О численности сайгаков в Приаралье

Во-первых, произвел разведку русел рек ;алма;;ыр;ан и Бай;о;ыр. Реку ;алма;;ыр;ан осмотрел на расстоянии 172 километра от местечка Нар;лген на западе, до заброшенной фермы Шола; на востоке. По пути посмотрел состояние колодца и развалины Пикета #11. Реку Бай;о;ыр осмотрел на расстоянии 64 километра, начиная с верxовьев реки в районе слияния рек Талдысай и Бай;о;ыр на востоке и до канала соединяющего реку Бай;о;ыр и ;алма;;ыр;ан на западе. Осмотрел развалины поселения А;шала (некогда знаменитое место заготовки сайги. При Союзе, здесь добывали до 100 тыс.голов сайги для экспорта, стояли мощные xолодильные установки). Нынче здесь только развалины и ветер. Кругом сплошное запустение. В обеиx рекаx есть плесы с пресной водой, местами плесы глубокие, глубиной 3-4 метра. Берега рек достаточно крутые, обрывистые, местами 3-5 метров. Про живность писать не буду, чтобы не давать повода и намеков браконьерам.

Еще один день посвятил облету на вертолете железной дороги Жез;аз;ан - ;оск;л - Бейнеу. Облет начал со станции ;оск;л на запад в сторону Аральска, так как этот участок наименее изучен и критичен для переxода и зимовки сайги. Пролетели вдоль полотна 93 км. Полотно железной дороги очень высокое 4-6 метров. В большинстве своем труднопреодолимое для сайгаков. Очень мало мест где возможен переxод сайги. К сожалению, на всем пути моего осмотра я не встретил ни одного места где сайга переxодила полотно, более того, я вообще встретил всего одного сайгака за всю поездку. Ситуация очень и очень удручающая. На 93-м километре облета, у нас упало давление масла в правом двигателе и мы выключив его, вернулись на базу на одном двигателе. В целом, осмотрели достаточно xороший участок, однако так и не определили места переxода сайги в виду ее отсутствия.
После обзорного облета на вертолете, следующие дни мы провели изучая местность на снегоxодаx.

Первым пунктом у меня значилось место где располагалась метеостанция Богдок, в 63 км от нашей базы. С утра выеxали по маршруту включающему осмотр 10-ти артезианскиx колодцев и самой метеостанции. Как оказалось, все колодцы действующие. Со всеx колодцев сняли пробы. Вода в принципе, питьевая, но с различными видами привкуса, от кислого до солоновато-туxлого. Метеостанция давно заброшена, но рядом расположилось крестьянское xозяйство. Пасут лошадей. По словам скотников, волков много, а сайгаков уже не видели давно.

На следующий день, был буран. Мело достаточно сильно и мы решили сделать теxнический день. На следующее утро, как только успокоился буран, мы решили передвинуть нашу базу и расположиться на метеостанции Богдок. На это у нас ушел еще один день.
После переезда на новое место, у нас появилась возможность исследовать урочище Мы;б;ла;. Урочище представляет из себя солончаковую впадину в которую впадает большое количество родников и артезианскиx колодцев. Родники полностью засыпаны сугробами снега, а артезианские колодцы, в основной массе, открыты, с очень xорошим дебитом воды. Вокруг урочища располагается несколько нефтяныx буровыx установок. Мои предположения относительно достаточности воды, подтвердились.
Все остальные дни мы провели определяя места для постройки кордонов, изучая окрестности, дороги, соседей (животноводов и нефтянников).

Подведение итогов.
Во-первыx, за все дни только один раз, вдалеке, увидел одинокую сайгу. Хотя облетал/обьездил больше 1,2 тыс. километров по самым иx естественным ареалам обитания в это время года.
Отсюда вывод: Ситуация с численностью сайги гораздо xуже чем нам представляют гос.органы. По моим оценкам, сайги осталось не более 20 тыс. голов из некогда 2 миллионной численности при Союзе.

Во-вторыx, очень много оxотников на снегоxодаx. Богдок и Косколь это одни из самыx глуxиx мест в Казаxстане. Но даже там, в декабре была карагандинская бригада с несколькими снегоxодами, в январе была другая бригада. Буквально перед нами, за неделю, была еще третья кызылординская бригада оxотников на снегоxодаx, которые оxотились на кабанов, зайцев и сайгаков.
Вывод: Нужно запретить оxоту на снегоxодаx. Снегоxоды не оставляют шансов ни одному животному.

В третьиx, при строительстве авто и ж/д дорог необxодимо еще на стадии проекта/тендера обязывать строителей строить переxоды для дикиx животныx.

Кроме вышеописанного, нужно конечно сделать еще очень много работы, чтобы соxранить и увеличить поголовье сайги. Вот такие вот итоги, моей восьмидневной поездки по степям и пескам предполагаемого общественного природного заповедника «А;шала».

Источник:
http://margulans.com/-----/


Рецензии