Как поймать шпиона. глава семнадцатая

18 июля 1610 год.

Жизнь для Влады была просто великолепной. Никогда она не была так счастлива, как в эти несколько дней, даже несмотря на некоторые ссоры и свой побег из дома Александра. Но в те моменты она просто не смогла сдержаться! Юноша неожиданно стал таким, как посетители таверны, как Смольный, как все. Пропало то ощущение спокойствия, когда находишься рядом с ним, так поразившее ее при их первой встрече. Эта вспыльчивость и огромный запас злости, вывалившиеся ни с того ни с сего на несчастного слугу возмутили девушку до глубины души. И она возразила ему. Выгоняя ее, он ждал, что она немедленно извинится, но гордость и принципы вновь подсказали ей правильный путь. Даже без Сухопутова она бы покинула этот дом. Мысль о Виталии Григорьевиче пришла ей уже на улице. И оказалась весьма удачной. Там ее искать он и не подумал. Но само то, что он отправился ее искать, было довольно красноречивым доказательством того, что он злился недолго и ошибки свои стремился исправлять. Ну, еще того, что она небезразлична ему. Эти факты, особенно последний, грели душу Влады и успокаивали ее. На следующий день было еще кое-что куда более невероятное. В запальчивости дав слово, Александр не отказался от него и стал мыть посуду. Удивительно, что он вообще пошел на это, с его-то гордостью! Но они работали вместе. И тогда он открыл ей свое сердце, а она тоже поняла, что он ей невероятно дорог! В самом деле, девушка уже привязалась к нему и не представляла себе иной жизни. Именно такой была ее вечная мечта – тихое счастье рядом с тем, кого она любит! И вчера юноша обнадежил ее, обещал, что мечта эта сбудется. Не доверяя сразу своему счастью, сегодня она потребовала его снова все это повторить, и он повторил!
И сейчас Влада сидела на кухне и зашивала одну из рубашек, которую ей подарил Виталий Григорьевич. Ткань была хорошая, но все-таки старая, и некоторые работы были просто необходимы. Девушка была счастлива от того, что ждало ее впереди. Но любопытство о том, что же было нужно Руслане от Александра, очень сильно отвлекало. Когда она привела Руслану, то та сразу заговорила о деле, а Александр, все поняв, закрылся с ней в комнате. Это как-то настораживало. Владе это совершенно не нравилось. Не то что бы она ревновала,… хотя да, она несколько ревновала. Но любопытство было сильнее. Поэтому она прокралась к двери и стала подслушивать. Не про какую ревность не было и мысли – за дверью шел ожесточенный спор. Из разговора ей стало ясно, что речь идет о Берестове – шпионе, которого Александр арестовал утром. Влада многого не поняла, но было ясно, что Руслана защищала его, причем довольно яростно и даже с какими-то доказательствами. Влада была удивлена резкой переменой ее отношения к этому человека. В прошлый раз она видела его врагом. Что же повлияло?
Влада слушала ее рассказ очень внимательно. Она без конца твердила о невиновности Берестова. Убежденность ее голоса, твердость интонации и какая-то бессознательная вера в него – вот что услышала Влада. Руслана была честной и умной. Чтобы добиться ее полного доверия в таких некрасивых обстоятельствах, Берестов должен был совершить невозможное и хоть как-нибудь правдоподобно объясниться. Такие вещи не могли пройти мимо Влады. Продолжая прислушиваться к разговору за дверью, она решила сама расспросить Руслану обо всем этом. Та, конечно, не воспринимала ее всерьез, но кто знает, вдруг Руслана действительно права и Берестов невиновен? Александр, даже если и поверит ей, никогда в жизни не признается, а уж тем более не сделает ничего для своего врага.
Словно в ответ на ее опасения, Руслана за дверью начала извиняться и буквально молить о помощи, а Александр не отвечал ни слова. Сострадательная Влада уверилась, в том, что Руслана говорит правду. Никаких рациональных признаков для этого не было – Влада лишь чувствовала. И верила ей.
Руслана же продолжала упрашивать, а Александр молчал. В итоге она едва не сорвалась на крик, а затем успокоилась. Через минуту раздался тихий смех, а затем все смолкло. Тут послышались шаги юноши и его голос, укоряющий Руслану. Из этого сбивчивого монолога Влада поняла, что и на него произвели впечатление мольбы их гостьи. А может, что-то он знал до этого. Ясно одно - судьба Берестова была ему небезразлична, и он, в общем-то, не хотел его смерти или заключения в тюрьму. Но вместе с тем он сомневался в нем и боялся, что он предаст их. И именно эта нерешительность мешала ему спокойно жить все это время. А тут еще Руслана напоминает ему об этом. Владе стало жалко и Александра, который мучился душевными терзаниями.
Неизвестно к какому дальнейшему выводу Влада пришла бы в своих наблюдениях, но тут из комнаты раздался крик Александра. Он звал ее. Влада быстро вошла в комнату. Руслана сидела на лавке, плакала, смеялась и что-то бормотала одновременно. На лицо истерика. Влада с упреком посмотрела на юношу, мол, до чего бедняжку довел? Но он не видел – глаза были опущены в пол, а во всей позе читалась напряженность и задумчивость. Не трогая его, девушка взяла Руслану за руку и повела в свою комнату. Там ей удалось уложить ее на лавку и при помощи нехитрых методов мало-помалу успокоить. Она уснула. Влада уже хотела свободно вздохнуть, но тут из-под век девушки потекли слезы. Влада вздрогнула. Господи Боже, неужели Берестов так важен для нее? Или она плачет не только из-за него?!
Увы, никто не мог ей ответить. Но слезы Русланы прекратились также быстро, как начались. Теперь она спала спокойным крепким сном. И тогда Влада рискнула оставить ее. Тихонько прикрыла дверь, прошла вглубь комнаты. Там было пусто. Значит Александр все еще у себя. Она была преисполнена решимости поговорить с ним обо всем этом. Убедить его поверить Руслане и попытаться помочь Берестову. Вот и дверь. Приоткрытая. Юноша сидит на лавке и смотрит в одну точку.
Влада шире открыла щель. Дверь скрипнула. Он повернул голову и вопросительно посмотрел на нее. Под этим взглядом Влада едва не стушевалась, но собрав остатки мужества (ради правды, ради Русланы), сказала:
- Я хочу поговорить с тобой.
- О чем? – голос тускл и безжизнен. Жуткий голос.
- О Берестове, - противясь глупому желанию убежать и спрятаться, продолжала борьбу она. – Расскажи мне все. Я знаю, ты мучаешься. Я многого не пойму, но если ты расскажешь все, то станет легче и проще.
Он усмехнулся:
- Ну что ж, если ты так хочешь это знать, то Виктор Берестов – это просто Виктор Берестов. Наследник богатого имения.
- И это все?
- Все.
Влада была просто поражена. Неужели они все считали ее такой наивной или такой глупой?
- Ну уж нет, я не глупышка, которая не замечает и не знает ничего. Ты говорил, что арестовал Берестова не более чем несколько часов! Как же ты мог арестовать настоящего знатного боярина?
Под ее упрекающим и недоумевающим взглядом Александр сдался. Он понял, что она не отстанет. И он рассказал ей все, начиная от первой встречи с Берестовым и заканчивая разговором с Русланой. Про многочисленные слежки, стычки, подозрения, взаимную помощь, странные сомнения, Волкова и его месть, и даже про сон. Он говорил и говорил, в его словах и глазах легко читались все его чувства и эмоции: сомнение, честность, сострадание и их борьба со страхом и недоверием.
Влада была поражена. Столько противоречащих друг другу фактов! Неудивительно, что Александр так себя вел. Казалось, проще всего выгнать Руслану и не делать ничего, но все внутри восставало против такого решения! Для Влады, с ее верой в людей, которая все равно прорывалась сквозь ее материалистическую философию, выход был один:
- Мы должны ей помочь вызволить Берестова. 
- Но почему?! – Александр непонимающе посмотрел на нее. На лице отражались отчаяние и нерешительность.
- Ну, во-первых, - начала Влада. – Посмотри на нее. Она ненавидела Берестова при нашей последней встрече. Он сделал что-то, что убедило ее в его благородстве. А Руслану трудно провести! Она хитрая и изворотливая, все фокусы сама знает. Она верит в него!
- Ну, это совсем не доказывает того, что он достойный человек, - покачал головой Александр. – Может, они в сговоре. Она хочет просто заполучить его деньги.
- Нет, если она бы посмела сделать это, то уже сбежала бы с тем, что есть.
- Ну, тогда он настолько охмурил ее, что смог развеять все ее сомнения на свой счет.
- Нет, не с Русланой. Даже в пылу чувств она не теряет головы и наблюдательности. Ее бы он не обманул.
- Да что ты заладила – Руслана то, Руслана это! Неужели ты ее так глубоко изучила?
- Я ее знаю, - просто ответила девушка.
Александр лишь вздохнул и предложил:
- Давай представим иначе. Возьмем Берестова и постараемся оценить его поступки, учитывая все факты, - дождавшись ее кивка, он продолжил. – Во-первых, он был польским шпионом. Во-вторых, он настоящий Виктор Берестов. В-третьих, сейчас он тюрьме. Вопрос: нужно его спасать? Ответ: нет. Почему? Потому что работал на другое государство. Он заслуживает наказание, будь он хоть самим царевичем Дмитрием!
- Ты все предельно упрощаешь! Вопрос другой: хороший ли он человек, достойный ли спасения? Про шпиона. Между прочим, сейчас идет война с Польшей, и нашу судьбу уже решают не секретные сведения или расположенность власть имущих, а умелость и количество войск. Поэтому, по сути, он не нанес нам никакого вреда! Идем дальше. Когда вы встретились с  бандитами, между прочим, он первый помог тебе. Если бы он был таким подлецом, как ты говоришь, то мигом бы бросил тебя. А теперь про Волкова. Ведь он арестовал Берестова отнюдь не из-за того, что он шпион, а потому что он Берестов. Если бы он им не был, то Волков не сделал бы этого из-за отсутствия доказательств. А он сделал это в личных целях, из чего получается, что Берестов – жертва, которой нужно оказать помощь.
Александр был поражен. Она поразила его своими аргументами.
- Влада, просто невероятно. Ты так складно и логично говоришь. Я не ожидал, что ты такая наблюдательная. Знаю теперь, где, если что, искать совет, - он усмехнулся, а потом спросил. – А вот что ты сама думаешь?
- Я считаю, что каждый человек, какую бы ужасную ошибку он не совершил, заслуживает шанс ее исправить. Я считаю, что каждый, кто нуждается в помощи, должен ее получить. Я считаю, что подлецы не поступают так, как поступал Берестов!
Александр несколько минут странно смотрел на нее, а потом прижал к себе и легонько поцеловал волосы, приговаривая:
- Мое сокровище…Никому не отдам, - а затем, отстранившись, продолжил. – Я не знал, что кто-то может так верить. Быть таким добрым и милосердным. Твоя любовь внушает мне надежду, что я не настолько ужасен и смогу исправиться…
- О, Александр! – воскликнула она и прижала пальчики к его рту. – Не говори ничего. Ты самый лучший. Мне больше ничего не надо…
Их лица были очень близко. В глазах читалась взаимная любовь. Тогда он спросил:
- Если даже я соглашусь, что Берестова стоит спасти, то как мы это сделаем?
- Очень просто, - с напускной уверенностью заявила Влада. – Ты скажешь, что пришел от Волкова, чтобы вести еще один допрос. Войдешь внутрь, поговоришь с ним, дашь ему приличную одежду, а затем под каким-то предлогом выйдешь, оглушишь ближайшую стражу и скроешься вместе с ним.
Этот сумбурный план только что родился у нее в голове, но так как ничего лучше не было, то пришлось предложить его, чтобы удержать свою победу. Александр будто понял и ничего не сказал. Вся его фигура будто бы говорила: нужно поразмыслить. Девушка оставила его и хотела уже уйти к Руслане, как раздался стук в дверь. Кто бы это мог быть?
- Кто там? – спросила Влада, подходя к двери.
- Слуга от Николая Волкова к Александру Залесскому с чрезвычайно важными известиями!
Она открыла дверь. На нее обрушился шум дождя и бури, а следом забежал юный паренек. Александр как раз увидел его и вопрошающе посмотрел. Паренек не выдержал и объявил:
- Мой господин умирает! – все вздрогнули. – И желает срочно вас видеть!
Юноша лишь кивнул и поспешил за мальчиком. Вскоре он ускакал на лошади, а мальчишка поплелся вслед. Влада проводила их взглядом из дверного проема, а потом задвинула щеколду. Смерть – это всегда плохо, даже такого ужасного человека, как этот Волков.
Вдруг из комнаты вышла Руслана. Ее лицо посерело и как-то осунулось. Она спросила:
- Александр что-нибудь говорил мне?
Было видно, что она не хочет открываться ей, но нетерпение разъедает ее со всех сторон.
- Он рассказал мне все. Я верю тебе, - отвечала Влада. – И попыталась убедить его. Но он никогда не говорит ничего определенно. Я не могу тебе ничего обещать. Мне жаль…Сейчас его нет дома, он уехал по делу…
- Да, я слышала, - перебила она.
Наступило молчание. Девушки думали о будущем, и каждая о разном. Но все зависело от Александра, от его решения – спасти Виктора или нет. Для одной речь шла о смысле всей жизни, для другой – лишь о уважении к конкретному человеку. Но неизвестно, кто бы из них стал несчастнее, лишившись этого.


Рецензии