Венок

Виктор Кузьмич с деловым выражением лица, очень сосредоточенный, шел на работу.  Было видно, что не только в кабинете его чернявая голова, покрытая добротной фетровой шляпой, из-под которой выбивались крупные завитки начинающих седеть волос, думала и болела за весь район. Виктор Кузьмич был первый секретарь райкома партии. И когда он шел, все, кто встречался на его пути, вежливо здоровались с ним. А как не поздороваешься - шел хозяин района. Некоторые здоровались заискивающе, подобострастно. Виктор Кузьмич шел с обеда и был в хорошем расположении духа. Он очень любил в хорошую погоду, как говорил он своей жене, «сделать промине». Недалеко от райкома он встретил группу пенсионеров-ветеранов. Те, как старые грачи, громко галдели, изредка взмахивая руками, как крыльями. Виктор Кузьмич первый вежливо поприветствовал старую гвардию. Ветераны довольно дружно, насколько могли, отсалютовали партийному вожаку. Проходя мимо, Виктор Кузьмич прислушался, что говорит народ, массы. До его слуха дошли слова: «Плох Алексей Сергеевич Властьев, очень плох, говорят, не жилец». «Чево, плох. Я сегодня в магазине был, так его соседка, што напротив, говорила, богу душу отдал». «Мужики, сходить надо, непременно». Настроения у Виктора Кузьмича поубавилось. «Вот так оно, раз, и жизни конец».
Придя в кабинет, он вызвал второго секретаря Александра Арсеньевича. Тот был очень исполнительный и аккуратный человек, поэтому долго работал на своем месте.
- Ты вот что. Я услышал, наш ветеран, соратник, участник войны, умер, Властьев Алексей Сергеевич. В общем, возьми ещё человека два, купите венок, сходите. Всё должно быть, как положено в этом случае.
- Всё будет исполнено, Виктор Кузьмич.
- Ну вот, давай действуй.
Прошло часа два. В кабинете, попросив разрешения, вновь появился Александр Арсеньевич:
- Разрешите.
- Да, да. Заходи. Ну что?
- Виктор Кузьмич! Ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!
 Виктор Кузьмич оторвался от записей, приподнял голову, его глаза выражали такое удивление, как будто передним стоял не работник райкома, а марсианин.
- Виктор Кузьмич! Ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!
Лицо первого секретаря стало отображать ещё большее удивление. Его рот приоткрылся,  и стала отвисать челюсть. А в кабинете неслось: Ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!
- Александр Арсеньевич, что такое? Что с вами происходит? Вам «скорую» не вызвать?
Болезненный смех тотчас прервался. Александр Арсеньевич мигом покинул только ему   одному известное состояние. Он с заметной дрожью в голосе сказал:
- Я вам сейчас всё доложу.
И он начал рассказывать, как, взяв двух женщин с отделов, купив венок, пошёл в дом Алексея Сергеевича. Когда они постучали, им никто не ответил. Они открыли дверь. Первым вошёл Александр Арсеньевич, за ним женщины с венком. Войдя с улицы в затемненную избу, они сразу не могли её рассмотреть. А когда присмотрелись, то в углу увидели работающий телевизор, а недалеко от него сидящего мужчину. На нём были старые подшитые валенки, тёплые штаны, душегрейка, на руках - вязанные перчатки, а на голове - шапка. Александр Арсеньевич успел произнести только три буквы: «Здр…». Сидевший на стуле человек по-вернулся. Александр Арсеньевич, а он когда-то служил в разведке, смог быстро справиться с чувствами. А они ударили сильнее, чем прикладом по голове. А вот что произошло с женщинами, точно только им извест-но. Одна рухнула на пол, словно что-то упало на неё. Вторая, что с вен-ком, выскочила на улицу, извергая трудно передаваемые звуки. Александр Арсеньевич быстро придумал своим натренированным  за многие годы умом, как вырулить из этой нелёгкой обстановки. Так, мол, итак, узнали, что болеешь, зашли проведать.
Секретарь слушал. Его фигура со стороны казалась выточенной из очень твёрдого  дерева. Только глаза порой начинали бегать из стороны в сторону. И когда  Александр Арсеньевич закончил свой доклад, изрёк, не находя нужных слов:
- Венок где?
- Под лестницу бросили, - выдавил Александр Арсеньевич.
- Где?
- В райкоме…
А ветеран оказался молодец. Выполз из этой мышеловки, куда загнала его жизнь, и пожил ещё не один годок!


Рецензии