Венгерская сцена электронной музыки. Творчество ве

         Электронная музыка – это направление музыкальной мысли, характеризующиеся синтезаторной работой и космическим звучанием. В данном стиле можно выделить таких немецкие группы и исполнителей как «Kraftwerk», «Ash Ra Tempel», «Ashra» и «Tangerine Dream», Клаус Шульце, Мануэль Гёттшинг, Эдгар Фрезе. Также свою лепту внесла и Франция, которая представлена группами «Space», «Daft Punk» и инструменталистом Жаном- Мишель Жарром. Также можно упомянуть творчество голландской группы «Ayreon», греческого музыканта Вангелиса, японца Китаро, итальянца Джорджо Мородера и работы англичанина Питера Барденса. Однако, в Венгрии также были коллективы и исполнители электронной музыки. Одним из виднейших представителей этого стиля в данной стране был неоклассицист Дьёрдь Лигети. Но в этой статье речь пойдёт не о нём, а о группе «P.R.Computer».
         История коллектива начинается в 1974 году, когда братья Алекс и Андрас Салаи вместе с клавишником Кальманом Матолци основали группу «Panta Rhei», которая стала работать в таких направлениях как джаз и прогрессивный рок, обрабатывая произведения таких классических музыкантов как Бела Барток и Эдвард Григ. Ориентиром же для творчества служили английские коллективы «ELP», «Nice», «King Crimson». Им удалось записать три альбома – «T;rsak k;z;tt / Tal;n» в 1978 году, «Itt van a d;lut;n / Mandarin» в 1979 и «Panta Rhei» в 1980. Но ребятам к 1983 году захотелось внести свой вклад в электронную музыку, вдоволь поэкспериментировав в данном направлении. С этой целью они создают сторонний от группы проект под названием «P.R.Computer», сокращая название старой группы до аббревиатуры и добавляя слово «Computer», чтобы обозначить техногенность музыки. Новый проект отличался составом – если бывшая группа была секстетом, то в данном проекте работало всего трое музыкантов-основателей прежней группы – братья Салаи и Матолци, которые все вместе работали с синтезаторами. Также при создании альбома было задействовано три персональных компьютера – «Sinclair ZX80», «Sinclair ZX Spectrum», и «IPM PC» и специально разработанный для группы интерфейс между синтезаторами и компьютерами под названием «MUSIXB1». Ходили даже слухи, что музыку сочинили не участники проекта, а сами компьютеры, однако этой всё осталось в области рассуждений и фантастики. Получившийся продукт вышел полностью инструментальным, по звучанию похожий на альбом другой электронной группы «Kraftwerk» образца 1981 года. Также стоит отметить, что в электронной обработке были представлены версии таких классических произведений как «Rondo» Бартока и «Toccata» Баха.
            Открывает альбом ласковый массаж «Jol Hangolt Computer (Well Tempered Computer)» переходящий в ослепительное сияние морозного снега на Солнце «Eszaki Feny (Arctic Light)». Довольно глубинный и абстрактный анализ представлен в «Andromeda». Отметим некое короткое баловство в «Impreszio (Impression)». Закрывает альбом мелодичная «Kaleidoszkop (Kaleidoscope)».
            После своего выхода альбом произвёл фурор в Мире электронной музыки, став популярным в Германии, Швеции, Франции, Нидерландах, США и даже в СССР, где он продавался немалым тиражом. Однако, по неопределённым причинам музыканты проекта братья Салаи и Матолци развивать успех не стали и закрыли проект. В дальнейшем, уже под именем их старой группы «Panta Rhei» они выпустили ещё три альбома и продолжают работать по сей день. Жаль, что продолжения венгерской электронной истории не последовало, поскольку возможно Мир увидел бы немало интересных работ этого жанра.



                Владимир Курбалиев


Рецензии