Детей ненужно учить учиться

Глава из сборника «Забытый разговор, диалог сорок седьмой»
Родным, соседям, близким и не только… посвящается.

Дела-дела…
дела – лишь пыль!
Слова? Слова!
хранят нам быль,
а с нею мысль
и нашу жизнь!..

     …– Здравствуйте, Марина Юрьевна.
     – Здравствуйте.
     – Меня зовут Варвара Сергеевна.
     – Очень приятно, Варвара Сергеевна, слушаю вас.
     – Я бабушка, Юленьки, – давит невысокая женщина неопределённого возраста в строгом деловом костюме, сурово буравя глазами педагога, вышедшего в небольшой холл одного из частных центров раннего развития со своей многочисленной группой дошколят. – Скажите, пожалуйста, какие у неё успехи?
     – Вы знаете, – доброжелательно загораются внимательные глаза учительницы, – Юленька у нас умничка, молодец, труженица. Сегодня писала проверочную работу по математике наравне с нашими выпускниками, поступающими в этом году в первый класс, и всё-всё успела.
     – Да-а? – удивлённо тянет суровая, снизу вверх глядя на озарённую молодой улыбкой учительницу. – А дома-то она и до десяти, спотыкаясь на каждой цифре, считает.
     – Ну, что вы?.. – дивится и молодая. – Мы ж с ними с начала года до ста и десятками, и пятерками, и двойками считаем. Правда, – слегка хмурит брови, припоминая, – Юленька поначалу и вправду запиналась, даже заикалась, словно боялась произносить цифры вслух, да и буквы… тоже.
     – Вот-вот, – поджимает губы невысокая. – И читает она у нас через пень колоду, а ведь нам в следующем году при поступлении в школу семьдесят слов за минуту нужно прочесть.
     – По-нят-но, – огорченно тянет учительница.
     – Что понятно?
     – Многое, – жестко смотрит в глаза. – Семьдесят слов – это норматив второго класса начальной школы.
     – Это ж кто вам такое сказал? – возмущённо вспыхивают глаза неопределённой. – Я вам тут не просто так, я… учитель… со стажем…
     – Каким… стажем? – неожиданно понижает голос педагог.
     – Двадцатилетним, – бушует поджарая бабушка, – педагогическим…
     – Каким… педагогическим? – не выпуская глаз, давит озарённая. – По какому профилю.
     – Какая разница?
     – Большая.
     – Ну-у, – обречено тянет, – допустим, экономического…
     – В институте? – шепчет губами.
     – В институте! – заносчиво заостряет подбородок.
     – По-нят-но, – снова огорченно тянет учительница.
     – Что понятно? – почти визжит старуха. – Что вам, молодому поколению без опыта работы вообще может быть понятно? У вас у самой, хотя б, свои дети… есть?
     – Есть, – снисходительно улыбается.
     – И сколько?
     – Трое.
     – Трое?! – вскидывает брови.
     – Да. И… двое внуков.
     – Как… внуков? – теряется высохшая дама, с ужасом глядя в открытую доброжелательную улыбку молодого, казалось бы, педагога.
     – Младшая заканчивает второй класс, – смеются озарённые глаза. – Два года назад училась в нашем центре.
     – И как… она? – непроизвольно выдыхает потрясенная женщина.
     – Спасибо, всё хорошо, контрольное чтение сдает на пятёрки.
     – Вот как?!
     – И у вашей внучки… тоже будет пятерки. Она у вас очень талантливая, трудолюбивая, если только…
     – Что?..
     – Не форсировать события и не требовать от неё большего, удовлетворяя тем, лишь свои личные амбиции…
     – А вот мне говорили… – снова вспыхивает упрямая дама.
     – Послушайте, – мягко шепчет педагог, – мне посчастливилось почти тридцать лет работать с детьми, из них пятнадцать последних с дошколятами, самими открытыми к познанию Мира людьми, очень благодарными открывающему его им. Постарайтесь просто понять, что детей ненужно заставлять, навешивая на них ярлыки…
     – Какие… ярлыки? – чуть краснеют щёки бесцветной дамы.
     – Да любые: бездарность, бесталанность, лентяй, недоучка, – неважно!
     – Вас послушаешь, – вспыхивает, – так детей вообще ненужно учить.
     – Их ненужно учить… – вздыхает учительница, – учиться.
     – Как это?
     – Каждый ребёнок с самого рождения учится, словно дышит или ест. Он лучше нас с вами умеет учиться, только… по-своему.
     – По-своему?
     – Индивидуально, по своей собственной программе… и в свой срок. Ненужно ломать и торопить его природную сущность, ненужно мешать ему узнавать Мир, познавать то, что ему по-настоящему интересно именно сейчас, в своем возрасте.
     – А если ему ничего не интересно.
     – Здоровому ребёнку интересно всё и сразу, только не всегда он говорит нам об этом, в этом и есть наука педагогики.
     – В чем?
     – В том чтоб понять: о чем молчит ребёнок!
     – Ну, а предложить-то ему, – сникает бабушка-старушка, – порекомендовать, хотя б чуть-чуть, можно?
     – Можно! – светло улыбается девушка-педагог. – Ищите взаимопонимания, и вы всегда найдете его, – дети очень отзывчивы…
     «Не уставайте взывать к ним и вам обязательно ответят…».
19.04.2019г.


     Автор благодарит критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения за возможное совпадение диалогов, потому как рассказ является художественным, вымышленным, хотя и подслушан в одной из реальных организаций города Санкт-Петербурга.


Рецензии