Незаконная игорная деятельность

О некоторых проблемах регулирования законодательной деятельности в сфере борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр.

Уголовное преследование по экономическим делам в сфере предпринимательства связанным с незаконной организацией и проведением азартных игр является одним из важных направлений деятельности в Российской Федерации. Основной причиной, по которой до сегодняшнего дня эта проблема вызывает серьезное внимание является как бесконтрольность распространения азартных игр, так и пробелы в законодательстве возникающие при регулировании данной деятельности. Здесь необходимо отметить что, при проведении незаконных азартных игр можно получить высокую прибыль при недостаточном контроле со стороны государства.
В 2006 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. No244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» который должен был благотворно повлиять на проблему и казалось, что проблема решена, но игорные заведения, которые осуществляли незаконную организацию и проведение азартных игр продолжали функционировать. Наряду с этим выявились новые черты, характеризующие опасность данного рода деятельности, а именно то что преступники стали разрабатывать новые пути и способы легализации т.е. придание законности владения незаконно полученным капиталом, пользование и распоряжение им, а также сокрытию реального источника его происхождения.
Основными нарушениями закона, выявляемыми сотрудниками органов внутренних дел, были: деятельность игорных заведений без соответствующих лицензий; отсутствие документов на игровое оборудование; наличие не учтенных в налоговых органах игровых столов и автоматов; переделка плат и микросхем игровых автоматов с целью корректировки результатов игры в пользу владельцев заведения и др. Соответственно, казино и игровые клубы, в которых выявлялись подобные нарушения, закрывались, а в отношении их хозяев или должностных лиц возбуждались уголовные дела по ст. 171 (незаконное предпринимательство), 159 (мошенничество), 199 (уклонение от уплаты налогов) УК Российской Федерации. 
Поскольку правовая регламентация данной преступной деятельности вызывала множество дискуссий, касающихся определения наказания, был принят Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ в гл. 22 УК РФ «Преступления против экономической деятельности» была введена статья 171.2, предусматривающая ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр.
Осознавая возможность привлечения к уголовной ответственности, преступники переключились на новую сферу возможностей реализации своих преступных планов, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» где намеренно стали регистрировать игорные залы (онлайн-казино) за границей в тех странах, где игорный бизнес не запрещен, тем самым уходя от ответственности по национальному законодательству Российской Федерации. Использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сегодня позволяет преступникам увеличивать количество потенциальных клиентов, облегчает возможность реализации умысла, а также предоставляет возможность легко уйти от уголовной ответственности.
В связи с этим в научном сообществе возникает дискуссия об изложении части 1 статьи 171.2 УК РФ в следующей редакции: «Организация и (или) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на установление деятельности по организации и проведению азартных игр с игорной зоне», исключив при этом из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации часть 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ.
Важность внесения данного изменения в уголовный кодекс обусловлено тем, что на днях Министерство Финансов решило внести поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. No244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» что позволит незаконному игорному бизнесу легально отмывать преступные доходы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вызывает сомнения попытка введения понятия «интерактивная ставка», которая позволяет вести онлайн-игры, например, играть в «виртуальный хоккей», действующий по принцип генератора случайных чисел. Эксперименты в этом направлении ведутся в ряде ресурсов, хотя на территории Российской Федерации являются незаконными. Для множества букмекерских контор это может принести существенную выгоду, но для общественной безопасности это грозит возникновением более упрощенного способа вовлечения в подобные игры несовершеннолетних которые имеют доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
После введения в 2009 году федерального закона № 244 и разрешения работы казино только в четырех игорных зонах в стране начался бум нелегальных игорных заведений. Они маскируются под букмекерские конторы и интернет-клубы. С ними боролись и борются многие организации, но закон устроен так, что привлечь организаторов игр к ответственности нереально. Заместитель председателя комитета по безопасности и противодействия коррупции Госдумы Российской Федерации Александр Хинштейн считает, что законодательство нужно менять.
Он говорит о том, что борьба с нелегальными игорными заведениями ведется крайне слабо и в основном на бумаге. К тому же наказание за ведение подобной преступной деятельности составляют штрафы либо условные наказания.
«Беда в том. – говорит Александр Хинтшейн - что азартные игры уже давно пришли в Интернет, они там активно ведутся, потому задача сейчас – четко регламентировать их деятельность. Но букмекерские конторы – все же совсем другая история. Понятно, что в этих играх участвует совсем не тот контингент, который просаживает в павильоне у метро свою получку или все деньги. Поэтому надо очень четко разделять две сферы. Мы пока сосредоточились на нелегальных игорных клубах и подготовили поправку в Уголовный кодекс, которую планируем в ближайшее время вынести на обсуждение в Государственную Думу Российской Федерации. Мы предлагаем новую редакцию ст. 171.2. УК РФ. Ключевая проблема, которая в ней есть сегодня, – это наличие так называемого квалифицирующего «материального признака». То есть, чтобы установить факт преступления, необходимо не менее 1,5 млн руб. оборота – такая сумма была установлена при организации игр. Статистика показывает, что организаторы подпольных игорных заведений прекрасно понимают кодекс и организовывают вывоз денег по нескольку раз в день. И даже если к ним приходит проверка, они не находят 1,5 млн. В этом случае наступает административная ответственность, которая не предусматривает конфискации имущества, а штрафы, которые налагаются на организаторов игр, несоразмерны получаемой ими выгоде. Мы предлагаем убрать материальный признак и пойти по аналогии с ответственностью за содержание притонов. Сейчас для того, чтобы установить факт притоносодержания, не нужно использовать материальный признак, не важно, сколько в притоне проститутка получает – 50 рублей или 1000. Хотя бы рубль, есть уже состав преступления. Такой же принцип мы предлагаем применить в отношении к незаконным игорным заведениям. В ближайшие недели мы попытаемся внести такой закон в парламент.
– Как он поможет бороться с появлением и возникновением нелегальных заведений в Интернете?
– В первую очередь закон будет распространяться на заведения, которые действуют не в виртуальном, а в реальном пространстве, но он охватывает в том числе и азартные игры через Интернет.»
C 2015 г. в связи со вступившими силу поправками такие государственные органы России, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная Прокуратура были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта (его доменного имени, адреса или IP-адреса сервера) без судебного решения. Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу.
Говоря о сегодняшнем рассмотрении состояния противодействия незаконной игорной деятельности, следует отметить, что данный вид преступлений поднялся с простых уличных азартных игр до уровня использования прочных международных каналов с целью незаконного обогащения. В частности, благодаря существованию информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сети преступников легко попадают лица из разных слоев населения, в частности те, кто плохо разбирается в компьютерных технологиях и не сразу осознает преступность той деятельности, в которую он вовлекается, а после того как теряет большую сумму денежных средств не знает, как теперь его сможет защитить закон.
До настоящего времени в отечественной юридической науке остается окончательно не решенным целый ряд вопросов, связанных с уяснением сущности и применением уголовно-правовой нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Законодательное регулирование в сфере противодействия незаконной игорной деятельности нуждается в совершенствовании для того чтобы правоприменитель мог грамотнее использовать уголовно-правовую норму при определении и квалификации данных деяний и совершать меньше ошибок привлекая к уголовной ответственности.
Законодателем, например, не учтена повышенная общественная опасность незаконных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Поскольку использование информационно-телекоммуникационных сетей, сети «Интернет», иных средств связи существенно увеличивает охват потенциальных клиентов, облегчает возможность реализации умысла, а также повышает вероятность ухода от уголовной ответственности, предлагается данный способ совершения преступления исключить из основного состава преступления и закрепить в качестве квалифицирующего признака – в пункте «в» части второй статьи 171.2 УК РФ.
Представляется, что предложенные нормы должны будут способствовать более активному пресечению ведения незаконного игорного бизнеса в целях защиты нравственности и здоровья населения.

В статье использованы следующие материалы

Мосечкин И. Н. Совершенствование законодательства, регулирующего сферу азартных игр в условиях эволюции незаконной игорной деятельности / И. Н. Мосечкин // Безопасность бизнеса. – 2015. – № 4. – С. 32 - 35
А.С. Лимарь И.А. Михайлова О некоторых проблемах квалификации незаконных организации и проведения азартных игр // Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел – 2015 - 1
Шевченко Н.В. Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр Выпускная квалификационная работа  ЮУрГУ 2017
Борьба с азартными играми ушла в сеть (Электронный ресурс) Дата обращения 12.04.2019 г.
  Запрет азартных игр в сети «интернет»: закон и практика (Электронный ресурс) http://thewallmagazine.ru/ban-of-gambling-within-the-internet/ Дата обращения 12.04.2019
Тедеева Д.Т.  Незаконные организация и проведение азартных игр как преступление в сфере экономической деятельности  «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(21) 2018


Рецензии