Об Имматериальном 137 - 147
Дух и материальная вселенная не имеют между собой ничего общего. Последняя это только иллюзия, мираж, проецирующийся на неподвижный Дух. Иллюзия эта не имеет начала, как правильно говорят буддисты. Таким образом, постулируется дуализм между Духом и материей. Однако эта иллюзия будет иметь конец в силу того, что будет осознана Духом как иллюзия, а не как реальность, имеющая отношение к Духу. Таким образом, утверждается абсолютный монизм. Графически это можно изобразить так:
- - - - - - - - - - - - - - - - -• Материя
__________________________________ Дух
Фильм, каким бы долгим он ни был, когда-нибудь закончится. Экран же останется белым, чистым и нерушимым.
138. Духовная душа бессмертна, но лишь тогда, когда она осознаёт это. Когда отмирает тело, душа не становится автоматически бессмертной. Если она не осознала своего бессмертия, она продолжает в качестве животной души вращаться в колесе рождений и смертей.
139. Сансара это ноль. Вернее сказать, что ось колеса сансары это ноль. Он является центром бесконечных иллюзорных чисел, как в положительную, так и в отрицательную стороны, которые смыкаются в бесконечности, образуя круг, круг сансары. Нирвана же это минус ноль, отрицательный ноль. Этим сказано всё. Никакой ряд чисел здесь невозможен.
140. Адвайта-веданта была истинным продолжением Учения Будды. Нирвана была осознана как Абсолютное Я. Будда отрицал лишь временное, сансарическое «я». Абсолютного Я он не мог отрицать даже если бы очень захотел, ибо оно неотрицаемо. Он умолчал об Абсолютном Я видимо, чтобы не создавать двусмысленности в понимании Я. Адвайта-веданта здесь поставила окончательную точку, показав, что Я может быть только Абсолютным, и что кроме Него вообще ничего не может быть. Собственно говоря Абсолютное Я это уже Сверх-Я. Оно осознаётся уже не так как сансарическое «я», не как нечто отдельное и мимолётное, преходящее и неустойчивое, а как вечное и бесконечное, уникально-единственное, ибо кроме него ничего нет. Уникальность и неповторимость каждого сансарического иллюзорного «я» есть только отблеск Уникальности Абсолютного Я. И именно в силу этой Единственности, любое сансарическое «я» есть лишь мираж. Утверждая реальность сансарического «я», лишь глубже вязнешь в иллюзии. Разделяя иллюзорный мир на объект, субъект и действие, только расширяешь и дифференцируешь иллюзию, вместо того чтобы свети её в одну точку и уничтожить.
Абсолютное Я Будда не утверждал, чтобы не давать повода к гордыне. Но отрицание сансарического «я» есть уже негласное утверждение Абсолютного Я.
141. Критикуя Учение Будды, и говоря, что Шакьямуни отрицает бытие в угоду небытия, забывают, что согласно его Учению нет бытия и небытия, а есть лишь бывание, то есть иллюзия. Вернее оно как бы есть, ибо постоянно проходит, то есть оно и есть и нет вместе. А вот Нирвана действительно есть. Но это опять же не бытие и не небытие, а угасание бывания, уничтожение иллюзии. Если и можно определить что; это, то только термином сверхбытие-сверхнебытие.
142. По учению Шопенгауэра, чтобы достичь освобождения, нужно угасить волю к жизни, так как именно воля к жизни и образует материальный мир – колесо сансары. Но угасить волю к жизни нельзя никак иначе как той же волей, но направленной не в сторону прогрессии жизни, а в сторону её регрессии. Без волевого усилия невозможно изменить ход движения. Однако это волевое усилие возможно только после осознания того, что материальный мир есть мир вечного страдания, порождённого волей к жизни. В основе воли лежит сознание. Сознание первоначально. Сознание есть альфа. И оно же есть омега. Волю к жизни порождает сознание, затемнённое иллюзией, сознание, которое самое себя обманывает. Волю же к угашению воли к жизни порождает тоже сознание, но на качественно новом уровне. Сознание, которое осознало самое себя, как единственное и неповторимое, кроме которого вообще ничего не может быть. Это уже сознание сверхсознания, и оно даёт импульс волевому толчку, уникальному, как первому и последнему усилию воли, направленному против воли же. Направленному к устранению воли раз и навсегда. Сознание должно само себя осознать, осознать своё собственное заблуждение. И тогда воля сможет сама себя уничтожить. Это и есть Нирвана.
143. С точки зрения материи Имматериальный Мир неподвижен. А если в нём нет движения, то и нет пространства и времени. Каким же образом происходит движение ангелов и других имматериальных существ? Движение происходит внутри сознания. Это движение не вещества и даже не сознания, а «движение» сверхсознания. Это движение без изменения. Как фотон может одновременно находится и в форме волны и в форме частицы, так и «движение» в Имматерии одновечно (ибо нельзя сказать одновременно о том, где нет времени) и движение и недвижение.
144. Пока существует материальный мир, ад открыт, и его ду;хи могут пересекаться с ду;хами рая. Но когда материя исчезнет раз и навсегда, тогда и ад будет заперт раз и навсегда. Исчезнет дуальность материи и Духа, а также дуальность самого духовного мира, разделённого на ад и рай.
145. Сенека сказал: «Кто не хочет умирать, тот и не хотел жить». Это верно. Жизнь и смерть диалектическая пара – они неразрывны. В Имматериальном мире нет ни жизни, ни смерти. Те, кто не хочет умирать и не хочет жить – пневматики, существа духовные, имматериальные. Для них неприемлема материя, которая постоянно находится в движении, в жизни и смерти.
Вселенная не просто расширяется, а расширяется с ускорением. Вместе с ней расширяется информационное поле. Всё это похоже на мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет. Но на его месте возникнет другой пузырь. И так до бесконечности. Впрочем, эта бесконечность когда-нибудь кончится тоже, и кончится ничем, хотя дурная бесконечность по сути и есть ничто. Все эти мыльные пузыри – только иллюзия. Имматериальный же Мир неподвижен. Он есть Абсолютная Полнота. Ему не нужно расширяться. Его информационное поле абсолютно завершённо. Энергетическое поле равно нулю. Нет возникновения и разрушения, жизни и смерти – но есть абсолютное сверхсуществование в сверхсознании.
146. Вывод Нагарджуны о тождестве сансары и Нирваны вполне логичный, а не парадоксальный. Так как по его учению, учению шуньвады, существует только пустота, то сансара и Нирвана объявляются тоже пустотою, следовательно они тождественны. Однако Учение Будды парадоксально. И главный парадокс в том, что пустоты нет, нет абсолютного небытия. Сансара – это иллюзорное бытие, а Нирвана – это Реальное Абсолютное Бытие. Срединный путь, о котором говорил Будда, это путь, ведущий в Нирвану. Он лежит посредине между любыми диалектическими парами сансары: между жизнью и смертью, движением и покоем, хаосом и гармонией, морфообразованием и деформацией и т.д., но не между добром и злом или необходимостью и свободой. Добро и свобода принадлежат однозначно Нирване, также как и любовь. Зло и необходимость принадлежат однозначно сансаре. Срединный путь пролегает между сансарическим бытием и небытием, между быванием и отсутствием чего бы то ни было, между релятивизмом и абсолютным нигилизмом, между рационализмом и иррационализмом, между логикой и антилогикой. Парадокс ещё и в том, что сансара никак не связана с Нирваной – ни логически, ни мистически. Сансара и Нирвана как бы две параллели, которые никогда не пересекаются, только Нирвана – это прямая, а сансара – это антилуч (см. п. 137). Точнее даже было бы сказать, что они не параллельны, а параллелоидны друг другу. Ни то что о тождестве их, даже о туманной, приблизительной параллельности их говорить нельзя. У них нет ни одной даже отдалённо похожей черты.
147. В традиционной христианской метафизике дух это высшая часть души, в традиционной европейской философии под духом понимается мышление, разум или воля. Дух понимается как нематериальное, но активное начало. В индийской философии и религии духу может соответствовать буддхи, аханкара или атман. Однако в христианско-европейской традиции нет такого понятия как СверхДух, что в индийской традиции соответствует Брахма;ну или Пуруше. СверхДух – это абсолютно пассивное сознательное начало;* благодаря своей абсолютной пассивности и неактивности, оно вечно и нерушимо, а, следовательно, реально. Любые активные начала, именно в силу своей активности, постоянной изменяемости, нереальны, иллюзорны.** Неспокойствие, вибрация, колебания, пульсация – это иллюзия, иллюзия существования. Подлинное существование – это абсолютный покой, Нирвана. СверхДух, Брахман, Пуруша (последний самый верный и точный термин, означающий «человек», ибо человек это не высшее животное, а трансцендентальный самосознающий субъект) – это имматериальный абсолютный внеуниверсумный созерцатель, созерцающий иллюзорный мир сансары. Сколько бы ни длились сансарические метаморфозы и пертурбации, Пуруша остаётся незатронутый ими. Сансара – это только марево, мираж «перед» «взором» Пуруши. «Когда пуруша обнаружит своё отличие от постоянно свёртывающегося и развёртывающегося мира пракрити, последняя прекращает работу в его направлении».*** «Если прекращается игра пракрити, пуруша больше не является зрителем, потому что не на что смотреть».****
Вселенные (сколько бы их ни было и каковы бы они ни были) возникают, эволюционируют, инволюционируют и разрушаются. Когда-нибудь они перестанут возникать. Колесо сансары остановится раз и навсегда. Для Пуруши же вся эта сансарическая колоссальная махина лишь вспышка одномоментного заблуждения.
*«Пуруша не соотносим с пракрити. Это просто созерцатель, одинокий, бесстрастный, пассивный зритель» (Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2. С. 254).
**«Сама бесконечность процесса пракрити означает его нереальность <…>» (Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2. С. 294).
***Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2. С. 261.
****Там же. С. 282.
Свидетельство о публикации №219051501485