Мэй Дэй вместо Пан Пан
Похоже, что от удара молнии сработала защита одного генератора ( там их два по одному, на каждую турбину )и он отключился, а питание двигателей и приборных панелей перешло, на одноконтурную систему, когда оставшийся целый генератор и запасной в хвосте обеспечивает все системы корабля в прежнем режиме, но делать они это будут по времени меньше. Потому, что нагрузка увеличивается и к примеру, второй скачек напряжения от следующей молнии гарантировано их добьет. На старых типах самолетов это считалась аварийная ,,Мэй Дей" ситуация, требующая срочной посадки в ближайшем аэродроме в максимально короткое время одни максимум два захода.
На новых лайнерах подобного типа считается аварийной, но не критичной ситуацией, то есть можно лететь до аэропорта назначения и с одним генератором так сказать на пределе сил, на крайний случай если откажет и он, то полет продолжится на одних акумуляторах, но не долго от получаса до часа и он просто упадет.
Есть еще один вспомогательный генератор работающий не от двигателей, а сам по себе находящийся в хвосте лайнера ( предстартовый), он работает так же во время стоянки и обеспечивает холодный запуск движков перед полетом, и есть маленький аварийный генератор работающий от набегающего воздуха такой мини ветрячок, выпускается вручную пилотом если совсем везде все отключится в полете.
Вот тут давайте задумаемся, на сколько важно электричество для лайнера, что бы совершить посадку? Допустим, что турбины работают от керосина тяга есть, лететь можно и без света совсем. Но как отклонять закрылки и элероны? ( изменение геометрии крыла бокового и хвостового) там есть електромоторчик который выполняет эту рабту ( на старых ЯК 18 был и ручной привод с помощью тросов), не будут работать приборы по которым летчик орентируется по скорости высоте итд тоесть совсем без электроэнергии лететь и сесть, на глаз практически нельзя.
Поэтому электропитание в полете это сверхважно и там идет тройное резервирование всех систем, на случай пробоя, короткого замыкания, или поломки самого генератора.
Вывод пилот не мог продолжать полет до Мурманска в полной уверенности, что все пройдет штатно. Хотя по инструкции это не запрещено, но рекомендуется возвращение обратно и быстрая посадка без лишних кругов. То есть вырабатывать топливо было не рекомендовано. Второй момент который описал очевидец ( бывший пилот летевший этим рейсом) некоторая потеря тяги одним двигателем из за чего он часто заваливался на бок ( или пилот нервно крутил джойстиком пытаясь выровнять курс) то есть это не просто отказ генератора а некотрый помпаж турбины ( ее неравномерная тяга) связанная с плохой подачей топлива или еще чего и все это работает на электичестве. То есть высока вероятность многоуровнего сбоя или выход из строя нескольких цепей первой и второй, переход на третью резервную.
Вот тогда да полет на одних акумуляторах счет может идти на минуты до полного отказа всех систем.
Вообщем садится очень нужно было, фактически ,,Мэй Дей" но по какой то причине командир судна считал ситуацию штатной не требующей спасателей и пожарных на полосе. Вообщем у нас любят приуменьшать размерры бедствий, там пожары наводнения итд это у нас в характере, типа ничего страшного переживем не нужно расстраивать начальство. Только ,,Пан Пан" вместо ,,Мэй Дей".
Отдельно остановлюсь на конструкции данного самолета и вообще, на всех современных самолетах в которых в угоду дешевизне и легкости безопасность пассажиров отодвигается, на второй план. Приведу пример любая межкомнатная деревянная дверь должна выдерживать пожар в течение двадцати минут 1000 градусов по цельсию ( аналог горящего керосина) даже стеклянная при попадании прямых тепловых лучей должна мутнеть оплавляться, но не разрушаться до приезда пожарных. А тут они не успели бы приехать даже от начала полосы.
Между началом открытого огня и задымлением салона с критической температурой ( начал дымится внутренняя обшивка салона) прошло всего тридцать секунд. То есть это действительно консервная банка с элементами каркаса жесткости. Нет ничего сложного при пректировании положить внешний титановый лист обшивки или тонкой нержавейки, а между ними азбестовая прокладка и второй внутренний слой титана или нержавейки пусть очень тонкой, но она гарантированно продержиться пятнадцать минут любого горения извне. Плюс илюминаторы при посадке должны наглухо закрываться похожими кожухами изнутри, можно их расширить до размеров эвакуционных люков, в случае чего через них покидать аварийный салон.
Алюминий как материал для корпуса лайнера, не подходит от слова совсем, он плавится при температуре 400 градусов цельсия. Сейчас технологии позволяют делать прокатный лист нержавейки тонкий аналогичный по весу и прочности лист, либо заменить на Титан ракетный материал, при цене самолета в несколько миллионов долларов это уже незаметно. ( титан чуть дороже нержавейки и алюминия).
Так что делайте выводы господа конструкторы, да чуть не забыл про баки с топливом может их чуть сдвинуть в другое место? Что бы того снова стойки шасси не продавило? Как вы думаете?
Свидетельство о публикации №219051500273