У походов М. Ионова был философский смысл?
Этот странный человек – Николай Федорович Федоров - уже тогда был признал великим русским философом. Мысли Федорова Ф.М.Достоевский "прочел как бы за свои". Л.Н.Толстой говорил: “Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком", а Соловьев называл его "дорогим учителем и утешителем". К.Циолковский говорил, что все его идеи об освоении космоса навеяны мыслями Федорова.
Казалось бы – а что общего между странным философствующим православным библиотекарем и боевым полковником М.Ионовым? Пролистав весь интернет (сайты, работы историков, рефераты) я тоже так думал- ничего общего не нашел, но… сопоставив философию Федорова и историю походов Ионова на Памир у меня появилась своя версия того, с какой целью России нужно было военное присутствие в этой далекой горной стране. Версия, естественно, не без спорная, к тому же публикуется она впервые. Но чем черт не шутит….
О Н.Федорове писать не буду – кому интересно наберите в поисковике “философ Н.Ф.Федоров” – отмечу только что он родился в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца.
Главный философский труд Николая Федоровича – “Общее дело” был издан после его смерти ( в интернете он есть). Кратко расскажу суть его философии. Фёдоров не любил слово "человек" - "сын человеческий", "дочь человеческая", "сын умерших отцов" так он называл людей тем самым указывая, что у каждого из нас есть долг перед своими предками. Человек не совершенен, считал Федоров, поэтому каждому из нас нужно работать над развитием своей личности. И по своей природе человек активное существо, но эта активность от его слабости и незащищенности перед природой.
Развивая свои мысли о человеке Федоров особое внимание уделял предкам. Родители – это главная причина жизни человека, а он – их природное следствие, и в свою очередь он становится причиной для следующих поколений. Каждый человек должен знать свой род, своих предков. Это первоначальное знание всего человечества. "Восстановление умерших отцов и предков" – эти слова часто встречаются в работах Федорова и в философском смысле они означают, что каждый из нас не должен забывать о своем родстве, о своей семье, о своих предках. Восстановить, восткресить умерших предков – значит вернуть их имена из небытия. Это и есть истиное познание мира.
Федоров был русский философ и ему был чужд культ денег и наживы западного человека. Западная цивилизация, считал он, убивает, расчленяет живые натуральные продукты природы и сельского хозяйства, чтобы приготовить из них мертвые, искусственные вещи. Развивая технику, промышленность, производство, человек не развивает собственную природу, оставляя себя самого как есть, ограниченным и физически, и умственно. Путь западной бездуховной цивилизации, Федоров считал тупиковым. Когда человек, не изменяя себя, не встав на путь собственного одухотворения, начинает покорять, преобразовывать природу, то он неизбежно приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и собственно нравственному. Такое вмешательство несовершенным, самодовольным человеком мы сейчас и видим. Федоров часто говорил, что природа землетрясениями, наводнениями, засухами казнит за бездействие человеческой силы разумной, за то, что мы не учимся их регулировать, вместо этого сцепляемся с ближним, идем народ на народ, люди одних убеждений на других. "Промышленность происходит из животного инстинкта и обращает человека в скота, разрушает братство, вооружает сынов против отцов, культ отцов превращает в культ жен, комфорт становится целью; в этом и заключается истинный смысл промышленности, ибо человек без знания причин небратства, и даже не занимающийся этим вопросом, есть только промышленное животное."
Интересны мысли Федорова о религии. "Верность Богу всех отцов. Богу Адама и всех праотцев есть истинная религия; все прочие – измены Богу и своему праотцу"– такими словами Федоров обьяснял, что "истинная религия – это культ предков".
Через всё его философское исследование "Философия общего дела" красной нитью проходит концепция Прародины человечества. Федоров выделяет два центра мировых цивилизаций – Вселенский центр мира – это гора Меру, ось планеты Земля. И, впервые в мировой философии, рускии ученый в конце 19 века выдвинул идею, что Духовным центром мира является Памир. Памир, согласно мировозрению православного философа, это бывший рай (сад Эдем). Именно сюда, на Памир, согласно древним преданиям, Ной во время всемирного потопа вывез тело (или прах) первочеловека Адама. И именно здесь, на Памире, "покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен". Естественно, выдвигая свои философские мысли Федоров пользовался уникальными материалами хранившимися в библиотеке где он работал. И именно в это время, весной 1891 года, отряд М.Ионова выдвигается на Памир с целью очистить его от афганских и китайских постов. За Ионовым стояли военный министр России и “Белый Царь” – император, люди, среди которых (как и среди всей аристократии России того времени) идеи Федорова были весьма популярны.
Федоров впервые стал изучать сакральную историю Памира. В большинстве своем записей он не вел – многое за ним просто записывал его помошник Петерсон. Анализируя сакральную историю Памира как одной из космически запрограмированных точек, куда переместился блуждающий центр многополярной истории и предистории человечества, Н.Ф.Федоров утверждал: " Источниками для всенародной истории Памира служат сами языки, на которых говорят забывшие о своем общем происхождении народы, но сохранившие память, предание о племенном происхождении, о местах, где жили и умерли их предки". Центром всех "могил предков", то есть самых сакральных мест связанных с памятью поколений, и является Памир.
Говоря о Памире Н.Ф.Федоров говорил об общем индоевропейском происхождении народов Европы и точно указывал место откуда они произошли – "Памир и его окрестности". Эти мысли Николая Федоровича подтверждает современная ДНК-генеалогия утверждающая, что именно с Памира часть перволюдей ушла на север, создав европейскую цивилизацию, а вторая половина ушла на юг создав индийскую цивилизацию.
Рассуждая о роли Памира в общечеловеческой истории философ Н.Ф.Федоров настаивал на том, чтобы немедленно прекратить все войны вокруг Памира для того чтобы могилы предков человечества оставались в покое. Может быть и это совпадение, но именно в эти годы "Белый царь" России Александр III вновь отправляет на Памир экспедиционный корпус полковника М.Ионова который останавливает афганский геноцид памирских народов, вытесняет с Памира Англию и Китай и устанавливает там, на долгие годы, мир.
Вот так и получается, что походы Ионова на Памир стали практическим воплощением в жизнь Россией философии Н.Федорова.
Но необьяснимые странности на этом не закончились. 15 сентября 1898 года директор Румянцевского музея Михаил Веневитинов подписывает прошение Николая Федоровича об отставке. Полгода до этой даты Николая Федоровича отговаривали от этого шага. Но он настаивал на своем – дескать стар, болезни, ухудшение здоровья. Казалось бы – 69 лет действительно возраст в котором болезни даю о себе знать. Но…! Уволившись из библиотеки по состоянию здоровья 69-летний Федоров сразу же уезжает со своим помошником Петерсоном ….. на Памир, колыбель человечества, к могиле Праотца. В дневниках начальника Памирского отряда тех времен А.Е.Снесарева, в записках Л.Тагеева часто встречаются упоминания о том, как боевые офицеры, солдаты, казаки умирали на Памире от горной болезни. Любого форумчанина служившего на Памире в возрасте 18-20 лет спросите что такое Памир и как он влияет на здоровье молодого крепкого мужчины. А тут на Памир едет 69 летний старик, всю жизнь просидевший в библиотеке и уволившийся оттуда “из-за ухудшения здоровья”. Что он искал на Памире и где он, в каких именно местах, был мне не удалось найти. Но на Памире Н.Федоров был! Сохранилось его письмо оттуда и обрывочные воспоминания его помошника.
С той поездки прошло больше века. Сейчас многие стали интересоваться древней историей, задавать вопрос – “ кто мы есть?”. И если мы прочтем книги современных, не одиозных, авторов по сакральной, древней истории Руси (например В.Демин, С.Жарникова) то мы обязательно найдем в этих книгах название далекой маленькой горной страны –Памир.
Вот вроде и всё. Вопросов больше чем ответов. Может походы Ионова и вовсе не имели какой то сакральный и философский смысл. Ну в этом случае хоть будете знать мысли философов того времени.
Свидетельство о публикации №219051400539