Люди с голубыми глазами

Меня растили люди с голубыми, как небо, глазами. Каждый из них был таким живым, что если погрузиться полностью в судьбу его одного, изучить ход мысли, внимательно проследить интонации, движения, вслушаться в переливы голоса, вдуматься в слова, сказанные чуть тише обычного, то можно очень многому научиться. Научиться, кажется, главному - зоркости и пониманию.
Что-то в этих людях заставляло меня верить им безоглядно. Они были честны перед собой, совершая на моих глазах усилия душевной и умственной работы, словом то, отчего мы отлыниваем, не желая сильно утруждаться, зная, что и так прожить можно: глядим на портреты и пейзажи всегда в тумане, смутно различая их очертания и обращая взор только на краски, видные всем и каждому, самые яркие и обманчивые.
Но, пожалуй, честность души, которая так развита в детях лишь потому, что разум их не развит вовсе, я ценила в тех людях сразу, потому что сразу чувствовала и уже знала, что буду учиться у них этому.  Знала, что последую за ними, чего бы это не стоило, а цена за истину всегда огромна и ничтожно мала, и в этом - всё.
Знаешь почему Петр отрёкся? Страшно ему было: скажет чего и поведут на крест. Это ты вот бесстрашная, поэтому не понимаешь.
К сожалению, понимаю. Трижды понимаю.
Но не креста я боюсь. Лучше крест, чем ложь, в которой утопаю. Лучше крест за правду, чем жизнь в обмане и страхе. Этому и учат люди с голубыми, как небо, глазами. «Исшед вон, плакался долго».
Всё так.


Рецензии