Сон хозяина и исследования на его основе

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 Я совсем недолго жил ещё в этой местности, когда услышал об этом удивительном сне, увиденном хозяином. Сон этот сразу поразил меня необычайной своей сложностью, а также полной загадочностью. Переплетение  различных сюжетных линий, нагромождение нереальных образов и ситуаций, которые, казалось, никак не связаны между собой, - всё это создавало впечатление хаотичности. Поэтому-то хозяин поначалу и не придал почти никакого значения многочисленным поворотам этого длинного сна и, вероятно, вскоре после пробуждения забыл бы его совсем, если бы не один эпизод сновидения, в котором мудрец передаёт ему некие знания. Именно этот-то эпизод врезался в память хозяину столь сильно, что он зарисовал схему, начертанную во сне этим мудрецом. Думаю, что тем самым он оправдал доверие высших сил, говоривших с ним через посредство сего сна.
 Услышав изложение эпизода о мудреце и увидев схему, я (говорю это без ложной скромности) сразу же понял огромное значение данного сна. Поняв это, я, разумеется, немедленно начал работу с хозяином, стремясь узнать об этом его сновидении как можно больше.
 Признаюсь, что эта работа была не из лёгких. И главной причиной всех трудностей, насколько я вправе судить об этом, явилось то простое обстоятельство, что работать мне пришлось с существом творческим, а значит - неуравновешенным в психическом отношении, вспыльчивым, непредсказуемым, болезненно обидчивым... то есть, попросту, - со существом ненормальным. Надо понимать, что, общаясь с подобными существами, приходится забыть все доводы разума, все правила рассудка и полагаться лишь на интуицию, если, конечно, ты хочешь понять их хоть в какой-то степени. Мне это было тяжело, поскольку я - существо нормальное. Но, кажется, мне всё же удалось достигнуть в этой работе в этой работе очень значительных успехов: хозяин рассказал мне всё, что сумел вспомнить о своём сне - от его начала и до конца, со всеми подробностями. Увы, он рассказал его всего один раз, ибо, по его словам, после того, как он один раз полностью перескажет своё сновидение, он его забывает - так-то, не больше - не меньше! Однако, во время его единственного пересказа я не дремал, а старательно конспектировал. Таким образом, благодаря хорошей памяти хозяина, запомнившего сон со всевозможными подробностями, и моей старательности мы обладаем довольно точным содержанием событий, явленных хозяину в его сне.
 Но была и ещё одна опасность. Дело в том, что когда работаешь с таким существом, каким является хозяин, существует реальная опасность попасть под его влияние, то есть, иными словами, опасность подмены научных данных творческим вымыслом, додумыванием, фантазированием. А как известно, если учёный-исследователь не видит здесь границу, отделяющую одно от другого, все его исследования - лишь жалкие попытки дилетанта.
 Я старался избежать и этой опасности. Надеюсь, мне это удалось. Но, тем не менее, сейчас я знаю этот сон наизусть, и я столько раздумывал о нём, что мне порой кажется, будто это мне снились эти обрывающиеся лестницы, эти игрушки на стенах и старушки у подъезда с их жутковатыми речами, будто именно мне показывал свои таинственные схемы старый мудрец. И тут уж ничего не поделаешь, и мне лишь остаётся по мере возможности сохранять беспристрастность при моих исследованиях, а моим читателям - судить о том, насколько хорошо мне это удаётся.        

                Полежаевская местность                                                                                                                                                                                  
                июль - август 2000 г.



РЕАЛЬНОСТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯВИ


ВВЕДЕНИЕ

Договоримся заранее: это исследование пишется в расчёте на вдумчивого, серьёзного читателя, обладающего критическим подходом к поступающей к нему информации. Вряд ли мой труд можно порекомендовать не в меру восторженным фанатикам различных религий, со дня на день ожидающим второе пришествие или бродящим по улицам городов с лицами блаженных и кокаином в кармане. Им он, вероятно, покажется сухим и скучным. Ибо в моём исследовании я не собираюсь писать о так называемых "чудесах" (которые на поверку оказываются не более, чем плодами воспалённого воображения). Моя задача - произвести научный анализ этого неисследованного явления - знаменательного сна. Говоря "научный анализ", я подразумеваю под этим подход к проблеме с позиций логики. В связи с этим замечу, что те псевдоучёные и религиозные деятели, которые на словах ратуют за отказ от логического мышления, только лишний раз подтверждают невозможность такого отказа своими якобы иррациональными рассуждениями. Следует признать, что нет у нас в распоряжении другого инструмента познания истины, кроме логического мышления.
 Однако, моя книга - и не для скептиков, заключивших самих себя в одиночные камеры без окон и дверей, без возможности выйти за толстые стены, не пропускающие ни света, ни звуков - во внешний мир, мир реальности, полный красок, мелодий и ароматов. Собственно говоря, если существо не верит в возможность познания истины, то ему вообще не нужны никакие научные исследования - ни в области астрологии, ни в области высшей математики. А вдруг, в самом деле, все слова, написанные (вроде бы) в книге, на поверку - лишь обман зрения, а это не книга, а кирпич, а книг вообще не бывает, а что бывает - то мы не знаем... ну, и прочая софистика. А раз софистика - то и спорить бессмысленно.
 Я написал, что для познания истины мы обладаем лишь логическим мышлением. Подчёркиваю - мы обладаем. Это вовсе не значит, что не существует других способов познания, недоступных нам,но находящихся в распоряжении неких неизвестных сил, которые мы обычно обозначаем эпитетом "высшие". Но могут ли эти силы вступать с нами в контакт и тем самым помогать или (кто знает) мешать нам на пути познания истины? Ответ на этот вопрос представляется мне очевидным: если бы они не влияли на нашу жизнь, то откуда существа глубокой древности, ещё не умевшие строить сложные цепи доказательств, мыслить абстрактно и не знавшие основ философии, - откуда они уже тогда знали бы о существовании высших сил? Каким же образом могут помочь эти высшие силы нам, простым смертным, как передать нам знания, полученные неким иррациональным способом? Ведь и сами эти знания должны, по-видимому, иметь иррациональный характер? И здесь ответ напрашивается сам собой: конечно же, они, вещая нам, попросту переводят свои иррациональные знания на язык логики!
 Каким образом они это делают? Они это делают через структуру нашего существа, находящуюся как бы на границе действительного и иррационального и, как правило, не подчиняющуюся рассудку. Я имею в виду подсознание, о существовании которого узнали только в двадцатом веке. До сих пор эта часть нашего существа хранит в себе больше загадок, чем ответов. Оттуда - все непонятные, необъяснимые наукой (и потому, увы, нередко просто игнорируемые ею) "галлюцинации", именуемые в религии божественными откровениями.
 Но откровения наяву происходят чрезвычайно редко (оно и понятно: наяву подсознание не действует напрямую, заглушаемое внешними образами и работой разума). Поэтому обычно они происходят ночью - во время сна, когда на помощь спящему не может прийти рассудок с его логическими доводами. Во сне царствует особая логика или, точнее, её отсутствие. И именно сон - та пограничная территория, на которой высшие силы имеют наилучшую способность вступить с нами в контакт, ибо только там их иррациональные знания могут быть хоть в какой-то мере восприняты нами, облечённые в логическую форму.
 И вот тут возникает вопрос, ключевой для моего исследования; и не только ключевой, но и довольно щекотливый.
 А как отличить сон-откровение от обычного сна, в котором причудливо переплетаются переживания и события прошедшего дня? На данном этапе развития науки способ здесь есть только один: интуиция исследователя (в данном случае - вашего покорного слуги), основанная на обширном знании, тщательном изучении материала. И, конечно, на вере, без которой все его логические построения останутся лишь голым каркасом здания истины, непригодным для применения в жизни...


глава 1
Откровение или воспалённое воображение?

Безмолвной истины великие слова
И разума провидцев изреченье, -
Вы все имеете - суть такова -
Определённое значенье!

 А. Парамонов А.

Наверно, читатель уже догадался, как автор исследования сам отвечает на вопрос, вынесенный в название этой главы. Конечно, я не стал бы посвящать сну хозяина столь объёмный труд, если бы считал его сон всего лишь плодом воспалённого воображения. Таким образом, я считаю его откровением, и цель данной главы - убедить в том же и читателя. Сделать это будет не просто по следующим причинам: во-первых, воображение моего хозяина - действительно если не воспалённое, то, по крайней мере, весьма и весьма буйное, подчас - необузданное; во-вторых - и это, пожалуй, самое главное, - возникает вопрос о достоверности, вернее - о степени точности научного разделения снов на "обычные" и "сны-откровения".
 Попробуем тщательно проанализировать каждую из этих причин по отдельности.

 Мой хозяин - гигант в возрасте тринадцати лет. Надо прямо сказать, что это личность выдающаяся, неординарная, не вписывающаяся ни в какие общепринятые рамки. Сколько раз его называли невменяемым, психом, даже сумасшедшим - причём не только существа, но и его собственные родители. Диагнозы врачей тоже подчас были отнюдь не утешительными.
 И я не могу сказать, что эти мнения неправильны. Напротив, я должен их полностью подтвердить, основываясь на собственном наблюдении. Да, мой хозяин - существо крайне нервное, вполне возможно - даже с нарушенной психикой, склонное к истерическим припадкам. Но при этом он обладает сильным творческим потенциалом, который, кстати, проявляется очень часто как раз сразу вслед за истерическими припадками.
 Тут мы приходим всё к той же неразрешимой до сей поры проблеме: где граница между "гениальностью" и "безумием"? Мой ответ содержится уже в написании самого вопроса, точнее - в кавычках, в которые я заключаю слова "гениальность" и "безумие". Да, это лишь относительные понятия, и потому поиск ответа на данный вопрос представляется мне бессмысленной тратой времени. Ведь на самом-то деле совершенно очевидно, что безумец - отнюдь не всегда гений, но вот гений, по глубочайшему моему убеждению, никогда не может быть нормальным существом. Ибо что такое талант, гениальность, как не отход от нормы? Мы называем существо талантливым или гениальным именно с целью выделить его из общей массы, вне зависимости от характера его таланта. И, поскольку искусство относится к области психического, душевного, то гении искусства выделяются среди общей массы существ как раз организацией своей психики, строем своей души.
 Итак, мы договорились не противопоставлять ненормальность гениальности. Осталось лишь доказать, что хозяин не просто психическиненормальный гигант, но существо, одарённое свыше.
 Для этого нам следует понять, по каким признакам мы выделяем талантливых гигантов или существ? Почему мы называем Булгакова талантливым писателем, а не обычным наркоманом? Почему Пушкин - гениальный поэт, а не обыкновенный бабник, урод и дуэлянт, склонный к суициду? Почему Цун Чи считают не просто нервным, слабым существом, склонным к шизофрении, но и непревзойдённым сочинителем парадоксального искусства?..
 Но довольно примеров, - читатель, конечно, уже догадался, о чём речь. Да, не что иное, как рассказы и романы Булгакова делают его для нас талантливым писателем; стихи Пушкина превращают этого гиганта из бабника и урода в гениального поэта; а парадоксальные творения Цун Чи выделяют его из массы других существ местности. Именно по плодам творчества того или иного гиганта или существа мы судим о том, является ли его ненормальность спутницей гениальности - её причиной либо следствием, или это просто одно из тысяч существ с повреждённой психикой, но лишённых каких бы то ни было выдающихся способностей.
 Таким образом, если мы хотим убедиться в одарённости моего хозяина, нам стоит лишь перечитать его стихи и прозу, взглянуть на его картины или просто побеседовать с ним о каких-либо "высоких материях".
 И тут, не решаясь полагаться на своё собственное мнение, я обращаюсь к мнению других. А таковых много, - кто только из гигантов и существ нашей местности не давал своей оценки творчества хозяина. Прежде всего, это, разумеется, существа искусства: Цун Чи, Мирь яш Яум, Нуф и другие, несмотря на резкую критику его произведений (как правило, во время размолвок с ним), не могли не признавать высоких художественных достоинств сих произведений, их самобытности. Одним из поклонников творчества хозяина является его старший брат, который и сам имеет к искусству непосредственное отношение. Однако, и гигантшу - мать хозяина (кстати, находящуюся с ним в очень непростых отношениях), - и многих существ, представления коих об искусстве были подчас весьма смутными, книги и картины хозяина если и не приводили в восхищение, то, по крайней мере, вызывали живой интерес. То есть его творчество, если можно так выразиться применительно к данному случаю, ценилось и народом, и элитой.
 Но, быть может, самым важным является тут мнение не всех этих многочисленных существ, а одного порося - Фунтика, оставившего один из самых заметных следов не только в искусстве, но и, вообще, в истории наших местностей. Это мнение существа, ставившего искусство на первое место и посвятившего свою жизнь служению ему, существо "не от мира сего", которое никто из его знавших не осмелился бы, я думаю. упрекнуть в предвзятости суждений, страхе перед хозяйской властью; которое по природе своей неспособно к раболепству, стремлению угодить вышестоящему, - существо бесконечно искреннее и при этом - всепризнанный гений. Так вот Фунтик считал талант хозяина не менее (как минимум) большим, чем тот, что был дарован небом ему самому. Нужны ли после этого другие доказательства одарённости сего гиганта?
 ...Итак, полагаю, я привёл достаточно веские аргументы в подтверждение того, что воспалённость и буйство воображения хозяина - не просто следствие патологических нарушений его психики, но и признак его высокой одарённости, показатель глубины его духовности... Возможно - кто знает?! - печать свыше.

 Но теперь мы сталкиваемся с другой проблемой. Допустим, что хозяин - именно такой индивидуум, который по характеру своей психики, по своему духовному складу как никто другой способен к контакту с иными, "нематериальными мирами", может видеть "тонкий мир" и испытывать так называемые "откровения", известные нам ещё со времён Древнего мира.


2000


Рецензии