***

Иван Кузьмич мужчина солидный. Жена хохотушка, внук   с причёской на голове, которую  свет не видывал. Чуб его ото лба до затылка гребнем тянется. Жена с него гогочет, а Кузьмичу перед односельчанами стыдно. 
Солидность его покидает, идет по селу, как  петух по раскаленной сковородке. И в кого дитя?  В прежние годы внук  внуком приезжал. Пескари в реке им любовались. А в этом  с гребнём во всю голову.
Чи в городе  ремня некому  всыпать? Да и кому всыпать. Приедут, машиной хлопнут и нема, а  дитя чубом деду мозг выносит. Но ничего. Совладает  с ним Кузьмич. В крайнем случае навалятся, сбреют под Котовского. Внук чувствует, озирается.

- Дед, сбреешь красоту,  шахматы в онлайне выставлять тебе не буду, а то с компом  в город домой уеду.

Мало мало, а  по больному бьёт в десятку. Любит  дед внука. Внучка та городская,  мелькнёт на день на два  и пыхнет в город. Пахнет ей   здесь не так, а внуку всё так. По малу всю речку исползал, с петухами вставал, да и рука у него твердая, сороковку с мальства в  три приёма  пробивает насквозь.

 В Кузьмича говорят. Да он разве против. Вот только чуб. Мельтешит в окне. Ни как он к нему не привыкнет. Но, ничё,  решит он  эту проблему. А интерес  у  него  к шахматам  проснулся неимоверный.  Сон снился, что он Кузьмич  Капабланку обыграл. Только Капабланка не тот, который с фотографии на него  смотрит, а другой с  пробором во всю голову, как у внука, говорит деду. « Сдаю партию, Кузьмич, с Алехиным такого стыда не испытывал».

Второе дыхание у него в шахматах открылось,  душой стал их чувствовать, переживать так, что  бабка места не находит. Свиней от затирки  в хлеву не оттянешь, а тут от его крика вздрагивают, петухи беснуются, гуси гогочут, бабка в крик.
 
- Ты чего, дед, совсем ополоумел?
 - Ты видела, бабка, как я линией воспользовался? Эт  тебе не хухры мухры, а шахматная баталия!

- Дел у тебя нету, лучше бы  с внуком на рыбалку сходил!
Теряет солидность Иван Кузьмич, пацаном стал.  Соперник в онлайне невидимый, недосягаемый, рукам волю не дает и это его  устраивает.
Затирку свиньям готовит,  петуха ли рубит, а мысли одни в голове - шахматы.  К вечеру  сверкает взглядом. Внук игру в онлайне деду выставляет. Спешит, девчонка соседская глаз с него не сводит. В него внук. Серьёзный, вот только гребень портит. Сбрею.

- Смотри,  дед, чемпионов выставляю, если дадут по сусалам,  сюда нажмёшь, назад  в продвинутые вернёшься.

А Кузьмич, как жеребец,  уже ногами подрыгивает. Сердечко бьется. Ведь чемпионы! Солидность нужна, в галстуке сидит, как будто в молодости на официальных  соревнованиях.
 
 
Первый из чемпионов -  мужчина  его возраста смотрел с фотографии на него кротко. Как бы говоря ему: «Не перекурить ли нам,  браток,   перед битвою?». Кузьмич не мог и сучил ногами под столом до пятнадцатого хода. На нем успокоился.
Позицию   он взял и как говорил ротный: - «Ваня, ничья  у тебя в кармане, тепереча  улучшай    позицию».  А ротный был гигант -   международный мастер спорта, затем мелькал даже в шахматных баталиях. К двадцать пятому ходу  осилил Кузьмич чемпиона, второй  чемпион - молодой с прической, как у внука, придавил его.   Нога дрожала, стучала об стол, жена с детской  вглядывалась в него.

- Дед, что там с тобой?
- Чубатый, дыхнуть не дает, но ниче, прорвемся!

«Ваня, упрощай позицию» . Лицо ротного из далёкого прошлого всплыло перед ним. Он разменял коней.  Но линию противник  не отдал. А его лицо, в которое изредка Кузьмич вглядывался, хитро намекало ему сдать партию. «Ещё упрощай,  Ваня. Ты в концовках мастер».  Голос  ротного, казалось, витал над ним.
 
- Дед, ты чего там притих?
 - Притих, прошлись по мне, как катком  по  асфальту.

Он разменял ещё фигуру. Позиция прояснилась. «Теперь считай, Ваня.  Ты в этом гений».  Чубатый думал. Концовка вышла из - под его контроля. Он стал суетиться. Кузьмич почувствовал это даже  на расстоянии.   Первое «КО» всплыло на экране и растаяло.   
Он подумал, что это слово «конец»   и чубатый  сдает партию. Волна гордости за себя окатила его. «Ты, Ваня, в концовках каток!  Второй Капабланка».  Ротный приезжал после службы. Хотел забрать его в город.   Но не случилось. Давно это было.

- Мать, я выиграл!   Убрал  его линию. Я молодец,  мать!
- Ты всегда молодец, отец, идем ужинать, внука не дождёмся, завеялся.

 Соперник двигал  короля с психу, партию не сдавал и облако слов от него ошарашило его.

«Козел, иди на базар и купи себе капусту».

Кузьмич вырвал шнур из розетки, вырвал,  резко боясь, что жена из-за спины прочтет его послание.

- Отец, что с тобой?
- Ничего, пойду, гляну хозяйство!

 Закурил на порожке. Затяжка получилась глубокой и нервной.  Зашёл в баз, походил по огороду, виноград зелеными бусинками пробивался сквозь листву, а в голове было пусто.  Красивая партия, может самая важная в его жизни завершилась  злобно и гадко.  Злая игра.
 Прошел молча в спальню, лёг рано.

 - Дед,  дед, что с тобой?
- Всё хорошо, внук! Просто устал в огороде.
 Через время забежал.
- Дед, гляди - я Котовский! Баба окотала!


Рецензии
Нормально. К опечаткам придираться не буду - многие обижаются.
Единственное - а почему Вы отнесли это произведение к миниатюрам? Это же полноценный рассказ.

Джерри Ли   22.01.2020 13:27     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Вы добры ко мне! А по поводу миниатюры, то когда выставлял, не задумывался.

Михаил Погорелов   22.01.2020 17:26   Заявить о нарушении
Поверьте, я далеко не добр.
Просто мне нравятся хорошо написанные вещи. Когда нет вычурности, выпендрёжа и надуманности. По этой причине я не читаю фантастику, хотя сам иногда ею балуюсь.
А ВЫ - реально пишите хорошо.

Джерри Ли   22.01.2020 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.