Ко мне, Мухтар!

Сколько поколений домашних животных - собак и кошек в своем деревенском дворе я пережил? Но сегодня о собаках. Был у нас Жучок, была собака крупной азиатской породы по кличке Арно. Было много ещё других собак разных пород: мелких, крупных, не породистых, дворняжек. Шарик, Дружок, Полкан, всех не вспомнить. Но ближе к юношеским годам запомнились две собаки. Одна небольшая, имя ей дали мои родители: Дамка. Порода для нас неизвестная, величиной небольшая. Маленькая интересная, ласковая. Но вот она стала взрослеть, начала проказничать: ей понравилось мясо кур. Тогда ещё куры ходили спокойно по всему двору, и наша Дамка ждала, когда зазевавшаяся курочка окажется в поле её свободного перемещения, ограниченного цепью. Как только расстояние сокращалось до броска, тут же птица оказывалась в её цепких когтях. В общем, настоящая охота на птицу. Собаку воспитывали, наказывали. Разорванную птицу отбирали, обрабатывали. Тушку использовали для приготовления обеда, если успевали вовремя отобрать. Позже мы отгородили птичий двор от нашего окультуренного участка между домом и помещением летней кухни. Но курица – птица неуёмная. Если ей захочется попасть во двор, она любую преграду преодолеет. И опять неприятность: растерзанная курочка. Как бы Дамку не отучали от такой дерзости – ничего не помогало. Её пришлось усыпить. В нашей местности провинившихся собак усыпляли с помощью охотничьего ружья шестнадцатого калибра.
Следующий пёс появился через пару месяцев. Отец принес щенка – подарили коллеги по работе.
Здесь хотелось бы сделать лирическое отступление. За эти два месяца на нашей улице случилось ЧП местного масштаба. В деревне были случаи воровства кур. Кто-то заберется ночью в курятник, всех кур прямо с насеста бросит в мешок и поминай, как звали. Куры в темноте, видимо спросонья, молчат. А в мешке уже и подавно голоса не подашь. Хозяева поутру открывают курятник - выпустить птицу на волю и покормить, а птицы нет.
Однажды в этот период – без дворового сторожа, то есть собаки, я ночью шел домой. В клубе показывали кинофильм, затем танцы, позже где-нибудь посиделки с ребятами. Домой пришлось шагать одному. Время после двенадцати. Тишина. Кое-где на столбах еще остались фонари. Я заметил, что впереди кто-то идет. Метров за сто не определишь личность, но видно, что это не молодой человек, а мужчина невысокого роста. Он повернул на нашу коротенькую улицу. Я прибавил ходу и при повороте на эту же улицу успел заметить, что человек свернул к нашему дому. Перелез через невысокий забор и быстренько прошагал за тыльной стеной дома вглубь двора. Он не знал, что на белом фоне стены его хорошо видно. Благодаря моему ускорению расстояние между нами сократилось. Когда я сравнялся с домом, заметил, что он уже подошел к нашему туалету. Во всех дворах туалеты (да и по сегодняшний день) были за домом. Он же не знал в потёмках кто я, и что тоже иду в этот двор. Я вошел во двор через ворота, прошел вокруг дома и приближаюсь к туалету со стороны двора. Конечно, состояние не назовешь спокойным. Кто там спрятался, зачем он сюда в наш двор пробрался. Даст палкой по лбу и сиди, радуйся. Я занимался спортом, считал себя крепким парнем. Поэтому смело шел навстречу неизвестности, хотя внутренний мандраж ощущал всем организмом. Мои шаги были слышны. Я приближаюсь к туалету. Знаю, что за ним стоит человек. Время около часа ночи. Психологическое напряжение зашкаливает. Чтобы, видимо успокоить самого себя и испугать чужака, я тихонько напеваю какой-то мотив. Когда оставались считанные шаги до места, этот человек выскочил из укрытия, подбежал к забору, перемахнул через него и убежал. Фонарь горел на нашей улице, но рассмотреть и опознать его я не смог: темновато было. В то время все жители деревни знали друг друга. Приезжих не было. Все рождались и умирали здесь. Частично молодежь, конечно, ехала в город. Но все сельские жители кроме молодых были здесь.
Рано утром стало известно, что у соседа ночью украли всех кур. В деревне утро начинается рано. Как только я проснулся, мне об этом сообщили родители.
- Ты во сколько пришел домой, никого не видел ночью на нашей улице? - Тут я сразу же вспомнил о ночном посетителе.
- Как же «не видел», видел! Я даже его прогнал с нашего двора. – Я все подробно рассказал уже всем, кто собрался по такому случаю. Решили, что вор приходил именно к нам, потому что у нас в то время не было во дворе собаки. Так как я его вспугнул, он пошел к соседу. У них собака во дворе. А в курятник можно было пробраться со стороны переулка, не заходя во двор. Его дом угловой.
Был у нас мужичок, Вася Пахом (видимо кличка) которого многие подозревали в таких проделках. Но поймать с поличным его не смогли. И по телосложению он был похож на нашего посетителя. У меня все спрашивали, не похож ли вчерашний человек на потенциального вора? Да, он был похож, но я сомневался и не высказал однозначно своего мнения, поэтому никто не осмелился идти и проверять наличие у него чужих курей. Если бы хоть одна курица или петух смогли заговорить или закудахтать: «Это мы, мы! Заберите нас отсюда!». Тогда бы точно доказательства были налицо. Так все решили, что я совершенно случайно спас домашнее поголовье птицы. Правда, получалось, что из-за меня унесли птицу соседа.
Этот случай ускорил события и через пару дней у нас появился маленький пёсик, которому дали имя Мухтар. Собачка росла, исправно несла службу. Кур не трогал. Но гнал со своей территории, потому что они всегда пытались склевать остатки пищи в его миске. Был у него единственный недостаток, который заключался в выражении его чувств к нам. Когда мы подходили к нему на близкое расстояние, он прыгал вверх и пытался лизнуть лицо. Шли годы. Мама кормила пса горячими блюдами. Ему доставались супы, борщи с нашего стола, сдобренные черствым хлебом. В общем, питался, как и мы. Поэтому прожил долгую собачью жизнь. Позже выявился еще один недостаток. Отец очень редко отпускал пса гулять. Это негативно сказывалось на поведении собаки. Вечером отвязали: «Гуляй». Бегает по улице, куда-то пропадает, но все равно возвращается домой. А привязываться не хочет. Отец всяким путями уговаривает его вернуться. Когда пёс наконец пришёл, то получает заслуженное наказание. Чем-то хлестнут его по спине или пнут, чтобы впредь был послушным. В наказание не отпускают его несколько дней. Через некоторое время в надежде, что Мухтар понял свою ошибку, отец опять его отпустит, а тот опять не хочет возвращаться. И так много лет. Прошли годы. Отец умер. Через некоторое время я перебрался домой из Средней Азии. Первым делом стал отпускать собаку гулять ежедневно. Прошло несколько дней и Мухтар, зная, что его завтра тоже отпустят, стал исправно возвращаться во двор и спокойно шел на привязь. Со временем он аккуратно стал появляться в одно и то же время. Эта процедура настолько вошла в привычку, что я мог выйти на улицу, крикнуть ему: «Мухтар, пойдем привяжемся!», и он тут же бежал во двор. Соседи удивлялись:
- Как же ты его приучил, что он так легко идет домой? – я отвечал, что собака умная. Люди вспоминали, как с ним воевал отец и считали, что пёс не мог поумнеть, просто я обладаю какими-то способностями. А секрета не было. Просто он знал, что гулять может каждый вечер, и всегда спокойно возвращался домой. Однажды я провел эксперимент. День шёл на убыль, вот-вот начнет смеркаться. После домашней суеты, работы на приусадебных участках, уборки в хлевах, кормежки домашних животных и птиц соседи сидели на лавочках у своих домов. Мухтар, чувствуя, что скоро позовут домой, как обычно бегал по улице. Я взял ошейник и вышел со двора. Чтобы он меня увидел, я свистнул и показал ему его ошейник. Он, виляя хвостом, побежал ко мне. Соседи были в восторге. Они радовались, что такой дисциплинированный пёс живет на нашей улице.
Позже я уехал работать в другой город, мама переехала жить к сестре. Дом продали. В него вселились алкоголики, которым не то что собаку, себя нечем было прокормить. Мухтар жил без привязи, но ночевал все-таки в своем дворе, в котором вырос и который был для него родным домом. Соседи наши старые подкармливали его. Когда я приехал проездом в деревню, зашел к соседям. Они сказали, что Мухтар прибегал несколько дней назад. Так хотелось его увидеть. Он был свидетелем многих дел, которые свершались в этом дворе, на этой улице. Это было единственное живое существо, которое являлось связующим звеном между прошлым, когда все были еще живы, и настоящим, где уже нет никого из этого двора, родного дома. Хотелось погладить пса, сказать ему добрые слова, угостить чем-то вкусным и попрощаться навсегда. Собачья жизнь ведь короче нашей жизни. Не случилось, не увидел. В следующий мой приезд через полгода о нем ничего не могли сказать. Видимо умер.
Прощай пёс, прощай друг Мухтар. И прости, что не смог тебя взять с собой, чтобы ты рядом прожил до конца своих дней. 


Рецензии
Спасибо за Ваш рассказ, Виктор! Читать интересно!
В деревенской жизни свои правила.

Да, Мухтара Вы особенно помните! Были причины не взять его с собой...
Хорошо, что соседи отнеслись к нему, жалея, и кормили!

Всего доброго Вам!
Вера.

Дочки-Матери   24.04.2024 03:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.