Проблемы чтения и не чтения

Как приучить детей к чтению? Читать им. Вслух. Читать в 2 года. Читать в 5 лет. Читать в 7 лет. И в 10 лет читать тоже. Причем не просто читать ребенку. Точнее – читать не ребенку, а с ребенком. Всей семьей. С мужем. С бабушками и дедушками. С гостями.

Из личного опыта. Когда младшая дочь была маленькой (ей было года 2-3), я читала ей книгу Веры Карасевой – рассказы о детях блокадного Ленинграда. Это одна из моих многочисленных любимых книг. Я читаю ее с детства. И она мне не надоедает.

Так вот о чтении. Читала я ее младшей дочери. Несколько дней. В книжке 3 повести и рассказы. И в какой-то день, запамятовав, где я остановилась, попросила Полину уточнить. Голос подали сын (играющий рядом конструктором и вроде как и не слушающий нас) и старшая дочь (вообще из другой комнаты и делающая уроки). Даже бабушка из кухни начала уточнять, на каком месте я остановилась. Тогда я просто посмеялась, но продолжила читать. А сейчас задумалась.

Все мы читаем нашим деткам. Пока они малыши. Но как только наше дитятко научается читать, мы (из самых добрых побуждений, естественно!) требуем от него, чтобы он читал сам. И терпим поражение. Даже если мы будем круглосуточно читать при ребенке какие-то свои, пусть и самые потрясающие, книги, ребенок читать не будет. Ребенку нужно общение. С мамой. С папой. С книгой.

О младшей дочери. Сейчас ей почти 11 лет. Читает она лучше всех в классе, да и в школе тоже. Думаю, она может дать фору и некоторым старшеклассникам, читающим только смс-ки и сообщения в соцсетях. Но все же она периодически просит меня ей почитать. При этом она либо играет или рисует, либо садится рядом в обнимку со мной и, заглядывая в книгу, внимательно поправляет меня, если я ошибаюсь. Через некоторое время она забирает у меня книгу и погружается в чтение самостоятельно.
И еще один момент. На пылкие речи нынешних взрослых о том, что они с фонариками под одеялами книги читали, я отвечаю только одним. Просто в то время не было интернета, и телевизор был тоже не настолько доступен, как сейчас.


Рецензии