Исторические записки О славянской коннице

Из чего складываются исторические выводы по тем или иным вопросам? Из археологического, летописного, иллюстративного и скульптурного материала. Иногда выводы делаются только на основе одного из указанных пунктов.

Так какие же материалы имеются в арсенале историков о славянской коннице?

Славянская конница упоминается в хронографах с VI века. Фиофилакт Самокатта в «Истории» писал:

«1.7 (1) Они натравили племя славян, которое разорило большую часть ромейской земли и, будто перелетев [по воздуху]»

Это  спорное утверждение о коннице у славян, ведь возможность быстро передвигаться могла быть только с применением лошади. Однако это могли быть конные отряды, а могло быть и передвижение на повозках.

«Спешившись с коней, славяне решили отдохнуть в тени и дать постоять лошадям. »

Тоже  спорное подтверждение, но тут уже не может идти речь о повозках, но можно сказать, что лошадей использовали только для передвижения, а сражались пешими.

«7. (1) На двенадцатый день стратиг, связав корабли, переправился через реку . Услышав, что Ардагаст отправил полчища славян для похода за добычей, [Приск] начал наступление в полночь. (2) Ардагаст же, распрощавшись со сновидениями и воспрянув ото сна из-за нараставшего шума, вскочил на неоседланного коня и обратился в бегство. Варвар наткнулся на ромеев и, сойдя с коня, предпочел битву лицом к лицу.»

Хорошо показывает, что славяне были наездниками, а спешивание Ардогаста не означает, что он не умел сражаться конным, ведь римляне могли быть пешими.

8. (4) И вот Татимер начал путешествие в Византий. На шестой день он (Татимер –А.К.) натолкнулся на славян и неожиданно оказался в беде: в середине дня, когда он без опасений и осторожности разбивал лагерь, а лошади паслись на траве, напали варвары. (5) Конечно, поднялась тревога; поскольку ромеи оказались без коней, Татимер помчался вперед с немногими [всадниками] и, оказавшись рядом с варварами, подвергся смертельному риску. Не будучи в состоянии выдержать бой лицом к лицу, он обратился в бегство; его настигли несколько шальных стрел, и он еле избежал опасности. (6) Но вот ромеи появились пешими, спасли Татимера, и наконец началась рукопашная схватка со славянами.»

Это чётко указывает, что славяне сражались конными и могли противостоять римлянам. Ведь только помощь пеших воинов спасла Татимера.

А вот свидетельства других авторов.

Прокопий Кесарийский:

«Дней 20 спустя как они (готы — А.К..) взяли порт, город и гавань, прибыли Мартин и Валериан, приведя с собой 1600 всадников. Большинство из них были гунны, славяне и анты, которые имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега» (264, с. 234).

Прокопий Кесарийский называет среди всадников славян и антов, тем самым приравнивая их к гуннам. Гунны, как известно, были всадниками.

Аммиан Марцеллйн, перечисляет племена аланов, и называет их «всадниками», при этом причисляет к ним будинов, гелонов и меланхленов, если опираться на исследования С.А. Гринёва, то это славяне бужане, галичане и могиляне днепровские (185, с. 9).

А вот Иоанн Эфесский, приравнивает славян к римлянам:

«Они (славяне — А.К..) стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие, и научились вести войны лучше самих римлян» (175 т. 7, с. 550).

Римляне (византийцы) тоже известны своей конницей особенно византийской. Следовательно, славяне могли превзойти римлян (византийцев), как в пешем бое, так и в конном. В книге История Византии. Том 1 Издательство "Наука" Москва 1967. Описана война славян в VI веке.

«Война 550—551 гг. началась с вторжения славян в Иллирик и Фракию (весна 550 г.). Три тысячи славян перешли Дунай и, не встретив сопротивления, переправились также через Марицу. Затем они разделились на две части (в 1800 и 1200 человек). Хотя эти отряды намного уступали по своей силе высланному против них византийскому войску, благодаря внезапному нападению им удалось нанести ему поражение. Одержав победу, один из славянских отрядов вступил затем в битву с византийским полководцем Асвадом. Несмотря на то, что под его началом находились «многочисленные превосходные всадники..., и их без большого труда славяне обратили в бегство»18. Взяв осадой ряд византийских крепостей, они захватывают также приморский город Топир, охранявшийся византийским военным гарнизоном.»

Авторами использовалась «История» Олимпиодора под ред. Е. Ч. Скржинская Как видим это подтверждение утверждению Иоанна Эфесского.

Неоднократное описание славянской конницы есть у Гельмольда в «Славянской хронике».

Следует также упомянуть, о славянских богах, например атрибутом Свянтовита был белый конь.

"Руяне верили, что Свантевит выезжает на коне этом на битву с врагами своего святилища и своей земли." Об этом пишет Сакон Грамматик

Теперь обратимся к археологии.

В славянских погребениях шпоры появляются начиная с VIII века, например в погребении у Гогенберга в Штирии; наиболее интересные экземпляры найдены в хорватских погребениях, открытых недалеко от Бискупина, Врлики и Скрадина в Далмации.

В Брянской области, в долине Десны обнаружен уникальный клад. Клад включал в себя гривны, браслеты, головные венчики, фибулы, подвески, нагрудные цепи и стеклянные бусы, некоторые изделия использовались для декорации конной сбруи созданные. Клад датируется третьим веком.

Внутри реконструированной славянской крепости 9-10 вв. Раддуш есть интересный музей, в котором представлена вся долгая и богатая история этих. Особенно заинтересовали коллекции древнеславянских находок и более древней лужицкой культуры. Так вот там имеется славянская фигурка всадника.

Л. Нидерле писал

«Следовали ли славяне в формах своей узды, римско-германским или восточным образцам, я сказать не могу».

При этом чешский ученый отметил славянское происхождение таких терминов, как седло, удило, узда, стремя.

На основе такого материала можно сделать вывод, что у славян конница имелась. Конечно, это касается больше южных и западных славян. Да и при столкновении с тяжелой конницей Византии или франков шансов на победу было не много.


Рецензии