Супервизия Кельвина. Гл. 23. Разорванное облако

-Здравствуйте, Крис! Проходите, рад Вас видеть, но что это Вы такой взъерошенный?
-Здравствуйте! Хочу сказать, что по пути к Вам, док, я встретил очень странного человека.
-В этом нет ничего удивительного, дорогой Крис. Вы очень долго отсутствовали на Земле, поэтому для Вас все мы и должны казаться странными.
-Это был лотошник, док. Он дефилировал по тротуару и предлагал купить всякую мелочь.
-Вот как! И что произошло дальше?
-Мне приглянулась фарфоровая статуэтка. Я проявил интерес, незнакомец приветливо улыбнулся. Но когда я протянул было руку, он ударил по ней. Разумеется, я опешил.
-И что было потом?
-Продавец дал мне какой-то жетон и удалился. Вот он!
-А-а-а! Я всё понял, Крис, это был волонтер, проповедник антипотребления. Он наградил Вас за хороший вкус. Дайте мне этот жетон!
-Ничего не понимаю, док, но приятно, если наградил.
-О, Вы неплохо заработали, Крис. Это миллион кредитов.
-И что на них можно купить?
-Ну, например, недельный тур на Луну. Там Вы можете посмотреть какие роскошные увеселительные заведения есть на  ее обратной стороне.
-Док, на обратной стороне Луны живут сумасшедшие. Так говорили в мое время.
-Домов для умалишенных там точно нет, Крис, но увеселительные заведения, в некоторой степени, я бы даже сказал в значительной степени, выполняют их главную функцию – облегчить душевные страдания.
-И каким же это образом, док?
- За то время, пока я практикую, подопечные многое мне рассказали. Спросите любого мужчину, зачем он идет в публичный дом, и он ответит, что ищет духовной близости.
-Странно, док, а я думал, что к близости физической он стремится.
-К ней тоже, Крис, но это вторично. Основное желание – заполнить душевную пустоту, слиться с Другой/Другим, чтобы залатать дыры в субъектности, компенсировать нехватку бытия, как сказали бы философы. Мы обсуждали это на двух предыдущих сеансах.
-Не очень-то похожи женщины «с пониженной социальной  ответственностью» на Исчезающую леди, о которой Вы упомянули ранее, док.
-Всё правильно, дорогой Крис. В некоторой степени, это суррогат любви, компенсирующий  влечения, заложенные на генетическом уровне, которые никем и  никогда не могут быть удовлетворены. Даже Исчезающая леди не может этого обеспечить. Она, как символическое обещание, придти на зов самых глубоких слоев психики, и удовлетворить самые потаенные и даже смутные желания. Однако в итоге эта странная леди всегда убегает, осознавая свое бессилие перед человеческой природой.
-Как усложнилось все в Вашем мире, док.
-Во многой мудрости много скорби, дорогой Крис. Недаром же Соломон Мудрый так об этом сказал…
-Док, я недавно прочел статью «О чем молчал Гантрип», фамилию автора не помню.
-И о чем же молчал Гантрип?
-Автор статьи считает, что Гантрип умолчал о роли любви, а я не согласен.
-Вот как! Ну, Вы прямо как Шариков в «Собачем сердце», который с Энгельсом был не согласен. Ведь Гантрип – ведущий психоаналитик, его исследования в области субъект-объектных отношений в значительной степени продвинули методологию психоанализа. Взять хотя бы либидинальное эго, о котором он пишет, как о маленьком ребенке, скрывшемся в глубине души  от давления внешнего мира. – Привыкшего прятаться от  родителей в детстве, а потом после взросления, - вообще от всех. Оно теперь никак не проявляется во внешнем мире.
- Дело не в этом, док. Шариков Энгельса вряд ли читал. А я прочел труд Гантрипа, этот увесистый фолиант от корки до корки и берусь утверждать, что Гантрип вовсе не молчал о любви, как пишет его критик. Напротив, он не устает твердить особенно во второй половине монографии, почти на каждой странице, о спасительной силе любви. Как можно было не заметить этого при чтении?
-Ах, Вы об этом, Крис! Нет ничего удивительного.
-Не понимаю, док, поясните.
- Это издержки постмодерна, Крис, издержки нашей эпохи – клиповое мышление, оперирующее цитатами в отрыве от контекста, от смысла, вложенного в произведение. Это как разорванное облако – лоскуты водяного пара. Вроде бы то же самое, но небесного дракона или слона из них не сшить, ибо утрачена единая идея облака. Кроме того, это издержки скорочтения. Не заметил слона критик, вот и пропустил в тексте.
-И как же мне быть с этим, док?
-Иметь свое мнение, Крис, ничего другого не остается. А Вы, я вижу, его имеете. Но не забывайте, что наряду с любовью Гантрип рассматривал также и становление, духовный рост в качестве компенсации нехватки субъектности.
-Док, но любовь и становление в рамках семьи в значительной степени может обеспечить счастливый брак.
-Да, это так, Крис. Но институт брака в нашем обществе испытывает большие трудности, но надеюсь, что настанут лучшие времена для него. Наши исследования дают надежду на это…

  Картинка из интернета


Рецензии