Аэропорт Уфа

         Аэропорт Уфа. Я сижу в самолёте в пассажирском кресле. Раньше, в течение почти тридцати лет, я, обычно, сидел в другом кресле - в кресле второго пилота или командира самолёта в кабинах разных самолётов. Но я - уже не лётчик. Я - пенсионер. Сегодня я - обычный пассажир, вылетающий из Уфы в Москву.
         Пока идёт посадка пассажиров, я смотрю в иллюминатор, обозревая перрон. Я не был здесь много лет. И многое изменилось на территории  аэропорта. Что-то перестроено, что-то убрано. И построено много нового. Многое изменилось... Но надо же - недалеко от нашей стоянки, между зданием аэровокзала и ангаром, я вижу всё тот же технический балок ( вагончик ) и на перроне, как раз напротив него, два самолёта Ан-24. Всё как тогда... Как будто не прошло с тех пор более 30 лет.
         Когда-то я прятался в этом балке от случайных инспекторов и дежурных по посадке, дожидаясь экипажи самолётов, таких же АН-24,а иногда ТУ-154  ( как повезёт ), чтобы попроситься "зайцем" до Новосибирска. Когда-то давно-давно мне доводилось довольно часто бывать в Аэропорту города Уфа. Когда - то давно я был курсантом АВЛУГА - Актюбинского высшего лётного училища гражданской авиации.
          Тогда мы жили в одной большой сильной стране - СССР, или Советском Союзе. Добраться из одного города страны в другой город этой же страны было несложно. Особенно, если ты - курсант лётного училища. Правда, в силу разных обстоятельств, путь из одного города в другой не всегда лежал на  отрезке одной прямой линии. Иногда приходилось добираться "на перекладных". Главное было попасть на перрон и договориться с экипажем, чтобы двигаться в нужном направлении. Ну, или куда возьмут.
           Теперь страну "попилили" на много независимых и гордых, но слабых государств. И город Актюбинск находится теперь в другой стране - Казахстане, и называется по-другому – Актобе (в переводе с казахского - "белая гора"). Теперь, чтобы прилететь туда из Новосибирска, или ,наоборот оттуда лететь в Новосибирск или в Москву (теперь ведь подавляющее большинство рейсов - через Москву), нужно, кроме всего прочего, пройти таможенные и пограничные процедуры. И на перрон теперь невозможно попасть, не имея на руках билета на рейс, и не пройдя спец. контроль, и не в сопровождении дежурной по посадке. На перроне тоже всё контролируется службой безопасности...
              А тогда,30 лет назад, всё было по-другому. Служба безопасности, конечно, тоже была, но это было - совсем не то. Служба безопасности следила за тем, чтобы на перрон не проникали посторонние лица "гражданской наружности". А мы, курсанты,- какие мы посторонние? Мы, вообще, уже почти лётчики. И форма у нас тоже - почти лётная. А пуговицы и плетёнки на фуражках блестят ещё и поярче, чем у настоящих лётчиков. Тогда курсанты, нередко летали домой "зайцами", то есть, без билета. Курсантская форма была очень похожа на лётную (отличались только погоны с буквами "К" вместо лычек) и иногда просто давала возможность пройти на перрон через проходную. Ну, на худой конец, если на проходной попадался слишком вредный "вратарь", можно было проникнуть на перрон через забор. Это было часто совсем несложно. Главное - попасть на территорию. А дальше уже никто тебя ловить и выгонять не станет. Нет, осторожность, конечно, была нужна, но так - на всякий случай, чтобы самому не на пороться на какого-нибудь инспектора. Потом нужно было в АДП узнать, когда какой-нибудь  самолёт летит в нужном тебе направлении и на какой стоянке он будет готовиться к вылету, дождаться экипаж и договориться, чтобы тебя взяли без билета. Ты ведь не  кто попало, ты ведь  почти лётчик. А командир ведь тоже когда-то был курсантом и тоже летал зайцем. Брали, конечно, не всегда. Потому как командиры не всегда помнили, что они тоже были курсантами. Потому как инспекция ,всё-таки, могла проверить и опасность получить большие неприятности была и у экипажа, и у курсанта. Но чаще, всё-таки, рисковали и брали. Потому что, проверяли не часто и не везде ( в Уфе, как раз, никогда и не проверяли ), потому что  свой, потому что  не за деньги. В этих полётах "зайцем" была и романтика, и приключение, которое потом долго вспоминалось и обсуждалось в курилке с другими "зайцами" - сокурсниками. В этих полётах были и элемент игры, и какая-то гордость за то, что не всем дано вот так пролететь иногда через всю огромную нашу страну совершенно бесплатно. И, конечно, гордость за свою принадлежность к этой особой категории людей самой лучшей, самой интересной и красивой в мире профессии. Позднее, уже став командиром воздушного судна, я и сам не раз брал " зайцами" и курсантов и других лётчиков. Потому что я ведь тоже был курсантом...
           В аэропорту Уфы удобнее всего было дожидаться экипаж в этом самом техническом балке. Кода самолёт заруливал на стоянку, и автобус увозил пассажиров в аэровокзал, выходил экипаж  ,чтобы идти в АДП получать метеоинформацию и подписывать задание на следующий полёт. Это и был самый удобный момент подойти к командиру, чтобы договориться и в случае положительного ответа сразу, до прихода новых пассажиров, идти прятаться в кабину. Ну, или в туалет. Куда скажут.
         Не один раз дожидался я экипаж в этом балке. Вспомнился полумрак и нехитрая обстановка этого помещения для техников, оперативно обслуживающих самолёты. Там был старый стол и пара стульев. Там был топчан, на котором технику можно было покемарить немного в ночную смену, если между прилётами был большой перерыв. Старый маленький чёрно-белый телевизор в углу. И какие-то таблицы на стенах. И ещё много чего,  чего я уже не помню. Зато помню неповторимый букет запахов в этом помещении.  Запахов промасляной  ветоши, керосина, каких-то железяк, чего-то полуспревшего, возможно, чьих-то носков и ещё чего-то непонятного и неповторимого.
             А эти два Ан-24 на стоянке напротив балка!  Они - в рабочем состоянии, не обшарпанные, не порезанные – живые! Они до сих пор летают. На них выполняют полёты, перевозят пассажиров, как много лет назад. Их мощные винты до сих пор время от времени «взрывают» окрестную тишину своим рёвом.  Про Ан-24 была шутка. Говорили, что самолёты подразделяются на "дозвуковые" и "сверхзвуковые", А  Ан-24 - "звуковой" самолёт, в смысле, самый громкий. И ещё вибрация от вращения винтов внутри самолёта - незабываемые ощущения!               
         Когда-то, когда я уже был пилотом и работал на Ан-24 в Толмачёво, мы прилетали в Уфу на эстафету и заруливали на эти самые стоянки. Эстафета - это когда прилетевший экипаж передаёт самолёт, как эстафетную палочку, другому экипажу, а сам идёт отдыхать. Я любил летать в Уфу. Во-первых, это был не «смычок» туда-сюда из Толмачёва до Нижневартовска и обратно. Или ещё куда-нибудь, утром улетел, вечером вернулся. Это было путешествие « в дальние страны» с двумя посадками, в Стрежевом и в Тюмени. Это была романтика дальних странствий. Я искренне завидовал своим товарищам, летавшим на грузовых Ан-26 по всему Союзу. Вот это были путешествия и впечатления! А у нас в эскадрилье Ан-24 самым интересным путешествием был рейс в Уфу. Я ещё был молодым, неженатым. Мне нравилось улетать подальше от дома. Мне нравилось жить в портовской гостинице и питаться в портовской столовой. Мне нравился климат в Уфе, теплее, чем в Новосибирске и дождей меньше летом. Мне всё здесь нравилось... А через пару – тройку дней, на этих же стоянках мы, отдохнувшие, принимали самолёт от прилетевшего экипажа и  улетали домой. Здесь, в Уфе, у меня когда-то появилась песня «Но почему-то мы должны лететь сегодня из весны опять туда, в те города, где холода».
            Тогда, много лет назад, Ан-24 не были редкостью. Напротив, они ревели своими винтами во всех аэропортах Советского Союза. Но откуда они здесь и сейчас? Уже давно практически весь отечественный авиационный парк заменили иностранные Аэрбасы и Боинги. Даже рабочий Ту-154 на перроне - большая редкость. И сам я много лет летал на импортном Аэрбасе  А310, и сейчас сижу в салоне пассажирского  А319. А тут вдруг два « живых»  Ан-24! Самолёт  моей молодости, на котором я отработал больше семи лет, с которым связано столько добрых  воспоминаний! И они вдруг нахлынули. И как-то тепло стало на душе…Тем временем, посадка пассажиров закончилась и наш самолёт, запустив свои практически бесшумные экономичные двигатели, порулил на исполнительный старт…


Рецензии
Заячьи полёты - это действительно что-то с чем-то. Возможно, после прочтения этого рассказа и сам вдохновлюсь.
Спасибо за приятные ассоциации и воспоминания.

Дмитрий Кашканов   28.04.2021 10:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.