Много

В статье "Группа, дом..." я осветил вопрос разнообразия идеологических концепций. Здесь я рассматриваю этот вопрос под более узким углом: на примере религий и больше не на уровне социума, а на уровне индивида.

Существует вопрос: "почему религий много?"

У материалистов и религиозных людей этот вопрос решается просто.
Первые считают, что религии это заблуждения а заблуждений может быть много. Вторые считают, что настоящая религия одна,  остальные — заблуждения, а заблуждений может быть много.

Для человека не религиозного но предполагающего существование некой внешней управляющей силы, этот вопрос актуален.

Для его решения зайдем вот с какой стороны.
Религии обычно начинаются с провиденциального опыта. То есть видений, голосов невидимых существ... которые наставляют, призывают к чему-либо  и т.п.

Например,  человеку является величественный муж с длинной бородой, представляется богом или его ближайшим помощником и рассказывает что-то.
Другому является похожий муж с похожей бородой и говорит противоположное.

Возникает вопрос: почему провиденциальный опыт разных людей иногда принципиально не совпадает.

Поскольку наш вопрос касается религий, то нам интересен не всякий провиденциальный опыт, а тот, который связан с богом или богами.

Ответ на этот вопрос находится,  если рассуждать в иерархической системе.

Я часто сравниваю взаимодействие человека и бога с взаимодействием бактерии и организма человека.

Взаимодействие человека с богом подобно взаимодействию бактерии со средой организма, в котором она живет. Никакого симметричного общения в данном случае быть не может. Бактерия и человек находятся на разных уровнях организации.

Человека способного на провиденциальный опыт можно сравнить с бактерией которая более восприимчива к внешней среде.
Которая, скажем,  может осязать стенку кишечника глубже. При этом, осознанной цели что то передать бактерии у кишечника нет. То есть общение не симметричное не только по своему содержанию, но и по мотивам. Настолько  не симметричное, что само понятие мотив становится не корректным.

Возникает вопрос: почему взаимодействие человека с существом, которое организовано несоизмеримо сложнее, происходит иногда,  как общение с обычным человеком голоса понятные привычные образы и прочее.

Дело в том что работает система интерпретации. Человек, соприкасаясь с высшим миром видит его в привычных для себя образах. Включаются механизмы которые преобразуют поток стимулов высшего мира в поток понятной информации.

Разница провиденциального опыта происходит из за того,  что один человек подобно бактерии находится, условно говоря,  в кишечнике, другая  в кровеносном сосуде, а третья в куске дерьма.


Рецензии