Как поймать шпиона. глава восьмая

26 июня 1610 год.

Александр проснулся от солнечного света, бьющего прямо в глаза. Юноша сердито зажмурился и быстро вскочил с лавки. Пора было собираться в обратный путь.
Наспех позавтракав, Александр отправился в Москву. Благодаря быстрой лошади, путешествие продлилось чуть больше двух недель. Точно на закате он приехал в город. Пройти ворота не составило труда – для дубин-стражников он был большим начальством. Юноша проехал еще немного и оказался дома. Сдав лошадь на руки верному Василию, усталый путник отправился спать.
Наутро Александр, перекусив всего куском хлеба (так торопился), поспешил к Волкову со своим отчетом. За последние годы он стал частым гостем в этом доме. Начальник как всегда стоял в своей любимой комнате, где они встретились в первый раз.   
- Здравствуйте, - сказал юноша, заходя в комнату. – Я пришел отчитаться о состоянии дел на границе, как и было велено.
- Валяй, - махнул рукой Волков.
- Все в порядке, - бодро отрапортовал Александр. – Границу пересекали только надежные люди. Вражеской армии не замечено.
Начальник молчал. А потом устало вздохнул.
- В чем дело? – нарушил юноша затянувшуюся тишину.
- Да ни в чем, - поморщился Волков. – Просто, что мне этот отчет. Страна в тартарары катится, а ты мне отчет, что все благополучно. Я от тебя не этого жду. Вокруг полно шпионов – польских, тушинских и бог знает, каких еще! И они все хотят свергнуть нашего царя и поставить какого-то своего. Вместо своих дурацких отчетов лучше бы занялся поиском шпионов. Только на тебя и была моя надежда. Неужели и ты не заметил никаких подозрительных людей на границе и в городе?
- Ну, почему же, - возразил Александр и рассказал про свою встречу с Виктором Берестовым. – Что бы ему понадобилось в раздираемой на части от войн и бунтов стране? – аргументировал он свое предположение.
- Хм… - протянул Волков. – А ведь, и правда. Ну, вот что – ты посмотри за этим Берестовым, последи, проверь, с кем встречается, но и по сторонам гляди. Если что-то обнаружишь, знаешь, что делать.   
Юноша кивнул, довольный таким поворотом дела. Затем он попрощался с начальником и пошел домой. Преодолев весь недолгий путь до забора, Александр в последний момент изменил решение и толкнул соседнюю калитку. Поднявшись на крыльцо, он открыл, как всегда незапертую дверь.
- Виталий Григорьевич, опять дверь не заперли! – крикнул юноша вглубь дома.
Дело в том, что в этом доме жил друг отца еще со времен его службы в Москве, Виталий Григорьевич Сухопутов, старый гончар, который все это  время приглядывал за домом. Когда Александр объявился, Виталий Григорьевич, убежденный холостяк, очень обрадовался и каждый день звал юношу в гости. Они подолгу разговаривали обо всем на свете, и не очень опытный Александр многое почерпнул из этих бесед. Сухопутов часто помогал юноше советами и делами в различных случаях жизни, начиная со службы и закачивая лечением простуды. Вот и сейчас Александр решил обратиться за помощью.
- А, это ты! – сказал Сухопутов, неожиданно появившись из-за угла. – Ну, зачем пожаловал?
Все еще крепкий старичок только с виду был таким ворчливым. У него была очень добрая и отзывчивая душа. Поэтому юноша без колебаний рассказал про задание начальника и подозрительного Виктора Берестова.
- М-да, - протянул Виталий Григорьевич, когда Александр закончил. – Не знаю, чем тебе и помочь. Да, помню, были Берестовы во времена Годунова, да только потом в Польшу уехали, здесь никого не осталось. Где жили они, не знаю, честное слово. А цель этого Виктора действительно подозрительна. На кой черт ему ехать в неспокойную Россию за призрачным наследством? М-да, с какого конца за дело не возьмешься, все непонятно и неизвестно. Ясно одно – подозрителен твой Берестов.
- А делать-то мне что? – спросил юноша. – Я же должен выяснить все непонятное и неизвестное.
- Вот что, - начал Сухопутов. – Ты живи себе спокойно, да смотри за людьми, может найдешь своего Берестова. Как увидишь его, следи за ним, а когда совсем подозрительно станет или если вовсе ничего не понятно, то скрути его и тащи ко мне. Есть у меня одно средство, сыворотка правды называется. Настоящая ведьма варила! Ее потом на костре сожгли. Сразу у него язык развяжется, и, если он шпион, то признается. Годится план?
- Годится, - улыбнулся Александр. – Спасибо вам, Виталий Григорьевич!
- Обращайся, старик только рад послужить! – заявил Сухопутов, принимая смехотворно важный вид.
Юноша задорно рассмеялся и, распрощавшись со своим соседом, отправился домой. Но там он ходил по комнате из угла в угол и не знал, куда себя приткнуть. Поэтому Александр пошел бродить по улицам, кроме того, в движении ему всегда лучше думалось, да возможно и Берестов на глаза попадется.
Было ясное солнечное утро. Люди, попадавшиеся на пути, спешили по своим делам. В общем, обычная Москва. Ничего интересного Александру не встретилось, Виктора Берестова тоже не было видно. А умные мысли по поводу поиска этого поляка русского происхождения упорно не приходили в голову. Оставалось лишь брести по узким улочкам и глупо улыбаться. Какое-то странное состояние нашло на юношу. Привычный город сегодня казался невообразимо прекрасным, обыкновенные лица прохожих привлекали каким-то внутренним сиянием, а небо было просто ярко-ярко-лазурным. Хотелось громко засмеяться. У Александра редко когда бывало такое хорошее настроение, ему куда привычней было чувство хмурой сосредоточенности. Поэтому сегодняшний день был какой-то особенный, как будто бы предвещавший чудо.
Неожиданно для себя юноша забрел на рынок, в самое людское столпотворение. Он никогда не любил такие места и хотел уже развернуться, но что-то интуитивное заставило его изменить решение.
«А, ладно», - рационализировал он свой порыв. – «Пройду торговый ряд насквозь, так до дома быстрее дойти будет».
И воплотил в жизнь свое решение. Идя между рядов, заполненных галдящими продавцами и покупателями, Александр недовольно морщился. Его волшебное настроение начало улетучиваться, юноша уже горько жалел, что решил проталкиваться через эту уйму народа.
Вдруг он остановился. Его внимание привлекла юная девушка, которая проходила сквозь толпу с ловкостью опытного пловца, двигающегося в бурном потоке. В ее лице было множество благородных черт – аккуратненький носик, большие синие глаза, четкий очерк гордо поджатых губ, густые золотистые волосы, упрямо выбивающиеся из аккуратной косы. Но при этом, одета она была не самым лучшим образом. Старое сине-серое платье, заштопанное во всех возможных местах, непонятный то ли плащ, то ли платок. Да и выражение лица было усталым, а под глазами были темные круги. Девушка встречала сопротивление толпы, комично сжав кулачки и сердито нахмурившись. Она представляла собой довольно забавное зрелище, но, несомненно, была прелестна.
«Что же с ней произошло такое?» - задумался Александр, да так крепко, что когда он все-таки решился обратиться к ней, необычная девушка уже скрылась в толпе.
Юношей завладело чувство невосполнимой утраты. Он чувствовал себя не в своей тарелке, и потерянно оглядывался по сторонам, неспособный объяснить, зачем он это делает. В конце концов, Александр сердито потряс головой, отгоняя навязчивые мысли и непонятные чувства.
«С чего бы вдруг я так грущу? Неужто по какой-то смазливой оборванке?» - подумал он. Разыгравшаяся гордыня помешала ему увидеть правду – мимолетное видение оставило незаметный след у него в сердце, который даст еще себя знать.
С площади юноша, преисполненный какой-то злобной энергией, отправился домой и весь оставшийся день провел там, предаваясь смутным думам о судьбе России и всех, в ней находящихся. В итоге это кончилось тем, что он накричал на Василия, принесшего ужин, и лег спать, злой на самого себя и на весь свет заодно. Как ни странно, огромное количество разных мыслей не помешало ему уснуть крепким сном праведника. Сказывалось большое путешествие, совершенное накануне.
Наутро Александр вновь встал хмурый и сосредоточенный. Сегодняшний день он решил посвятить любимой службе и конкретно поискам Берестова. Вновь отказавшись от еды, юноше сел на лошадь и отправился ездить по узким улочкам. Он так и не выяснил, где дом Берестова, поэтому приходилось курсировать по разным районам, обращая внимание на всех высоких молодых мужчин с темно-каштановыми волосами и царственной осанкой. Таких оказалось не очень много, а тех, кто все-таки попадал под это описание, приходилось отметать после пары минут наблюдений.   
Время неумолимо двигалось к полудню, а поиски не увенчались успехом. Александр уже подумывал о других способах розыска Берестова, как вдруг краем глаза он заметил знакомую гордую осанку и шапку темных волос. Юноша осторожно оглянулся. Сомнений быть не могло – там стоял Виктор Берестов, предмет его вчерашних и сегодняшних упорных поисков!
Александр повернул в темный проулок и, развернув лошадь, незаметно выглянул из-за угла. Берестов выходил из какого-то кабака. Вот слуга подвел ему коня. Берестов сердито вырвал уздечку и, ловко запрыгнув на коня, поскакал прочь во весь опор. Юноша последовал за ним шагом, стараясь не привлекать внимание, и, едва Берестов проявлял какие-либо признаки беспокойства, Александр скрывался в проулках, переулках и прочих боковых поворотах, коих здесь было в изобилии. Хорошо, что людей в это позднее утро на улице было не очень много, иначе на странное поведение преследователя непременно обратили бы внимание, тем самым выдав его.
Берестов отправился в другой кабак, чуть получше предыдущего. Он небрежно бросил уздечку слуге и скрылся в помещении. Александр решил посмотреть, зачем этот самоуверенный тип разъезжает по питейным заведениям города. Подъехав к кабаку шагом, он отдал лошадь тому же слуге и вошел внутрь, стараясь быть незаметным. Там он взял себе обед (в пылу гонки юноша очень проголодался) и устроился в уголке. С аппетитом наяривая похлебку, Александр наблюдал за Берестовым. Тот подсел к какому-то господину в темно-коричневом кафтане, все время глядящему в сторону и закрывающему лицо, поэтому его было не узнать. Этот господин в основном молчал, только вздыхал, охал и выражал свои эмоции разными междометиями. Зато Берестов говорил не умолкая, да так выразительно, что Александр засмотрелся на него. В определенные моменты он делал страшные глаза, в другие на его лицо набегала скорбь и печаль, в третьи его глаза воинственно сверкали, и рот кривился в торжествующей усмешке. Господин рядом с ним тоже был под впечатлением от гримас Берестова, да под таким сильным, что в один наиболее напряженный момент повествования вскинулся вверх, и можно было рассмотреть его лицо, что Александр и сделал. Юноша без труда узнал одного из влиятельных членов Боярской Думы. Дело принимало интересный оборот.
Но после этого разговор продлился всего минут пять. Берестов спросил что-то у боярина, тот энергично закивал. Тогда и Берестов удовлетворенно кивнул, неспешно направляясь к выходу. Выждав некоторое время и доев похлебку, Александр направился следом за ним. Когда юноша вышел из заведения, Берестов был уже далеко впереди. Ну и хорошо, меньше таиться придется. Вскочив на лошадь, Александр продолжил преследование.
Берестов остановился у высокого забора, слез с коня и, отдав его слуге, вышедшему встречать почетного гостя, вошел внутрь. Все это Александр наблюдал из-за угла и только диву давался. Дело было в том, что дом этот принадлежал еще одному влиятельному члену Боярской Думы. Что понадобилось Берестову у таких важных людей?
Юноша простоял около этого дома чуть больше получаса, когда появился Берестов. Дав ему отъехать на приличное расстояние, Александр пустился в погоню. Они еще немного поездили по узким городским улочкам, а потом оказались на рынке, где юноша вчера увидел забавную девушку. Берестов решил срезать путь, проехав по рынку.
Александр преследовал его, весь в пылу азарта, когда увидел посреди торговых рядов небывалое столпотворение. И хотя он должен был преследовать Берестова, юноше почему-то очень-очень сильно захотелось попасть туда. Оглянувшись на Берестова, который ехал шагом – никуда не денется -  Александр развернул лошадь. В очередной раз доверившись своей чудесной интуиции, юноша не прогадал. Подъехав ближе к толпе, он увидел в ее центре вчерашнюю свою знакомую, забавную девушку с золотистой косой. Она пыталась отбежать от здоровенного рыжебородого мужика с плеткой в руках. Плетка свистнула, разрезая воздух. Удар пришелся девушке, извернувшейся боком, по щеке и спине. Она упала без чувств.
Гнев мгновенно закипел в Александре. Юноша спрыгнул с лошади и быстрее ветра побежал к девушке, с яростью расшвыривая толпу. Неожиданно впереди открылось пустое пространство. Александр по инерции выбежал вперед, прямо под плетку тому мужику. Юноша был не робкого десятка, поэтому остановил плетку рукой. По руке побежала боль, горячая и мученическая. Александр лишь тихонько зашипел.
- Что вы с ней делаете? – громко спросил он у мужика. – Оставьте несчастную девушку в покое!
- Он украла у нас продукты! Пусть отвечает за свои поступки! – заявил мужик.
Юноша вытащил из кошеля несколько крупных монет и со всего маху швырнул мужику.
- Вот вам деньги, думаю, вполне хватит расплатиться за все то, что она украла! – присовокупил Александр.
Юноша опустился на землю и заглянул девушке в глаза.
- С тобой все хорошо? – спросил он.
Девушка подняла свой затуманенный синий взгляд на него, немного посмотрела и закрыла глаза. Александр погладил ее по волосам. Несмотря на рубец на щеке, девушка оставалась прелестной. Недолго поглядев на нее, юноша вспомнил о своей погоне за Берестовым. Он разрывался на две части – разум шептал: «Берестов сейчас уйдет, ты упускаешь величайшую возможность своей жизни!», сердце молило: «Не бросай ее, без тебя она пропадет ни за что ни про что, лучше сиди здесь весь век и гладь ее по волосам!». Александр решался, как поступить, когда сквозь толпу прорвался мальчишка, вернее, паренек лет семнадцати. Черноволосый, зеленоглазый – словом красавец. Он, несомненно, направлялся сюда.
- Ты ее знаешь? – спросил юноша у паренька.
Тот утвердительно кивнул. Сердце кольнула предательская ревность, но служба звала. Вскочив на лошадь, Александр поехал вслед за Берестовым, который – слава Богу! – никуда не свернул и ехал прямо по отходящей от рынка улице.
Эта сумасшедшая гонка продолжалась весь день. Берестов заезжал в кабаки, подсаживался к какому-нибудь человеку, имеющему влияние на царя или, так или иначе, находящегося в окружении власть имущих. Там шла недолгая беседа, в ходе которой говорил, в основном, Берестов. Потом он покидал этих людей и отправлялся к следующим. Александр решил не рисковать, поэтому заходил в кабаки через раз, и каждый раз по-разному.  То тихонько зайдет и пристроится в уголочке, то ввалится с шумной компанией, которых ближе к вечеру появлялось все больше, то еще что-нибудь выдумает.
Смеркалось. Солнце скрылось за крышами домов, а Берестов и не думал заканчивать – все скакал на коне по городу. Александру это уже начинало надоедать. У него возникло подозрение, что Берестов давно уже заметил слежку и просто издевается. Вдруг Берестов, ехавший по широкой улице, где жили богатые люди,  повернул в темный переулок. Проехав немного по переулку, он оказался на улице, где жили люди среднего достатка. Неподалеку отсюда был дом Александра.
Юноша ожидал, что Берестов повернет в один из сквозных проулков и направится к окраине, где располагались очередные кабаки, но Берестов отправился в центр города, к Кремлю. А чтобы туда добраться, нужно было проехать мимо дома Александра.
Юноша, вспомнивший про предложение Сухопутова, решил не упускать такой шанс. Хотя он очень сомневался в чудесном действии «сыворотки правды», Берестова не мешало допросить, а то что-то больно дело запуталось.
На улице как раз не было ни одного человека. Дождавшись, когда Берестов подъедет ближе к его дому, Александр пустил лошадь галопом и, обогнав Берестова, развернулся к нему лицом.
- Слезай с коня подобру-поздорову! – рявкнул юноша. – Слезай! Со мной пойдешь!
Но Берестов сдаваться не собирался. Он, не говоря ни слова, попытался объехать Александра, но тот вновь перегородил ему путь. Тогда Берестов, по-прежнему молча, развернул коня и собирался поскакать назад. Александр обогнал его и снова стал впереди. Секунду оба раздраженно смотрели друг на друга.
- Со мной шутки плохи! – наконец, заявил Александр, гордо поднимая подбородок. – Слезай, я тебе говорю!
Берестов лишь покачал головой, ухмыльнулся и собрался поднять коня на дыбы. Александр пресек это движение, метнув в Берестова небольшой нож, пролетевший на волосок от его щеки. Александр, держа в руке другой нож, торжествующе улыбался, мол, что теперь-то ты будешь делать?
Похоже, Берестов решил подчиниться, однако, мгновенно спрыгнув с коня, дернулся бежать. Но Александр был быстрее. Очутившись на земле, юноша проворно метнулся к Берестову и, обхватив его за плечи, приставил к горлу нож.
- Ну, никуда не денешься! – пробормотал Александр, направляясь к калитке Сухопутова. – Виталий Григорьевич, помогите!
Буквально через минуту ожидания калитка отворилась, и в темноте раздалось удивленное оханье:
- Привел-таки! Ну, ничего, сейчас ты у меня другие песни запоешь! Веди его в комнату!
Александр послушался. Берестов покорно поплелся за ним. Взойдя по ступенькам на крыльцо, компания ввалилась в комнату, тускло освещаемую свечой. Александр веревкой скрутил Берестову руки и, грозя ножом, усадил на лавку у стены. Вскоре появился Сухопутов со своим зельем. Он ложкой зачерпнул из горшка какой-то мутной зеленой жижи и сунул Берестову в рот. Тот скривился и выплюнул. Но эффект был достигнут – он прервал свое гробовое молчание.
- Фу, что за дрянь! Вы меня отравить решили? И это вообще что такое? Схватили человека посреди бела дня, ножи кидают почем зря, в лачугу какую-то привели и бесовской кашей кормят!
- Не каша это, а сыворотка правды! – обиделся Сухопутов. – И вообще помалкивал бы ты…
- Да какое вы имеете право! Да кто вы вообще такие? – перебил его Берестов.
- Меня зовут Александр Залесский, но это сейчас не важно! – сказал Александр чтобы перебить поток бессвязных упреков. - Важно другое – кто ты такой?
Берестов опешил. Вернее, сделал вид, что опешил.
- Меня зовут Виктор Берестов, - его лицо приняло выражение оскорбленного достоинства, столь нередкое у наших дворян. – Я…
- А если правду? – перебил Александр.
На миг с лица Берестова спала маска, и проявились настоящие чувства: насмешка и неприкрытое превосходство.
- А если правду, - начал он. – То иди-ка ты к черту!
Он ловко вскочил. Перерезанные веревки (похоже, Берестов сумел спрятать в рукаве небольшой кинжал) упали на пол. Он застал Александра врасплох, поэтому последний не мог опомниться несколько секунд, которых Берестову оказалось достаточно, чтобы метнуть в Александра свой кинжал и убежать. Александр едва успел увернуться, кинувшись на пол, а когда вскочил и выбежал на улицу, то Берестова, так же как и его коня, след простыл. Юноша, разъярившийся и жаждавший мести, кинулся было искать Берестова, но быстро понял, что в сгустившейся темноте это бесполезно. Рыча и ругаясь, он вернулся к Сухопутову.
- Упустил? – просто спросил Виталий Григорьевич.
Александр кивнул и, опустившись на лавку, горько вздохнул.
- Что же делать-то? – протянул он.
- Вот что, иди-ка ты домой да спать ложись, - сказал Сухопутов. – Утро вечера мудренее. А твой Берестов… М-да, твой Берестов. Друг друга стоите.
Похлопав Александра по плечу, он ушел заниматься своими делами. Александр не хотел ему мешать, поэтому неохотно встал с лавки и отправился домой.
Преданный Василий ждал его. Он опять предложил еды, но Александр зевнул и, едва добредя до своей лавки, провалился в глубокий сон без сновидений. Его день был слишком напряженным.


Рецензии