Бабушка Маша

Одним из самых тёплых воспоминаний о моем детстве являются воспоминания о моих бабушке и дедушке по отцовской линии. Бабушке Маше и дедушке Пете.
Бабушка была полной женщиной невысокого роста совершенно обычной внешности. Но благодаря острому уму, цепкому взгляду и потрясающему умению найти подход к любому человеку она никогда не оставалась незамеченной. Она была общительный и красноречивой, полной противоположностью моему немногословному деду. Они познакомились в институте незадолго после революции, куда дед приехал из Воронежа, а бабушка сбежала от властной матери из Ялты. Через некоторое время поженились, работали. Со временем родили пятерых детей, двое из которых умерли. Во время войны дед пошёл на фронт, а бабушку с детьми эвакуировали в Таджикистан. Потом деда по работе переводили с места на место, и бабушка превратилась в домохозяйку. Она прекрасно готовила и любила принимать гостей. Всегда говорила, что карьеру мужа делает жена.
Помню, как каждое лето я проводила у них на даче. И все лето бабушка мной занималась - кормила, поила и воспитывала. А дед ходил со мной на рыбалку и развивал во мне интерес к географии и политике во время ежедневных просмотров программы Время в 9 часов вечера. Валери Жискар Д'Эстен и Маргарет Тетчер были моими кумирами, а в конкурсе на знание столиц государств мне не было равных. В течение года меня привозили к ним практически каждые выходные дни. И я помню, как такой казалось бы угрюмый дед часами читал мне сказки, куря одну сигарету за другой. Благодаря ему я знала наизусть всего Пушкина и истории из книги Тысяча и одна ночь. Начала читать книги из его огромной библиотеки... Научилась играть в карты и нарды. Дед гулял со мной в парке, где мы собирали каштаны и кормили белок орехами из бездонных карманов его плаща... Я была любима и чувствовала это.
И потом однажды мир рухнул - бабушка позвонила нам, рыдая в трубку телефона. Мой дед умер. Помню прощание с ним, когда огромное количество людей нескончаемым потоком шли к его гробу в зале собраний министерства, в котором он проработал много лет. А потом помню кладбище. И гроб. В котором лежал он. Человек, который очень меня любил. Все подходили к нему проститься, а я не смогла. За что до сих пор не могу себя простить.
Когда бабушка осталась одна, мы с ней особенно сблизились. Я уже подросла, и мы стали обсуждать сначала мои школьные дела, а потом и дела сердечные. Всех своих кавалеров я приводила к ней на чай, где мы общались и играли в карты. А потом бабушка всегда делала разбор полётов, и никогда не ошибалась в своих оценках.
Она обладала потрясающей памятью и жаждой жизни, которой могли бы позавидовать молодые.
Помню, как бабушка обсуждала заседание съезда партии, на котором выступал академик Сахаров. И искренне переживала за судьбу разваливающегося Советского Союза.
Помню, как она была у нас в гостях, и в ночном эфире показывали фильм " 9 1/2 недель " "Какая гадость - сказала потом бабушка. Я не смогла потом спать целую ночь..."
Помню, как она говорила о том, что чем ближе жизнь подходит к концу, тем острее ощущаются все ее цвета и краски.
Когда в 80 лет у неё случился инфаркт, бабушка оказалась в реанимации. В полном сознании. Я приезжала к ней в больницу каждый день. И однажды я спросила, чего бы ей хотелось. И она ответила - Холодного пива и солёной рыбы.
Я спросила разрешения врача, а он ответил мне - Вашей бабушке можно всё. Я до сих пор удивлен, как она живет при практически не работающем сердце...
Она была потрясающей женщиной с потрясающей судьбой.
Я назвала свою дочь в ее честь, Марией.

Автор Nataliya Doroshenko, участница  Клуба Мастерская_Андрусевич https://www.facebook.com/MasterskayaAndrusevich, Страница автора в фб:
https://www.facebook.com/nataliya.doroshenko


Рецензии