Код Вселенной. От натурфилософии... в никуда!
Рожденная в античности, натурфилософия к XIX веку постепенно исчезала как самостоятельная дисциплина философии, пришедшая на смену прежней натурфилософии, философия естествознания не смогла развить многие прежние положения, образовался незаполненный объем незнания и целостного постижения природы, возникший и расширяющийся до сих пор после исчезновения натурфилософии.
Природа стала материальным объектом для удовлетворения прагматичных целей человека, что привело к экологическому кризису мирового масштаба. Зависимость человека от среды проявляется в материальных фактах, связанных с удовлетворением главных потребностей человека: в пище, жилище, одежде, средствах и способах передвижения.
Общим местом стало утверждение о том, что человек достиг в своих возможностях разрушения, такой степени могущества, которая вынуждает его принять ответственность за сохранение жизни на Земле. Природа в широком смысле является объемлющим, а человек – объемлемым.
В этом представляет большой интерес задача сопоставления и обеспечения дополнительности накопления знания формирования картины мира основными инструментами познания. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, активного действия, управления, то есть в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития общественной системы.
Научная картина мира может рассматриваться как образ реальности в конкретных областях фундаментального знания, что формируется путем синтеза знаний отдельных научных дисциплин. Возвращаясь к пониманию сути кодирования, можно отметить, что код в различных форматах трансформирует смыслы человека и культуры.
Продолжим далее, человек способен (конструировать) строить модели наблюдаемых объектов и явлений окружающей среды, что помогает объектизировать свои представления в практическом формате, и одновременно создавать символьные системы (достаточно вспомнить колоссальное значение базовой мифоритуальной человееской системы).
Человека отличает несомненная самобытность, а кто является ее носителем? Следует упомянуть об общей способности живого реагировать на раздражение (рефлексия в более сложном выражении) и наличии коммуникативной функции, включающей приемно-передающий формат и хранение информации.
Именно эти условия определяемы человеческими системами раскодирования и могут рассматриваться как антропологические коды. Строение и происхождение человека, сравнительные и описательные аспекты и не только биологической природы человека, а еще таких как социокультурные целостности в их отображении личностных, культурных и общественных аспектов выражаются в конструировании моделей, организованных действием антропологических кодов.
Юрий Лотман, ориентируясь на семиотическое распознание смыслов утверждает, что картина мира выстраивается на основе определенной пространственной модели организации ее структуры на всех уровнях, и такое видение является универсальным культурным аспектом восприятия человека и формирования культурного ландшафта.
Древние греки в абстрактно-геометрическом изображении Ойкумены нашли исходный принцип и сформулировали главную задачу – изображение реально существующей Земли (шара) на плоскости с системой меридианов и параллелей, позволяющей определять координаты точек на земной поверхности по Солнцу и звездам.
Здесь может как индивидуальный распознающий вариант самобытности – должно быть раскрыто восприятие как феноменальной данности с обращением к прошлому, вплоть до архаики включительно с раскрытием набора традиционных самохарактеристик.
Культура распознается как исторический способ формирования рефлексии человека на себя и свою жизнедеятельность, соотнесенную с природой. «Прошлое, тем более архаика, выступает своего рода знаком качества, гарантирующим ценность и своеобразие самобытного наследства».
Данная «прогрессорская» точка зрения не показывает и не подтверждает главное, человек и человечество не стали жить лучше и счастливее, в этом легко убедиться достаточно сравнить число катастроф, бедствий, войн, кризисов и трагедий в каждую эпоху. Кто определяет субъектный смысл происходящего?
В культурно-исторической экспликации кодов философской антропологии раскрывается процессуальность осуществления возможностей человека и выявления его места в Космосе, обществе, логосе и экзистенции. Николай Бердяев подчеркивал и раскрыл саму суть трагизма для человека, смысл трагического в жизни человека состоит в преодолении этого для воссоздания изначальной функции человека как хранителя Пространства.
Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, которые, по-видимому, будут связаны с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия. В структурированном философском понимании современности метафизика замещается онтологией в ее вечных оппозициях: определённое – неопределённое, нечто и ничто, пространство и время, формы, движение, развитие и происходящее, возможное – невозможное и т.п.
С. Франк замечал, что когда Человек перестает быть таковым перед Богом, теряя к нему превосходство его восприятие, то и меняется и само отношение Человека как "пылинки", "тростинки", или неотъемлемой части Космоса.
"К чему мы бы мы не стремились, каковы не были частные задачи, которые мы сами себе ставим", - считал Франк, - "мы в последнем счете стремимся к одному: к полноте и завершенности, которую мы сознаем уже изначально присущей реальности, и отрицающей ее существо..." (С. 15).
Свидетельство о публикации №219051600142