Сапоги

Армия. Школа жизни. Так иногда о ней говорят и пишут. Это определение не лишено основания, так как попав с «гражданки» в солдатскую казарму, где каждый день расписан по минутам, начинаешь по иному относиться к себе и своим новым товарищам.
После траурного митинга, посвященного похоронам Л.И. Брежнева, нас завели в гарнизонный клуб, огромное здание из бетона и стекла, где в зрительном зале и фойе стояли и сидели призывники. Мне сразу же бросилось в глаза, что среди них подавляющее большинство было азиатской внешности. Был еще Советский Союз и в армию призывали из всех краев необъятной страны.
Вскоре нас распределили по военной специальности , и я попал в 25 полк, 7-я учебная рота на мех/вод БМП-1 , а мой близкий земляк, Шелягин Миша, в 6 –ю учебную роту.
Построили, повели по своим подразделениям , завели в роту, потом в Ленинскую комнату, в которой замполит Грачёв прочитал нам лекцию о политических событиях в мире.

Нас распределили по взводам , я попал во 2 – й взвод .Потихоньку мы все познакомились и начали узнавать друг друга.
Из – за нерасторопности армейских интендантов неожиданно возникла непредвиденная проблема. Нас не как не могли переодеть в военную форму , её не успевали подвозить ,такой был наплыв новобранцев , и мы ходили по роте как партизаны, кто в чём .
Прибывших раньше нас переодели , начали потихоньку приучать к военной службе , ставили их в наряд по роте.
Стало холодать, а у меня шапки нет, голова на улице мерзнет. Мои сослуживцы выглядели не лучшим образом.
Заметив это безобразие , командир роты Смирнов написал записку старшему прапорщику Порывайко ,заведущему вещевым складом, который внешним видом напоминал героя известного сериала Шматко.
Смирнов подозвал к себе сержанта Гнедышева , дал ему приказ немедленно вести всю партизанскую команду на вещевой склад , чтобы там нам выдали гражданскую одежду, пока нет военной, и мы не подхватили простудное заболевание.
Мне досталась старая кожаная шапка , я всё равно был рад , хотя она была и неприглядная на вид.

Прошло пару дней а может и больше , а военную форму нам никак не могут выдать , так и ходим по роте как неприкаянные .
Наконец настал тот день , поступила команда всех в гражданке немедленно переодеть в военную форму .
Переоделись и не можем друг друга узнать , все как на одно лицо.
Вскоре по именам и окрикам разобрались , кто есть кто .
Сержант Гнедышев повёл нас в баню. Пришли, разделись , разложив всю свою новенькую форму на длинной лавке и поставив сапоги рядом с ней .Сержант Гнедышев назначил старшего из нашего брата для охраны вещей .
Он уже служил второй год и был в курсе , что могут украсть что – нибудь из обмундирования. Помывшись по душем и получив нижнее бельё , мы стали одеваться .
Подхожу к лавке. Смотрю, форма лежит на месте, а сапоги исчезли.
- Товарищ сержант, - обращаюсь к Гнедышеву, - у меня сапоги украли.
- В армии нет слова украли, - отвечает мне рассерженный Гнедышев, - ты их прошляпил.
- А я то думал, кого сегодня в наряд дневальным по роте поставит , - немного помолчав, сказал сержант. - Одного человека не хватало. Вот ты и заступишь в наряд курсант Болдырев.
Построив взвод, сержант Гнедышев обратился ко мне: - Сиди и жди ,я сейчас служивых уведу в роту и принесу тебе сапоги из каптёрки
Устроился я удобно на деревянной на лавке , обмотав ноги портянками. Сижу, размышляю.
Мои мысли перенеслись в родные края.
- Как было хорошо на « гражданке», - думал я . - Никто тобой не командует . Куда хочешь, туда и идёшь . Как там мои родные , они ведь еще не знают ,куда забросила меня судьбинушка .
Слышу, скрипнула дверь .
- Неужели сержант Гнедышев мне так быстро другие сапоги отыскал? – подумал я.
Через секунду перед моим взором возник молодой незнакомый человек с сержантскими погонами. Почему – то я сразу определил, что это работник штабной канцелярии. Форма наглажена, но не новая , сапоги начищены до блеска .
Сержант сверху вниз посмотрел на меня , а я первым делом обратил внимание на его сапоги.
Вошедший по моему внешнему виду сразу же определил, что я салага, а я же подумал, что его нога точно такая же, как у меня.
Сержант пошёл дальше в глубь раздевалки, насвистывая какую -то веселую мелодия и слегка улыбаясь .
Разделся . Обмундирование сложил на лавку и поставил сапоги рядом ,как положено по Уставу. Вскоре, слышу, зажурчала вода .
- Мойся, мойся, товарищ сержант , - про себя говорю я, - пока я твои сапожки примеряю.
Чужие сапоги оказались точно по моей ноге. Уютные, мягкие. Не то, что мои грубые керзачи.
Я радостный, бегом кинулся к дверям и чуть не сшиб с ног Гнедышева .
Увидев меня в сапогах, он от удивления аж глаза округлил.
- Где взял ? - шепотом спросил меня Гнедышев.
Я молча кивнул взглядом на вещи сержанта.
- Давай быстрей положи ему сапоги, которые я принёс тебе из роты,- заговорщеским тоном произнес Гнедышев. – И возвращайся немедленно в роту.
Сказав это, мой командир исчез, как сквозь землю провалился.
Сапоги, принесенные мне сержантом Гнедышевым, не выдерживали никакой критики. С боков дыры , каблуки сношены , все потресканы ,где он только их откопал
Пусть простит меня тот штабной сержант, которого я поставил в неловкое положение.
Мне тоже было несладко остаться без сапог и попасть не в милость сержанту.
Я представил себе , как помывшись, пришёл сержант в раздевалку и глазам своим не поверил. Нет салаги, и сапоги каким то макаром приобрели не тот фасон .
Досвистелся товарищ штабной работник . Ох, и было наверное смеху, когда он появился в своём расположении .
А в наряд меня всё- таки поставили . Сапоги мои обменяли на другие ,похуже.
Они приглянулись замкомвзвода Уварову .Так началась моя армейская служба.

Рассказ записан со слов Александра Болдырева

На снимке: Потехин и Болдырев. Фото из дембельского альбома А.Болдырева


Рецензии