Осколки античности в малой азии

     Мы привыкли считать Турцию зоной отдыха России, раем для челноков и пристанищем для мусульманских террористов. Да, Анталия, Стамбул и ряд других курортных мест и местечек действительно за последние годы превратились в российские здравницы. Между тем, нельзя забывать, что Малая Азия, где расположена нынешняя Турция, самая сердцевина нашей цивилизации. Мы знаем, что на турецком побережье Средиземного моря располагается целое ожерелье античных городов, таких как Эфес, Троя, Милет, Пергам, которые хорошо нам известны из античной мифологии и истории Греции. Мы знаем, что столица православного мира Царьград, древняя столица Византии – Константинополь – это нынешний Стамбул. Мы знаем, что самый древний и крупный православный храм Святой Софии расположен здесь же в Константинополе. Вообще нельзя забыть, что  в противовес Риму, ставшему столицей католицизма, Константинополь назывался вторым Римом, поскольку стал столицей православия и в самом прямом смысле являлся нашей религиозной и культурной прародиной. Дочь последнего византийского императора Константина 11 Софья Палеолог после падения под натиском турецких войск Великой Римской Империи, желая спасти православие, вышла замуж за русского царя Ивана III и русский престол, благодаря этому, унаследовал двуглавого орла – императорский герб византийской династии Палеологов. В связи с этим событием за Марией в Россию приехало множество православных ученых, зодчих, иконописцев и других просвещенных людей, увидевших в России возможность сохранения культурного наследия гибнущей империи. Византия пала под натиском турецкого нашествия, пала столица православия, но не исчезла православная вера и третьим Римом стала считаться столица России Москва.
 
      Появление Софьи Палеолог в России трудно переоценить, поскольку ее появление дало мощный толчок культурному развитию России. Много последующих веков русские цари мечтали о возвращении православных святынь Византии в христианский мир. Много веков русские самодержцы находились в состоянии войны с Османской империей, соперничая за владение пограничными территориями, главной же целью всегда оставался Константинополь со Святой Софией – православной святыней христианства.

     Однако этой мечте не суждено было осуществиться и сегодня Стамбул – главный город Турции. Турки, надо сказать, с тех пор из воинственных турок-османов превратились в довольно мирный, дружелюбный, трудолюбивый народ, открытый всему миру. Эту радикальную подвижку в сознании некогда фанатичного и воинственного мусульманского народа и государства вызвал Ататюрк, который сегодня почитается отцом всех турок. Его политическим завещанием явился курс на коренное изменение менталитета своего народа, исторически оказавшегося в сердце Европейского мира в подвздошье Российской Империи, а затем Советского Союза. В этих условиях единственным правильным и разумным курсом для турок стал курс на мирное врастание Турции в европейское сообщество, с акцентом на развитие туризма, сельского хозяйства и строительство. Сегодня Турция действительно открыта миру и рада гостям и, надо сказать, не без пользы и выгоды для себя, а русские туристы превратили Анталию и ряд других курортов почти в российские здравницы, где персонал гостиниц, магазины и вся инфраструктура заточены на обслуживание именно российских гостей.

      Однако наш рассказ совсем о другой Турции, о которой мы часто забываем, точнее говоря, о территориях Малой Азии, на которых располагались античные города-государства, остатки православных святынь Великой Римской империи (Византии), других странах и народах древнего мира, живших на этих землях с древнейших времен наряду и в соседстве с Вавилоном, Урарту, Египтом и античной Грецией.

     К сожалению, из множества городов, зданий и сооружений древних цивилизаций сохранилось не очень многое, поскольку в истории османской империи был период фанатичного отрицания и даже воинствующего уничтожения остатков цивилизаций немусульманского происхождения и, тем более, православно-христианского, вызывающего острый религиозный антагонизм. Именно поэтому в православной святыне Святой Софии была размещена мечеть, а по углам храма, в соответствии с Кораном, выстроены четыре минарета. Напротив построена еще одна мечеть Султанахмед, размеры и масштабы которой должны были затмить Святую Софию, но мусульманским зодчим это не удалось и основной купол мечети покоится на четырех столбах, что с инженерной точки зрения является шагом назад по сравнению со Святой Софией. Как православный человек, я ожидал увидеть факт надругательства одной конфессии над другой с чувством безусловного протеста и боли, но с архитектурной точки зрения могу сказать, что это выглядит достаточно гармонично в силуэте Стамбула, благодаря множеству минаретов, приобретшему законченный восточный колорит. Сегодня, когда отгремели и канули в лету религиозные распри, можно спокойно смотреть на новый облик Константинополя. Справедливости ради надо сказать, что по решению правительства Турции Святая София уже превращена в музей, открытый для туристов. Современный Стамбул -  красивый восточный город, роскошно оседлавший Босфор. Пролив Босфор и сегодня производит сильное впечатление, как уникальное географическое и стратегическое место на земле, под контролем которого находится судоходство трех морей в самом сердце евразиатского континента.

     Переход морем из Средиземного моря в Черное удивительно живописен и, проплывая, невольно чувствуешь уникальность этой точки земного шара. Пролив в самом узком месте с двух сторон живописно оседлан Стамбулом с крепостями и форпостами, перекрывающими подходы к городу. Возникновение города в этом ключевом месте было совершенно закономерно. За всеми фортификационными и градостроительными решениями чувствуется имперский размах и талант греческих зодчих, работавших для Великой Римской Империи. Город живописно оседлал крутые холмы и спускается прямо к водам пролива. С утопающими в роскошных садах резиденциями Византийских императоров и с построенными позднее дворцами турецких султанов. Все это по-южному ярко, цветно и роскошно. Безусловно, этот город задумывался и строился как будущая столица мира. Потрясающее впечатление по величине и протяженности, не смотря на большие разрушения, производят фортификационные сооружения Константинополя и, конечно, подземные хранилища питьевой воды, стратегического запаса пресной воды на случай обороны. Это гигантский подземный дворец – резервуар с бесконечными колоннадами, несущими перекрытие, построенное таким образом, что дождевые воды, стекая с ближайших окрестностей, проходят через специально проницаемые кирпичные перекрытия, фильтруются и сохраняются под землей для нужд огромного города. И в который раз изумляешься остроумию зодчих и масштабу сооружений, спроектированных и построенных в столице древней Византии.

     Обелиски, фонтаны, дворцы, стены и мосты – все строилось с имперским размахом.
Стамбул, как множество других городов Турции, по-южному запутан, живописен, шумен, полон лавок, магазинов, таверн и мастерских. Силуэт города щетинится минаретами, нацеленными в небо, подобно ракетным установкам, изготовившимся к старту.
 
     Благодатный край, щедрая земля, роскошное море, горы, скалы, оливковые рощи и руины… они повсюду попадаются на глаза в виде фрагментов, то здесь, то там торчащих из земли. Практически все побережье Средиземного моря – сплошной культурный слой античного мира. Граница с Арменией полна руин древних армянских городов времен государства Урарту. Центральная часть Малой Азии также весьма насыщена памятниками истории древнего мира. Например, захоронение царя коммагенского царства Антиоха I на вершине горы Нимрод я бы отнес к числу чудес света, поскольку по оригинальности замысла, грандиозности исполнения и невозможности ограбления это погребение не имеет себе равных. Узнав от нашего гида о возможности посетить это уникальное место, мы сделали немалый дополнительный крюк к нашему маршруту в горную часть центральной Турции. Но эта возможность стоила того. Наш автомобиль несколько часов по крутому серпантину поднимался все выше и выше к вершине горы Нимрод. Палящий зной по мере подъема сменился сначала прохладой, а затем вполне ощутимым холодом. Огромный, почти правильный конус горы Нимрод медленно приближался, доминируя в окружающем горном ландшафте. По каменистым склонам кое-где встречались пастухи, пасущие коз, да редкие сакли. Наконец, дорога закончилась площадкой с убогой харчевней, тем не менее, желанной для туристов в качестве приюта от холодного ветра, продувающего путников до костей. Около харчевни стояли с неизменно философским видом одинокие ослы на привязи. Крутая каменистая тропа, затейливо петляя, вела к усеченной вершине горы Нимрод, на которой руками подданных была насыпана гора камней, размером с египетскую пирамиду средней величины, гармонично завершающая ее силуэт. У подножия этого рукотворного каменного кургана в относительном беспорядке валялись каменные фрагменты огромных скульптурных композиций. По мнению археологов, в скульптурах был изображен сам Антиох в компании с другими богами коммагенской мифологии. Поразительно красивы и выразительны были эти головы величиной полтора-два метра, высеченные талантливой рукой античных мастеров. Головы орлов были изумительно стилизованы и суровы. Греческое влияние в проработке лиц, волос, глаз угадывалось однозначно, хотя форма головных уборов говорила о принадлежности персонажей к иной культуре. Можно было часами ходить среди этого хаоса роскошных фрагментов античной скульптуры. Замысел архитектора был прост, красив и концептуален. Вершина горы Нимрод хранит останки царя максимально приближенно к небу. Здесь даже днем отчетливо видны звезды на темно-синем небе. Разговор царя с вечностью никем не был тревожим в течение столетий. Огромный курган из камней на вершине горы хоть и не слишком выразителен, зато прекрасно хранит до сего дня тайну захоронения. В отличие от большинства захоронений по всему миру, разграбленных еще в древности, это, простое, как и все гениальное, хранит останки Антиоха I в неприкосновенности, потому что добраться до него невозможно, не разобрав весь каменистый курган до основания. Подкопаться тоже невозможно, потому что на место убранного камня сверху ссыпается целая лавина. Величина же кургана такова, что его разборка требует колоссальных усилий и времени. Так безымянный зодчий изящно и концептуально решил свою задачу. И, пожалуй, это единственный пример инженерного решения древности, исключающий какую-либо возможность ограбления.

     Блуждая между изумительных скульптурных фрагментов, совершенно покоренные красотой, суровостью и величием этого места, насладившись горным пейзажем, роскошью вечернего заката, под небом на глазах из глубокой синевы становящимся чисто фиолетовым. Гонимые холодом и ветром, усталые от впечатлений, мы спустились в харчевню, молча простились с философски молчащими ослами на привязи и, сев в нашу машину, отправились в обратный путь, с удовольствием перебирая в памяти впечатления и картины этого удивительного места и собственного состояния, в котором были и грусть, и ощущение прикосновения к вечности, и сладостное чувство первопроходца, побывавшего в уникальном месте, и размышления о жизни и смерти.
После этого нелегкого восхождения мы с особым удовольствием вернулись в жару и зной турецкого лета к щедрой восточной кухне в придорожной семейной харчевне, где хозяева организовали нам изумительный стол с кебабами, всевозможными овощами, щедро приправленными перцем и специями и, наконец, к изумительным восточным сладостями под крепкий турецкий кофе. А чуть позже, когда мы доехали до побережья и окунулись в ласковые морские воды в ближайшей придорожной бухточке между двух скал, мы, наконец, ощутили ту прелесть и контраст ощущений, без которых любое путешествие может показаться пресным. Далее мы посетили еще несколько античных городов с великолепными амфитеатрами, врезанными в склоны гор, ходили по древним мостовым с фрагментами фасадов, скульптурой, лестницами и площадями, подчас забывая, что это Турция, а не Греция, настолько полно и сильно было ощущение античности.

     Огромное количество резных каменных архитектурных деталей, колонн, карнизов, капителей. Все заботливо извлечено из земли археологами и выставлено для обозрения. Меня поразило мастерство античных камнерезов, выполнявших резьбу по камню с точностью автомата с весьма большой глубиной рельефа, дающего изумительную светотеневую лепку под яркими лучами южного солнца. Я впервые ощутил красоту типичного античного сочетания светлого известняка или мрамора с глубокой изысканной резьбой; нежно-голубого неба; выжженной жесткой травы, в которой алеют редкие маки, желанной тени от огромных акаций и благодать горячих плит сидений амфитеатров. Достаточно к этим ощущениям добавить вкус сухого вина, козьего сыра и жареного мяса и можно с легкостью представить, что античный мир был весьма неплох, а люди не хуже нас с вами знали толк, вкус и радости жизни под античным солнцем.

      Турция, наконец, поняла, на каких историко-культурных сокровищах она сидит и, я полагаю, раскопки городов и поселений античности будут продолжаться и этому процессу будет сопутствовать весь комплекс туристических удовольствий и благ. Индустрия туризма на этих благодатных землях обречена на успех и востребованность. Такие города, как Троя, должны превратиться из небольших раскопов времен Шлимана в целые развлекательные комплексы, где человек может окунуться в атмосферу троянского противостояния. А в Эфесе, где жил Гераклит, должны появиться философские античные школы (гимназии) и так в каждом историческом месте. Оливковое масло холодной выжимки, специи, сладости, ювелирные изделия, текстиль, ритуалы и наряды – так много еще не задействованных по-настоящему возможностей… например в г. Мирра, мы посетили храм, в котором служил Санта-Клаус – Святой Николай. Оказывается, он был местным епископом и, переодевшись в простую одежду, ходил по деревням и подслушивал у кого какие проблемы и в меру своих возможностей тайно помогал людям. Кому подкинет носок с деньгами, кому – корзину с едой. Молва о чудесных подарках разошлась по всему христианскому миру и, когда Святой Николай был опознан, его назвали Николаем Чудотворцем. Почему он по совместительству оказался покровителем мореходов, я так и не понял.

     А вот другая история. Ватикан провел исследование о том, где могла закончить жизнь Святая Мария после смерти Христа. Была найдена небольшая деревня в горах на территории нынешней Турции, где один из апостолов якобы жил, давая защиту и кров Богоматери. Это скорее всего лишь гипотеза, но видели бы вы количество паломников-христиан в этом месте, сплошной поток людей, иконы с изображением Богородицы, святая вода из местного родника. Целая индустрия и неиссякаемый поток людей совершенно преобразили это забытое в прошлом горное местечко. И так буквально всюду мы натыкаемся на забытые страницы своей истории и слава Богу, что Турция и турки не глядят уже на иноверцев исподлобья, а рады, радушны и гостеприимны на радость нам и на пользу себе.

     Незабываемые полеты на воздушном шаре над Каппадокией, где в совершенно нереальных туфовых горах со «шляпками» на вершинах в стиле «фэнтези», живут люди, вырезав в их податливых недрах свои дома. Причудливость этих поселений, живописные термитники многоэтажных поселений напоминают гигантские муравейники. С птичьего полета на монгольфьере в обществе французских парней, лихо управляющихся с огнедышащими газовыми горелками, запускающими в огромную полость аэростата длинные факелы пламени, способные в один миг превратить тонкую ткань шара в жалкие ошметки, ощущая под элементарной жульверновской плетеной корзиной жуткую пустоту и дикие пейзажи Каппадокии, Вас не покидает ощущение сна, нереальности происходящего, а чувство бесшумности и удивительной легкости полета, когда наш аппарат то с легкостью взлетает на километровую высоту, то чиркает по вершинам олив – все это настолько непохоже ни на что в прежней жизни, что чувствуешь себя попавшим в какие-то параллельные миры… Но вот на подгибающихся ногах мы на скошенной траве, а французы, угостив нас бокалом шампанского и вручив сертификаты воздухоплавателей, быстро свернув свое снаряжение, вернулись в отель и сказки как не бывало.

Турция
2003 год


Рецензии