Большая разница
Ведь там не показывать надо, как правильно играть.Это многие пытаются делать.А как и играть на инструменте.Да ведь играть не просто только то, что композитор в нотах успел написать.Настоящий и толковый сопроводитель сольного выступления должен при своем исполнии еще тьму разных дел успевать совершать.Он должен уметь замедлять по желанию солиста, или, напротив. вдруг подгонять свою игру вопреки здравому смыслу и замыслу того самого автора, если солиста внезапно начинает нести без всякого удержа вперед. Он должен дышать в одном темпе с солистом, делать паузы по тексту и при этом по некому смыслу, если вдруг солисту в голову приходит сделать музыкальный вдох посреди фразы.
Я сама свое личное противостояние с концертмейстерами начала в самом раннем возрасте своего обучения.Ведь только представьте себе такой поворот. Я разучила труднейшее сочинение в третьем классе.Это была классическая пьеса Л.Бетховена "Сурок".И я ее готова была уже исполнять в одной только третьей позиции.Подергивая на длинных нотах пальцем, изображая этим невероятно трудный, но мощный для слушателей прием, называемый "вибрацией".Действует на всех безотказно.И так я овладела этим произведением качественно, что меня даже выдвинули сыграть его для широких масс на концерте. И что вы себе думаете? Я трепетала мысленно над участью этого животного по имени "Сурок". Которому выпал удел ходить с хозяином по разным странам. Ему ведь совсем непросто было ходить по этим странам. Я вкладывала в хождение сурка всю свою юную душу тогда.
Это ведь вам не "Мурка" какая или песня про "У кошки четыре ноги".
А мне концертмейстер тогда.Очень достоная во всех отношениях женщина.Не дала пострадать на сурком, как завещал композитор. Она держала меня с выступлением моим в ежовых рукавицах ужасно. И на самую маленькую капельку не позволяла отклонится от ритма и совершить задуманное мною по смыслу ритенуто в этой классической пьесе. В итоге мне было категорически указано идти и просить прощения у концертмейстера после моего выступления на сцене. А без получения злополучного прощения меня просто не допускали до скрипки совсем.
Мне бы тогда и ухватиться за этот счастливый шанс освобождения.Глядишь, и судьба повернулась ко мне совсем другой стороной.Но я послушно ходила и каялась. А за что? Что не дали замедлить по моему личному замыслу?
Уже в консерватории мне тоже часто доводилось общаться с разными концертмейстерами и преподавателями разных музыкальных наук. вот педагог камерного ансамбля.Профессор Тигран Абрамович Алиханов, к примеру. Он тогда еще не был профессором вовсе.Но он страстно любил сам показать пианисту, как лучше сыграть некое место.Он деликатно отодвигал со стула пианиста. Сам садился к роялюИ начинал пояснять нужный кусок. При этом он к нужному куску начинал подходить за две или страницы детально. Мы все сидели около своих нот и ожидали нужный кусок.Но музыки оказывалось так много до и после нужного фрагмента показа. Что я каждый раз успевала благополучно забыть, что же мне надо было особо услышать и выделить в этих страницах.
А специальность.Некая Пантелеева Лариса Васильевна.Она сидела за роялем в постоянной готовнисти сыграть любое альтовое произведение в любой последовательности или его часть по заказу студента.При этом она ни разу не расцепляла скрещенных ног и не нажимала на какую-нибудь педаль для красивости.Она весь репертуар альтовый наизусть уже знала давно.
И она своей готовностью сыграть что угодно.Очень сильно пугала всегда. Я и сама стеснялась своего неумения. То ли дело моя мама родная.Она тоже умела играть на рояле давно.Но при этом она и учила разные тексты вместе со мной.
А общение с самым лучшим концертмейстером в мире Михаилом Мунтяном чего только стоила мне? Вышло случайно, что сонату композитора А.Головина он уже знал и до встречи со мной досконально.Но он знает свое дело экстра-отлично.И умеет сопережить и помочь музыканту любого дарования на сцене.
Так что и на хороших концертмейстеров в целом мне в жизни везло. И судьба в этом ко мне тоже отнеслась вполне благосклонно.
Свидетельство о публикации №219051400734