Как поймать шпиона. глава пятая

11 июля 1610 год.

Теперь Руслане нужно было подобрать место ночлега. Девушка примерно знала, где находится их городской дом по подробным рассказам отца. Там наверняка он и остановился. А если нет, то многочисленные друзья отца и семьи, которые могли оставаться в доме, подскажут его местонахождение. Руслана ехала на коне, который шёл медленным шагом, и осматривала переулки и улицы, совершенно не понимая как здесь можно ориентироваться!
Она въехала на большую площадь. Очевидно, с утра тут шла бурная торговля, но ввиду позднего времени площадь пустовала. Это был первый ориентир – городской рынок.
Отец девушки рассказывал о городском доме: «Если в город заехать с южных ворот и дальше идти по прямой улочке, то попадёшь на рынок. От рынка ведёт переулок, начинающийся очень необычным зданием. Оно очень высокое и приметное. Не ошибёшься», - смеялся он. От этих воспоминаний слёзы выступили на глазах у Русланы. Что станет с отцом, когда он узнает о смерти матери? Девушка едва вновь не заплакала, перед глазами всё ещё стояла та проклятая стрела. Но Руслана сглотнула ком в горле, сосредоточившись на происходящем прямо сейчас. Вон, как раз то самое здание, выделяющееся высотой среди всех остальных. Она направила туда коня.
Девушка подъехала к дому и заметила мужчину. Он стоял и выговаривал что-то слуге. Мужчина показался ей смутно знакомым. Некоторое время она смотрела на него, а потом хлопнула себя по лбу и воскликнула:
- Господин Садовский! Андрей Садовский!
- Чего тебе? – раздражённо ответил господин.
- Вы меня не помните? – в лоб спросила Руслана.
Сначала Садовский хотел прогнать её взашей, но потом стал приглядываться и щуриться. Похоже, он что-то заподозрил. Девушка напряглась. От того узнает или не узнает её этот старинный друг семьи, зависела её дальнейшая судьба. Руслана привычным жестом закусила губу. Почти сразу же после этого, брови Садовского взметнулись вверх и он сказал:
- Пройдём в дом. Позаботься о коне, - махнул он слуге.
Руслана шла позади Садовского. Он вёл её по каким-то коридорам, мимо жилых комнат. Вокруг было довольно чисто, и всё время сновали туда-сюда какие-то люди. Девушка, вслед за своим провожатым, вошла в небольшую комнатку. Там стояли стол и лавки.
Садовский откуда-то раздобыл ковш с водой и поставил его на столе перед девушкой.
- Умойся, - велел он.
Руслана с удовольствием опустила руки в прохладную воду, несколько раз умыла лицо. Было невероятно приятно смыть дорожную пыль.
- Садись, Руслана, - с улыбкой сказал узнавший её Садовский. – Какими судьбами тебя занесло к нам? С какими вестями прибыла ты в столицу?
- На деревню напали разбойники, - поведала девушка. – Они убили мою мать. Я спаслась только чудом и, уходя через леса, едва вновь не погибла. Я ищу отца, чтобы сообщить ему эти вести.
- Ох, неладно нынче в стране! – покачал головой Садовский. – Каждый хочет урвать себе кусок побольше под шумиху! Эх, Руслана, нет тут твоего отца. Несколько дней назад отбыл он куда-то, дела по службе. Разминулись вы.
И тут девушка не выдержала. Слёзы всепоглощающей волной полились из глаз, в горле встал ком.
- Когда же это кончится? – сквозь рыданья проговорила она. – И что же со мной будет?
Она хотела ещё что-то сказать, но слёзы полились новой волной. Девушка плакала, пока слёз у неё совсем не осталось. Она пару раз всхлипнула и замерла.
- Не переживай, - сказал молчавший до этого Садовский. – Прямо сейчас я поеду вслед за ним. Буду торопиться изо всех сил, но догоню твоего отца и расскажу ему всё. А уж он точно примчится в мгновение ока.
- Правда?
- Конечно! – бодро ответил он. – Всё будет замечательно. А теперь скажи, как тебе удалось проехать в город?
- Я представилась мелким прислужником, приехавшим за лучшей жизнью.
- А вот это серьёзно меняет дело! – мигом озаботилось лицо Садовского. – Эта стража просто вездесуща! Они знают практически всех в лицо, а уж за вновь прибывшими серьезно следят…Я знаю, это звучит дико, но тебе придется изображать роль этакого парнишки до конца. Поверь, так будет намного проще. Даже тебе самой. Ты будешь так в большей безопасности. Кому нужен мальчишка низкого рода, служащий в таверне? Никому. А вот если бы это была девушка, дочь прямого и честного дворянина, нажившего себе врагов…
Она перебила его:
- Я не имею ничего против. Мне самой так привычней. Можно спокойно ходить по городу, свободно разговаривать с людьми…Не переживайте за меня. Дайте просто лавку, на которой можно поспать, и немного хлеба. Дальше я сама разберусь.
- Тебя все равно нужно куда-то пристроить, - раздумывая, проговорил он. – Решено. Я пристрою тебя помощником Смольному, кем-то вроде слуги. Но не переживай. Это – простая формальность. Тебе не придется ничего делать.
- Я поступлю так, как Вы скажете, - устало вздохнула девушка. – Если это действительно нужно и никак не ограничит моей свободы…
- Ну, тогда договорились! Отныне для всех ты – Руслан, – сказал Садовский. – Я обо всём скажу Сергею. Пойдем. Я покажу тебе его и твою комнату, а дальше уже сама. Эй, слуги, готовьте мне коня!
Они вышли из комнаты и поднялись по старой скрипучей лестнице. Тянулся длинный пустой коридор, по обе стороны были двери. Провожатый Русланы постучал в третью справа дверь. Какое-то время за дверью слышалось шуршание, а потом она отворилась. На пороге появился мужчина лет тридцати-тридцати пяти, с суровым лицом покрытым шрамами и густой чёрной бородой.
- Чего пожаловали? – резко спросил он, даже не глядя на своих гостей.
- Здравствуй, Сергей. Это Руслана, - и Садовский вкратце рассказал все. – Твоя комната пятая слева. А теперь мне пора. Всего хорошего.
Он торопливо спустился по лестнице, а Смольный махнул ему рукой. Он сделал приглашающий жест Руслане и скрылся в комнате. Девушка вошла вслед за ним.
В комнате было не прибрано. Лавка, на которой недавно спали, была в беспорядке, на столе, приютившемся подле окна, грудой лежали какие-то вещи, а небольшая лавка перевернутая лежала в центре комнаты. Это если ещё не считать пыли, паутины и прочего мелкого мусора. В общем, обстановка комнаты выдавала не самого рачительного хозяина.
- Значит, ты теперь мой помощничек, - хмыкнул Сергей Смольный, в упор разглядывая Руслану. – Я услышал что-то о каких-то тайнах и прочее. Но я сразу предупреждаю, чтобы ты не лезла в мои дела, а я не буду лезть в твои. Моя задача за тобой приглядывать, что я и буду делать. А все эти тайны и фокусы с переодеваниями мне не нужны. Справляйся с ними сама. Я буду лишь играть свою роль. Ясно?
Руслана поспешно кивнула.
- Ну, тогда к делу, - разгладилось лицо Смольного. – Ты можешь спать хоть до обеда, но есть тебе придется вместе со мной. Опоздаешь – еды не будет. С самого раннего утра я в столовой.
- А где столовая? – спросила Руслана.
- Сейчас покажу, - сказал он.
Сергей Смольный отчаянно зевнул и вышел из комнаты.
Они прошли по коридору в противоположном направлении от лестницы, по которой поднялась Руслана. В конце коридора обнаружилась ещё одна лестница, поменьше. Смольный, а за ним и Руслана, спустился по этой лестнице в маленький коридорчик. Из коридорчика они прошли к единственной двери, за которой и была столовая. Это была большая комната со столами. Там царил ужасающий шум. За столами сидели люди совершенно разного вида – от людей благородных  до всякого сброда, вроде воров-карманников.
- Откуда они все? – недоуменно спросила Руслана.
- Так как твой отец живёт в этом огромном доме редко, а друзей у него не очень много, то Садовский придумал сделать из дома что-то вроде кабака или постоялого двора, - ответил Смольный.   
- Ого! – сказала Руслана. – Я и не знал.
«Мало ли кто может нас услышать. Лучше соблюдать предельную осторожность» - решила она.
Смольный направился к одному из столов, предварительно закутавшись в плащ, хотя стояла ужасная духота. Там стояла служанка и тщательно протирала стол мокрой тряпкой.
- Значит, так, - заявил Смольный. – Нам гуся, что жарятся на вертеле в кухне, буханку хлеба, крынку молока и кувшин вина.
- Чем расплачиваться будешь? – подозрительно покосилась на него служанка, будто оценивая возможности незнакомца. Смольный, пригнувшийся к столу и укрытый до глаз своим плащом, действительно походил на подозрительного бродягу или даже преступника. Руслана мимоходом удивилась, зачем он так замаскировался, ведь здесь он был почти самым главным. Разве что специально хотел кого-то провести. Впрочем, девушка довольно быстро получила ответ на эту загадку.
- За счёт заведения! – отвечал Смольный, продолжая прятать глаза и лицо. – Сегодня ваш драгоценный управляющий позволил мне это! Он, вообще-то, мой друг.
- Знаю я таких друзей! – уперла руки в бока служанка. Было видно, что она решила не верить Смольному и поскорее выдворить его отсюда. – Вон их полный зал сидит!
Все собравшиеся к тому времени слушали их перепалку. Со всех сторон раздались свист и улюлюканье.
- Хватит! - вдруг сказал Смольный, сдергивая с лица плащ и свирепо глядя на служанку. Этим он разом установил тишину – Тебе недостаточно, служанка, что я, во-первых, дворянин благородной крови? Во-вторых, друг хозяина? И, наконец, в-третьих, что управляющий этого жалкого заведения – это я? Слушайся и подчиняйся, глупая девчонка! Ты будешь наказана! Быстро тащи еду! Ясно?
У девушки на глаза навернулись слёзы. Рыдания сотрясли всё её тело. Она пыталась что-то сказать, но в её горле встал ком.
- Я не слышу! – продолжал Смольный. В глазах блуждали огоньки довольства. Было ясно, что вся предыдущая комедия была разыграна им специально.
- Зачем вы так с ней? – не выдержала Руслана. – Зачем надо было так её подставлять? Она делала всё правильно!
Глаза Смольного превратились в две узкие щёлочки, которые были наполнены гневом. Но он быстро успокоился, и холодным, как лёд взглядом смерил Руслану.
- Ты ещё об этом пожалеешь, - тихо, чтобы слышала только она, процедил сквозь зубы он и уже громко сказал. – Ты будешь наказан, глупый мальчишка, также как и эта служанка! Девчонку в сарай, а ты пойдёшь спать голодным! Это моё тебе первое и последнее предупреждение!
К служанке подошли двое дюжих слуг, которые тут, очевидно, следили за порядком и, схватив за руки, увели в дальнюю и самую неприметную дверь. Руслана, опасаясь, как бы её не постигла та же участь, что и несчастную девушку, поспешила уйти из зала. Она поднялась по лестнице, прошла по коридору и скрылась в комнате, предоставленной ей.
Комната была чистой и прибранной. Лавка, накрытая одеялом, была у левой от двери стены, окно – на противоположной стене, небольшой стол и игрушечная скамеечка стояли около окна. Руслана скинула кожаные сапоги и легла на лавку, закрыв глаза. В животе бурчало; девушка за целый день съела лишь кусок хлеба. Спать было совершенно невозможно. Девушка вскочила с кровати и подошла к окну. За ним шёл сильный дождь. Окно выходило на внутренний двор дома. Посреди двора стоял сарай. К нему направлялась тёмная фигура. Руслана пригляделась. Даже сквозь водяные струи можно было понять, что это мужчина. Вдруг вспыхнула молния. Сомнения исчезли – по двору шёл Смольный!
«Что ему там понадобилось?» - подумала Руслана и стала наблюдать. Смольный скрылся в сарае. Вскоре оттуда донеслись крики, повторяющиеся время от времени. В кричащем голосе можно было узнать голос девушки, которая спорила со Смольным! Так вот почему его слова о наказании повергли её в истерику! Неясно было, как он её мучил, но то, что это доносило девушке невероятные страдания, было очевидно!
Руслана с замиранием сердца вслушивалась в шум дождя и всматривалась в ночную темень, пока не увидела, что Смольный вышел  из сарая и скрылся в здании. Через некоторое время, на этаже послышались шаги, а затем раздался звук захлопнувшейся двери.
Руслана обула сапоги, достала из сумки последний оставшийся кусок хлеба и, поборов своё желание тут же его съесть, завернула в попавшийся кусок ткани и выскочила из комнаты. Она прошла по коридору, спустилась по маленькой лестнице и зашла в столовый зал. Людей здесь было мало, и они, в основном, спали в разных местах. Руслана прошла к маленькой незаметной двери и выскочила под дождь. Девушка обогнула здание и очутилась во внутреннем дворе. Она побежала к сараю.
- Эй! Там есть кто-нибудь? – спросила Руслана, забежав под козырёк сарая и заглядывая в окно. – Девушка!
В ответ раздался стон, и через некоторое время у окошка появилось бледное личико в обрамлении растрепанных волос.
- А, это ты, - протянула она. – Хоть кто-то за меня заступился.
- Держи, я принёс тебе кусочек хлеба, - сказала Руслана. – Ты, наверное, голодна.
- Нет, я довольно плотно обедала, - возразила девушка. – Ты голоднее. Я видела, как ты облизывался, когда речь зашла о жареных гусях.
- Ешь! – велела Руслана, протягивая служанке свёрток. – Иначе я брошу его в грязь, и он никому не достанется.
Служанка улыбнулась и взяла свёрток. Она развернула его, вытащила хлеб, а потом недолго думая разорвала его на две части и протянула одну Руслане. Девушка взяла его.
- Спасибо! – поблагодарила она, мигом проглотив кусок.
- Нет, это тебе спасибо! – рассмеялась служанка, по кусочку отрывая от хлеба и растягивая удовольствие. – Если бы не ты, я бы так и сидела голодная!
- Ну, тогда я пойду, - сказала Руслана. – Мне не сломать этот замок.
- Постой! – сказала служанка. – Меня зовут Влада, а тебя?
- Меня зовут Руслан, - чуть замешкавшись, ответила Руслана.
Ей почему-то безумно хотелось рассказать этой девушке всё, но она привычно отдёрнула себя: «Нельзя никому доверять!» Руслана, махнув Владе на прощанье, побежала в здание. Девушка бесшумно проделала весь путь наверх и, наконец, добравшись до постели, заснула крепким сном.


Рецензии