Как поймать шпиона. глава одиннадцатая

15 июля 1610 год.

Влада сидела на лавке у окна и следила за тем, что происходит на улице. Она ждала, когда же придет Руслан. Несмотря на то, что большую часть вчерашнего дня она провела тем же манером, девушка вглядывалась в лица прохожих с неослабевающим вниманием.
Влада едва оправилась после того страшного удара плети. Вчера, когда она очнулась, она сначала честно принимала помощь от Руслана, но потом ей стало стыдно, что он ухаживает за грязной прислужницей, рискуя навлечь на себя гнев и насмешки. Девушка привыкла не доверять всему тому, что дается просто так. Несколько первых минут ей казалось, что он может что-то с нее потребовать, но лишь один взгляд в его честные, изможденные глаза отсеял все сомнения. Тогда зачем он ей помогает? Влада пока отложила ответ на этот вопрос. Девушка решила отблагодарить его всем тем, чем может. Случай вскоре представился. Юноша спустился вниз, нашел хлеба. Однако Влада продолжала копить силы, решив доказать ему, что она в помощи не нуждается. Он был убежден, а потом объявил, что ему нужно идти, ничего толком не объясняя. Влада через силу улыбнулась, и Руслан ушел. Стоило ему скрыться за краем подоконника, как девушка в изнеможении повалилась на кровать. Она еще долго отдыхала. Солнце уже было низко над горизонтом, когда Влада поняла, что боль схлынула. Девушка выпила воды из миски, стоящей на столе, и села на лавку перед окном. Руслан так и не пришел.
Влада продолжала сидеть перед окном. Утро было в самом разгаре, на рынке шла бурная торговля. Да, долго еще она будет обходить это место стороной. Девушка дотронулась до зажившей раны на щеке, что превратилась в уродливый шрам, вспоминая тот ужасный день и проклиная Смольного самыми черными словами. Если после одного удара плетью она едва не умерла, то что бы с ней стало после положенных десяти? За чудесное спасение следовало благодарить одного лишь Руслана. Владу, с момента, когда она очнулась, не отпускала эта мысль. Еще один вопрос не давал ей покоя: как же отблагодарить храброго юношу? Но у нее не было ничего, что было бы достойно его подвига. Единственное, она могла предложить ему себя в качестве пожизненной служанки. Но нужна ли она ему даже в роли столь убогого персонажа? А ведь на деле ее планы были совсем другими, хотя она сама наверняка бы затруднилась дать точную формулировку своим желаниям.
Влада тяжело вздохнула. Ее бдение у окна становилось все скучнее. Девушка задумалась, полностью погрузившись в воспоминания, причем большая часть воспоминаний касалась хозяина этой комнаты, а также ее недавнего спасителя. Все разы, когда Влада видела Руслана, он совершал поступки, направленные на ее благо. Сначала заступился за нее перед этим зверем Смольным, затем принес свой последний кусок хлеба, потом спас ее от плетки и, приняв к себе, выходил. Но зачем? Несмотря ни на что, Влада привыкла задавать этот вопрос любой неожиданной помощи и, к сожалению, корыстные и циничные причины всегда находились. Жизнь отучила девушку верить в людей, хотя ей до смерти этого хотелось. Может быть, и в случае с Русланом есть что-то, чего она не знает? Однако сама мысль о его предательстве казалась ей святотатственной. Стоило вспомнить его, как любое подозрение становилось смешным домыслом. Не может быть злодеем человек с такими глазами! Они у Руслана были совершенно искренними и отражали любые его мысли. А еще они словно затягивали в свой зеленый омут, оставаясь при этом совершенно ясными. Влада потрясла головой. У юноши было еще много достоинств, но сейчас это к делу не относилось. А по поводу его необъяснимого благородства была у девушки одна мысль, но она была столь невероятна, что Влада даже не брала ее в расчет. Хотя… Девушка взяла со стола миску с водой и взглянула на свое отражение.
«Очень даже ничего, если бы не этот ужасный шрам», - подумала она. – «Но не мог благородный дворянин в меня влюбиться! Это абсурд!... Зато я в него очень даже могла!» - вдруг явственно поняла девушка. – «Ну, если рассуждать здраво. Стоит мне его вспомнить, как по спине бегут мурашки, а на сердце теплеет. Что же это, если не любовь?»
Едва Влада продумала последнюю мысль ясно, как неуверенность исчезла, сердце ее наполнилось решимостью. Влада поняла, что должна рассказать Руслану о том, что чувствует. Признание было единственным способом отблагодарить юношу. Он поймет и тоже ответит прямо, но каким бы не был его ответ, он в любом случае поможет Владе избавиться от чувства неоплаченного долга.
Это решение наполнило ее сердце блаженным спокойствием. Влада, словно ленивая кошка, положила голову, ранее полную мятежных мыслей, на руки и принялась греться на солнышке, изредка поглядывая на проходящих мимо людей.
Девушка давно так не отдыхала, как в эти три дня. Конечно, она бы покинула эту комнату и пошла бы работать, если бы не ссора Руслана со Смольным. Подробности девушка узнала вчера у мальчишки-поваренка. Оказалось, Руслан вступился за нее и даже угрожал Смольному ножом. Из-за этого все теперь боялись Смольного, вымещающего злость на попадающихся на пути слугах и даже постояльцах. А Владе и Руслану лучше вообще обходить его стороной. Девушка с удовольствием бы убежала с постоялого двора куда подальше, но бежать ей было некуда, а Руслан скрылся в неизвестном направлении. Девушке оставалось только ждать.
Вдруг во дворе возникло какое-то оживление. Все слуги начали собираться на одном месте и что-то бурно обсуждать. Влада перестала позевывать и стала внимательно смотреть; чутье подсказывало ей, что намечается что-то интересное.
Наконец взгляд Влады выхватил из толпы мужчину, ведущего в поводу коня. Он был как будто центром и причиной этого столпотворения. Мужчина, хотя скорее юноша, показался Владе смутно знакомым. Девушка продолжала всматриваться – толпа двигалась ближе.
- Я не знаю ее имени! – услышала Влада его громкий голос. – Я уже в тысячный раз ее описываю! Светлые волосы, голубые глаза, лет семнадцати. Неужели среди постояльцев в вашем заведении такой нет? Ну, хорошо. Возможно, у нее есть друг. Черноволосый, зеленоглазый паренек тоже лет семнадцати. Такой у вас есть?       
Слуги шептались, терли затылки, хмурились, но не спешили отвечать. Вдруг вперед выскочил мальчишка-поваренок.
- Так это же Руслан, - заявил он. – Только он не постоялец, а помощник Смольного, нашего управляющего. Живет просто в отдельной комнате, как настоящий дворянин. А девчонка, про которую вы сначала спрашивали, так это Влада. Она вообще-то служанка, но после того, как ее на краже поймали, Руслан ее к себе в комнату унес, - проклятый мальчишка многозначительно замолчал, но вытер шмыгающий нос рукавом, чем испортил весь театральный эффект.
- Так, - сказал спустя пару минут молчания молодой человек. – Веди меня к этому Руслану.
- Нету его.
- Тогда к управляющему.
- Я отведу, но не знаю, на месте ли он, - поваренок засеменил ко входу в здание.
Это уже в планы Влады не входило. Если у этого юноши к ней дело, то пусть к ней обращается, а не к Смольному, гаду этакому! Девушка засунула в рот два пальца и пронзительно свистнула. Из-за общего ажиотажа никто не догадывался посмотреть вверх, а сейчас всеобщее внимание было приковано к окну, из которого высунулась Влада.
- Эй! Не меня случаем ищешь? – спросила она.
Юноша ухмыльнулся и кивнул.
- Спустишься или к тебе по лестнице подняться? – полушутливо сказал он.
- Ни то, ни другое, - Влада на секунду исчезла, а потом появилась с привязанной к столу веревкой в руках. – Забирайся!
Конец веревки шумно шлепнулся на землю. Если юноша и удивился, то ничем этого не показал и просто полез вверх. Через минуту он уже сидел на лавке рядом с Владой.
- Доброго утра! – поздоровался юноша.
- И вам, - откликнулась Влада. – Простите, я не знаю вашего имени.
- Ничего, - усмехнулся юноша. – И я твое недавно узнал. Я Александр. Залесский.
Неловкое молчание. Девушка гадала, на кой черт сюда пришел этот непонятный молодой человек.
- Что тебе нужно? Зачем ты здесь? – спросила гостя Влада.
- Я сам, честно говоря, не знаю. Просто проезжал мимо, вспомнил, что здесь три дня назад произошло, и решил узнать, все ли с тобой в порядке.
- А с какого боку ты связан с тем, что произошло три дня назад? Если тебе не было все равно, то почему ты не вмешался? – рассвирепевшая девушка смерила его презрительным взглядом. – Насколько мне помнится, отдуваться пришлось юному пареньку, а вовсе не тебе!
Ответом ей послужил безмерно удивленный взгляд с примесью легкой грусти.
- Ты что, не помнишь? – чуть разочарованно протянул Александр. – Или это твой Руслан тебя обманул?
- Чего? В чем? – недоумевала Влада.
Вместо ответа Александр поднял вверх правую руку, покрытую уродливым рубцом. Девушка ахнула. Она поняла, отчего юноша кажется ей знакомым. Влада вспомнила то, как над ней склоняется мужское лицо с сине-серыми глазами, пшеничными усами и бородкой в обрамлении светло-русых волос. Лицо Александра. И кто-то говорит его голосом:
- С тобой все хорошо?
Влада молчала, пытаясь понять и принять крушение ее идеала. Говорил же внутренний голос: люди ничего не делают просто так! Почему же она его не слушала?
- Черт! - вдруг сказал Александр. – Мне уже давно пора. Ну, я понял, что с тобой все отлично, и в моей помощи ты больше не нуждаешься. Но, если вдруг моя помощь все же потребуется, вот как ты можешь меня найти.
Он бодро рассказал, где находится его дом. Коротко кивнул и с грустной улыбкой направился к окну. Сейчас этот юноша чем-то походил на побитую хозяином собаку, которая скулит от боли, но все равно ластится. Так и Александр, встреченный яростным негодованием и черной неблагодарностью со стороны Влады, вновь предлагал свою помощь. Такая непонятная самоотверженность тронула девушку до слез, но также вызвала глубокое и весьма заслуженное уважение.
- Александр, - проговорила она хриплым от сдерживаемых рыданий голосом. – Спасибо тебе.
Юноша, уже сидящий на подоконнике, обернулся и широко-широко улыбнулся. Потом махнул рукой и соскользнул вниз по веревке. Влада тоже улыбнулась, глядя на эту заразительную улыбку, и подумала, что жизнь не так уж и сурова. Если отнимает одних хороших людей, то тут же дает других.
Девушка еще немного посидела на лавке, оставаясь под впечатлением от простой доброты Александра, который говорил со служанкой, как с равной, и просто решил узнать, хорошо ли все с ней после ужасного удара плетью, входящего в наказание воровки, которое тоже прервал этот юноша. Таких людей, которые действуют под давлением чувств и эмоций, а не движимые холодным расчетом и стремлением к своим целям, людей, часто довольно нелогичных, Владе встречать не приходилось. Рассматривая поступок Александра, девушка также испытывала к нему благодарность, но мучительного желания отблагодарить юношу, как в случае с мошенником Русланом, не возникало. С Александром, несмотря на его импульсивность, все вокруг воспринималось как должное, и возникало ощущение спокойствия и вера в то, что все в мире сложится самым лучшим образом. О таком друге, как он, Влада могла только мечтать.
Но, как известно, негативные переживания в жизни человека преобладают. Влада недолго предавалась приятным размышлениям на тему человеческого характера. Вскоре ее мысли перекинулись на Руслана и наполнились злостью. Девушка перебирала в голове все его поступки и вновь как с утра не могла найти в них логики и какого-то личного мотива. Это раздражало ее сильнее всего. Влада снова и снова думала о нем, все больше распаляясь. Девушка вскочила с лавки и стала судорожно ходить по комнате, размышляя о том, как же отомстить обманщику Руслану. Кто знает, до чего бы она додумалась, но тут она на его беду (или на счастье, как посмотреть) увидела в окне Руслана, подходящего к зданию.
Юноша приветливо улыбнулся, подойдя к окну. У, гад! Как он может спокойно улыбаться ей, так гнусно обманутой?! Но, впрочем, на своем веку Влада повидала и более отвратительных людей, поэтому пересилила себя и бросила вниз веревку. Руслан проворно вскарабкался по ней вверх и спрыгнул с подоконника.               
- Привет, - сказал он, устраиваясь на лавке.
- И тебе доброго утречка, - сладко-сладко отозвалась Влада.
- Прости, пожалуйста, что вчера не пришел и не предупредил, но я не мог вырваться – Смольный все время следил за дверью. Не понимаю, как я смел ему угрожать! Сейчас мне страшно попадаться ему на глаза. Но это еще не самое худшее! Мне столько нужно тебе рассказать! Ты же послушаешь, да?
Девушка медленно кивнула, опять пересиливая мощный прилив ярости. Зубы он ей заговаривает!
- Так вот, - продолжал юноша. – Значит, мы отправились служить Берестову, одному боярину. Только он на боярина совсем не похож – молодой, ему чуть больше двадцати, отдает предпочтение всему европейскому: механизм у него есть, часы называется, тот европейский, одевается хоть и в русскую одежду, но словно подбирает ее по европейской моде, а усы-бороду сбривает по европейскому обычаю. Сам он всю жизнь в Польше прожил, а сейчас зачем-то в Россию вернулся. Ну разве все это не подозрительно? А к этому еще кое-что можно добавить. Так вот, часы эти меня жутко заинтересовали – красивые-красивые, всю жизнь бы смотрел. И когда этот Берестов их показывал, я попросил на них поближе взглянуть. Он дал, да только почти сразу же забрал. И мне захотелось еще их в руках повертеть. Значит, ушел Берестов, а я, дурак этакий, пролез за часами к нему в комнату. Думал, найду, а оказалось, что часы всегда при нем. Но это не все еще. Когда я в комнате искал, послышались в коридоре шаги. Я испугался и залез в огромный сундук. В комнату вошел Берестов вместе с каким-то важным бородатым дядькой. Начали они говорить… А говорили о свержении царя и приглашении на царствование польского королевича. Говорил в основном Берестов, а дядька, который на самом деле был боярином, молчал и только потом спросил, нет ли в комнате шпионов. Я аж дышать перестал от страха! Но Берестов отмахнулся и предложил говорить на польском, а потом почему-то переменил решение и вытолкал дядьку из комнаты. А у меня к тому моменту жутко шея затекла и сама собой дернулась, и я ударился затылком. Я так испугался, просто не передать словами! Представлял ужасные картины, мол, крышка поднимается, Берестов выдергивает меня за ухо, уличает в шпионаже и с позором выгоняет. Но обошлось. Он ушел, громко стуча сапогами. Я счел, что это было довольно странно, ведь Берестов показался мне довольно наблюдательным человеком. Спустя некоторое время, я вылез из сундука и направился к себе в комнату. Я был очень осторожен и незаметно смотрел назад и по сторонам. И что ты думаешь? Я увидел за поворотом Берестова – далеко вперед выдавался нос его кожаного сапога. Но я ничем не показал, что заметил слежку – просто ушел к себе в комнату и стал анализировать факты. Правда, у меня ничего не получилось – я был слишком возбужден. И я отправился к тебе, надеясь, что ты сможешь мне чем-то помочь. Скажи, Влада, что ты думаешь насчет всего этого?
Руслан внимательно посмотрел на девушку, ожидая ответа. Влада сердито сжала кулаки. Этот ужасный мошенник еще смеет просить у нее совета в каких-то своих проблемах! Она уже хотела уличить его в гнусном обмане, но, казалось, ее ответ вовсе не требовался.
- Знаешь, - продолжал юноша, в возбуждении вскочив с лавки и расхаживая по комнате. – Есть у меня одно предположение. Он же из Польши недавно вернулся, ведь так? И вместо нашего царя он хотел же польского королевича поставить, да? Напрашивается вывод, что он может быть польским лазутчиком, который к тому же является здесь уважаемым боярином. Это же огромное влияние! Другие бояре легко могут поддаться его уговорам даже вопреки интересам страны, а среди черни очень много недовольных нынешним царем. Только они, скорее всего, хотят видеть правителем Тушинского вора, а бояре – польского королевича! Я даже не знаю, какой из вариантов хуже! Москва застыла между двух огней, и, быть может, судьба России зависит только от меня одной!
Влада, уже готовая перебить Руслана самым невежливым образом, замерла.
- Что? – переспросила она. – От тебя одной?
Руслан замялся, забегал глазами по сторонам и даже чуть-чуть побледнел.
- То есть, одного, - наконец ответил он. – Я оговорилась… В смысле, оговорился.
Они оба непонимающе посмотрели друг на друга. Вдруг Руслан не выдержал, отвел взгляд и громко вздохнул.
- Я больше так не могу! – воскликнул он. – Влада, ты так хорошо ко мне относишься! Ты должна знать. Понимаешь, я не была с тобой до конца честным, то есть честной. Никакой я не Руслан. Меня зовут Руслана, я девушка семнадцати лет от роду. На мою деревню напали разбойники, моя мать мертва. Я сбежала в Москву и устроила этот маскарад, чтобы найти отца, но он уехал, и меня препоручили Смольному, а потом я встретила тебя. Все так закрутилось… Прости меня, пожалуйста. Я не могла иначе.
Влада сидела и слушала с каким-то онемением в душе. После разговора с Александром девушка хоть и очень разозлилась на Руслана, но все же глубоко в душе надеялась, что он объяснит ей свой обман и найдет ему какую-нибудь убедительную причину. И она бы сказала юноше, что любит его… Но что же получилось на самом деле? Руслан оказался Русланой. Она влюбилась в девушку! Даже смешно. Но как же стыдно! Эта проклятая Руслана ответит за ее позор!
- Значит, еще один обман? – хрипло сказала Влада. – Но тебе-то какая разница? Одним больше, одним меньше… Всем плевать на чувства какой-то служанки. Но разве я обычно жду от жизни большего? Нет. Я не надеюсь на доброе отношение. Я знаю, что все в мире хотят либо поиздеваться, либо достичь каких-то своих целей. Ну, или им все равно. Обычно я это знаю и заранее предугадываю обман. Но ты с самого начала появился в моей жизни в силуэте героя. Сначала заступился, потом хлебом поделился, а затем вообще неслыханно – спас от наказания воровку и выходил. Да только оказалось, что меня-воровку вовсе не ты спасла, а совсем другой человек. А ты, вместо того, чтобы указать на него, чужие заслуги себе приписываешь. На что ты рассчитывала? На то, что я, очарованная и сраженная твоими поступками, упаду к твоим ногам, а потом ты скажешь правду, и я могу совершить что-то очень забавное? Так ты хотела?
Каждое ее слово было для Русланы, как удар плети. Чем больше говорила Влада, тем мрачнее становилось лицо Русланы. Под конец у нее в глазах блестели слезы, а нижняя губа была закушена, чтобы не расплакаться.
- Прости меня, пожалуйста, - прошептала она. – Честное слово, все то, что я сделала, я сделала для тебя. А тогда, когда я взяла на себя чужие заслуги, я просто не хотела, чтобы ты волновалась, ведь тогда ты была больна. Я очень виновата, что не была с тобой честной, но, клянусь, вся моя ложь была оправдана.
Влада, сначала полная злобного удовлетворения, растерялась. Может Руслана не такая уж злодейка?.. Но девушка подавила эту мысль и с новой силой бросилась в волны гнева и ярости.
- Мне все равно, какую цель ты преследовала и почему ты меня обманывала, - воскликнула Влада, вскакивая с лавки. – И мне ничего от тебя не нужно. Просто захотелось высказаться. Напоследок. И еще чтобы ты знала, из-за чего я ушла. А то люди будут говорить какую-нибудь ерунду про меня. Пусть лучше тебе косточки перемывают. Прощай, надеюсь, больше не увидимся!
На последних словах она вскочила на подоконник и, зажав веревку руками и ногами, лихо съехала вниз. Руслана дернулась ее остановить, что-то кричала, но у Влады, словно слух отнялся. Коснувшись земли, девушка со всех ног побежала прочь со двора. Слезы застилали ей глаза, дорога терялась в тумане, но Влада не обращала внимание. Ее гнало желание бежать дальше, дальше, дальше…
Девушка никогда в жизни не сказала бы всех тех слов, не будь она на самом краю истерики. Оно и немудрено. Влада всю жизнь отличалась огромной впечатлительностью, а за последнее время произошло слишком много событий, которые значительно нарушили спокойный ход ее тихой размеренной жизни. Ведь, в конце концов, ей было всего лишь семнадцать лет.   
Девушка словно потеряла над собой контроль на несколько часов. Все это время она находилась в прострации, не замечала, куда идет, что делает. Она ни о чем не думала, только механически отмечала мелкие детали.
«Странно», - подумала она, проходя мимо какого-то знакомого дома. – «Из окна веревка торчит… Ой, так это же из Русланиной комнаты!»
Эта безобидная мысль сумела разогнать туман в голове девушки и привести ее в чувство. Влада внимательно посмотрела в открытое окно с веревкой, привлекшей ее внимание. Даже отсюда было видно, что в комнате никого нет. Девушка со стыдом отметила, что она подсознательно хочет вернуться и попросить прощение у Русланы. Вот еще! Никогда-никогда! Мосты уже сожжены…
Влада, наконец, вынырнула из собственных переживаний и, оглядевшись по сторонам, с удивлением обнаружила, что солнце давно уже миновало зенит и, хотя до заката было еще далеко, чувствовалось, что день кончается, и пора уже потихоньку собираться домой. Девушка вдохнула воздух, полный послеобеденного зноя, и зябко поежилась, вспомнив прохладу от темной, глубокой воды. Влада словно опомнилась, все  блужданья появились у нее перед глазами, и она сама удивилась, что успела сделать такой большой круг по городу.
Девушка вздохнула и пошла дальше бродить, потому что именно при ходьбе ей удавалось придумать выход из сложившихся неприятностей. Но сегодня волшебное средство отказывалось работать. А солнце неумолимо клонилось к закату.
Влада шла, опять не глядя по сторонам. Ею целиком завладела мысль о предстоящем ночлеге. Стоило подумать о том, чтобы провести ночь на улице, как по спине пробежал холодок. А денег у нее не было, что называется ни гроша. Еще, конечно, можно было вернуться на постоялый двор, но Смольный убьет ее, когда придет утром проверять работу заведения. Ах, что же делать?
Вдруг девушка заметила, что прошло много времени, и небо из голубого превратилось в светло-оранжевое. Влада за это время отошла довольно далеко от постоялого двора. Девушка, за два месяца успевшая неплохо изучить Москву, поняла, что находится в районе поселения довольно зажиточных людей. О том же свидетельствовали добротные деревянные заборы, высокие, иногда даже двухэтажные, усадьбы с резьбой над дверями и слюдяными пластинками в окнах. Тут Влада вспомнила, что Александр, ее недавний спаситель, живет где-то здесь. Он обещал ей любую помощь, ведь так? Быть может, он подскажет ей, как выпутаться из этой ситуации и даст чего-нибудь поесть. Девушка не ела нормально уже несколько дней и временами у нее от голода кружилась голова. В какой же забор постучать? Александр рассказывал, как найти его дом, но после всех переживаний Влада напрочь забыла все его указания. 
Проходя мимо одного забора, девушка увидела выходящего человека. Все в нем выдавало преданного слугу – и походка, и выражение лица. Влада всегда доверяла таким людям и решилась спросить у него, как найти Александра.
- Извините, - начала она слегка дрожащим голосом. – Вы не знаете, где находится дом Александра Залесского?
Вопрос был задан со спины, и поэтому мужчина уже начал что-то говорить, не видя девушку, а когда развернулся и увидел, то резко замолчал и посуровел в лице.
- Ишь, ты! – возмущенно воскликнул он. – Уходи отсюда! Здесь дома приличных господ, а не кабаки для всякого сброда! Ишь, Александра Залесского ей подавай!
Мужчина смерил ее презрительным взглядом и ушел по своим делам. Влада чувствовала себя просто ужасно. Она бы зарыдала, если бы не выплакала сегодня уже все свои слезы. Тяжелый вздох, и девушка отправилась искать дальше у кого бы спросить про Александра, справедливо решив, что хуже уже быть не может, а помощь ей очень нужна.
К соседнему забору шла мелкая девчушка лет десяти с ведром в руке.
- Эй, - ласково обратилась к ней Влада. – Ты не знаешь, где тут живет Александр Залесский?
- Знаю, - моргнула смышлеными глазками девчушка. – Вон в том доме. А ты чего такая страшная?
Девушка удивилась и посмотрела на свое отражение в ближайшей луже. М-да, дневные путешествия сказались на ней не самым лучшим образом – на лице было несколько огромных серых пятен, волосы потемнели от пыли. Теперь было понятно, почему тот слуга прогнал ее с таким гневом. Он принял ее за грязную попрошайку.
- Дай, пожалуйста, немножко воды зачерпнуть, - попросила она у девчушки.
Та жалостливо кивнула и поставила ведро на землю. Влада зачерпнула воды и умылась, а мокрыми руками провела по волосам. Ну, так-то лучше!
Она поблагодарила девчушку и только теперь обратила внимание на дом Александра. Это был тот самый дом, из которого ее прогнал преданный слуга. Сейчас Влада поняла его гнев. Ну, хорошо, что он ушел.
Девушка набралась решимости и зашагала к деревянному забору, такому же, как и все вокруг. Толкнув легко отворившуюся калитку, она вошла во двор. Никто не кинулся ее выгонять, и Влада спокойно поднялась на крыльцо. Девушка решительно постучала, не давая себе возможности вновь терзаться сомнениями. Сначала в небольшой и уютной усадьбе в один этаж было очень тихо. Потом раздался крик:
- Василий!
 Влада еще очень долго ждала, пока, наконец, за дверью не раздался звук шагов. Дверь распахнулась, а на пороге стоял Александр.
- Влада! – спросил, сильно удивившись. – Что ты тут делаешь?
Девушка ничего не ответила и шагнула внутрь. Тут у нее из глаз вновь полились, казалось бы, уже кончившиеся слезы, ноги подкосились, в глазах потемнело, и Влада рухнула в объятия юноши.
- Влада, что с тобой? – спросил Александр. – Ну же, перестань. Все будет хорошо. Давай в комнату зайдем, а?
Девушка кивнула и усилием воли заставила себя успокоиться. Юноша взял ее за руку и провел в комнату. Но ее спокойствие продолжалось недолго. У Влады из глаз опять потекли слезы, и в точности повторилась сцена, произошедшая у двери минуту назад. Александру удалось усадить девушку на лавку. Он ни о чем не спрашивал, только легонько поглаживал плачущую девушку по спине и шептал какую-то успокаивающую бессмыслицу. Наконец, Влада перестала лить слезы и поведала Александру свой рассказ, то и дело прерывающийся всхлипами, вздохами и шмыганьем.
- Помнишь Руслана? Который меня к себе забрал?– начала она и продолжила после утвердительного кивка. – Оказывается, он меня много раз обманывал. Начать с того, что он не Руслан, а Руслана. И она ничего не говорила мне все время, а сегодня вообще пришла совета просить. Говорит, что Берестова, боярина, при котором она состоит, подозревает в шпионаже на Польшу. И до того разволновалась, что в одном слове окончание перепутала. И кончился весь маскарад. Я ей про другой обман рассказала… В общем, поругались мы сильно. И я убежала. Весь день по городу бродила словно умалишенная. Сейчас вот очухалась и стала думать, где ночевать. На постоялый двор, где я служанкой работала, вернуться не могу – очень меня ненавидит управляющий… А еще я несколько дней вовсе не ела. Ты же мне любую помощь предлагал, ведь так? Тогда нет ли у тебя чего-нибудь поесть?
Александр улыбнулся и кивнул.
- Пойдем к столу, - сказал он. – Сейчас я вытащу горшок. Слуга у меня всего один, да и того я сегодня отпустил. Каша вот есть теплая.
Они подошли к столу и печи. Юноша достал из печки горшок и усадил Владу за стол. Девушка схватила лежащую на столе ложку и принялась наяривать пшенную кашу. Вскоре она насытилась.
- Спасибо тебе, большое, - сказала она, глядя на него виноватыми глазами. – Если бы не ты, я… Спасибо.
- Да пустяки, - махнул рукой Александр. – Я вот что хочу спросить. Руслана твоя точно называла фамилию Берестова и точно подозревала его в шпионаже на Польшу?
Влада утвердительно кивнула и зевнула.
- За все время нашего знакомства я поняла, что Руслана очень внимательна и слов на ветер не бросает, - пояснила она.
- Эге, - протянул юноша. – Да ты, верно, спать хочешь? Пошли, есть тут одна пустая комнатка.
Они подошли к какой-то двери.
- Раньше это была комнатка служанки, но потом она ушла. С тех пор туда никто не заходил. Ну, располагайся и спокойной ночи, Влада.
- И тебе, - вновь зевнула девушка.
Она зашла в темную комнату и нащупала у правой стены лавку, накрытую чем-то мягким. Едва она легла и закрыла глаза, как тотчас же провалилась в сон.               


Рецензии