перманентной молитвы – молчание, тишина. Об этом говорил Дионисий Ареопагит и многие христианские, буддистские, даосские и индусские подвижники. Бхагаван Шри Рамана Махарши говорил, что какой бы полезной ни была благочестивая и беспристрастная деятельность, молитва всё же действеннее, а безмолвные призывы ещё сильнее; но наиболее действенно созерцание. У «действующих цель – созерцать» (Плотин). «Не думай – просто смотри» - гласит дзэнская максима. О том же говорит Исаак Сирин. Это был подлинный гностик и пневматик, и, как всякий гностик, он разделял людей на гиликов, душевных и духовных. У первых жизнь противоестественная, плотская, скотская. Они вообще не молятся или делают это изредка и лишь для того, чтобы божество удовлетворило их плотские потребности. Вторые доброделанием и подвижничеством укрощают страсти и создают жизнь естественную. Молитва является их постоянным спутником. И третьи живут в Духе. Жизнь их преестественная. Молитва сменяется у них созерцанием. На вершине этой жизни стоит Гносис – Вера, Бессмертная Жизнь, Любовь и Бог. С достижением этой вершины в человеке смолкают сердце, ум и мысль. Он перестаёт осознавать своё ограниченное «я», «эго» и переживает состояние полного покоя, состояние Бога. Он становится Богом.
Вторит Исааку Сирину и Максим Исповедник. Он ценит доброделание, но только как приготовление к дальнейшему совершенству. Человек деятельной любви есть скотопитатель, «ибо нравственные, правотворимые дела, в духовной жизни имеют значение рабочего скота… Пастырь же овец есть муж созерцания». Подвижничество и добродетель создают бесстрастие. Однако необходимо и очищение ума, его безмыслие, безмолвие, тишина, покой, неподвижность духа, чтобы подняться на Абсолютную Вершину – Вершину Божественного Созерцания и Сознания. Эту Истину будут открывать в дальнейшем и преп. Симеон Новый Богослов, и Григорий Палама, и Мигель Молинос, исихасты и квиетисты. На Востоке она идёт ещё от Вед и Упанишад через Капилу и санкхью, Будду и буддизм, Джину и джайнизм, Шанкару и адвайта-веданту к современным Духовным Учителям, и всегда будет открываться и постигаться теми, кто отождествляет себя с Духом, а не с материей.
40. «… нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Есть. Это власть от Сатаны и власть от Демиурга. Об этом сказано подробно в п.29. Здесь же хочу сказать, что власть над этим миром – это власть Майи. Это иллюзорная власть. Сатана и Демиург – иллюзорны. Их власть действенна пока сохраняется неведение и невидение. Пока мы позволяем господствовать над нами авидье, до тех пор мы позволяем господствовать над нами Сатане и Демиургу. Нас гипнотизирует собственное иллюзорное отражение. Пока человек стоит перед зеркалом он видит своё отражение и попадает под его гипноз. Но стоит ему отойти от зеркала, как отражение исчезает. Исчезает иллюзия. Пока человек взирает на своё эго – он в его власти. Наше эго – это и есть Майя, Сатана, Демиург. Наше эго – это и есть сансара. Поэтому неправы махаянисты, утверждая, что нирвана тождественна сансаре. Они едины до тех пор, пока сохраняется авидья, пока мы действуем для нашего эго и считаем его реальностью. Пока сохраняется отражение в зеркале, которое не более чем отражение, сохраняется его невидимая и иллюзорная власть. Стоит нам отойти от зеркала – и оно ничего не будет отражать. Исчезнет эго, исчезнет иллюзия, Майя, исчезнут Сатана и Демиург, и власть их. Познать самого себя – это и значит отойти от зеркала. Не видеть своё эго, своё материальное тело, свою психику, свой интеллект, а видеть только Бога, только Душу в Себе – это значит познать Самого Себя и избавиться от иллюзий. Это и значит войти в Плерому, в Нирвану, в Царство Божие, в Имматериальное. Это и значит достичь Освобождения. Власть существует пока мы несвободны. Пока мы вертимся в космосе сансары, существует сама сансара и власть её. Но стоит нам выйти из сансары, как исчезнет и она сама и власть её. В Боге нет власти, в Нём есть лишь Свобода. Нет Свободы не от Бога.
41. «Всякое человеческое блаженство представляет собой фазу блаженства Брахмана. Это наивысшая истина, совершенное бытие и полнейшая свобода», - пишет Сарвапалли Радхакришнан в «Индийской философии». Хамфриз, излагая Учение Шри Бхагавана Рамана Махарши, пишет: «Что такое грехи? Почему, например, человек слишком много пьёт? Потому что он ненавидит саму мысль о том, что он связан – связан невозможностью пить столько, сколько пожелает. Он стремится к свободе посредством каждого греха, который совершает. Это стремление к свободе является первым инстинктивным действием Бога в уме человека. Потому что Богу известно, что он не связан. Большое количество спиртного не даёт человеку свободы, но тогда человеку не известно, что по-настоящему он стремится к свободе. Когда он осознает это, он найдёт лучший способ для обретения свободы».
Бог – это Абсолютная Свобода. Человек, находясь в материальном мире, в материальном теле, может достичь лишь относительной свободы, но стремится-то он к Абсолютной. Но на пути к Абсолютной Свободе стоит его авидья, его эго. Они-то и искажают его путь. И вместо Освобождения человек достигает своеволия. Абсолютная Свобода невозможна в рамках материи, в рамках эго, и когда её пытаются втиснуть в эти рамки, происходит то, что принято называть грехом. И чем ужаснее эти грехи, тем сильнее стремление человека к Абсолютной Свободе и тем сильнее силы авидьи в нём, тем прочнее в нём иллюзия эго. И это надо понять, а не осуждать. Без этого понимания не может быть расчищен Путь к Абсолютной Свободе.
Свидетельство о публикации №219051401492