Мёртвое озеро - ни страха, ни смеха

Отечественный сериал, снятый в жанре мистического детектива, который СМИ уже успели окрестить «российским ответом «Твин Пиксу». На горьком зрительском опыте я убедилась, что всё, называемое НАШИМ ответом чему-то там, в итоге оказывается унылой пародией на это самое нечто. Но решила так сказать глянуть «Мёртвое озеро» и попытать судьбу…


О сюжете

В вымышленный заполярный город Чангадан для раскрытия убийства дочери местного олигарха Кобрина прибывает столичный следователь Максим Покровский *нет, это не тот Макс Покровский, у которого «Ногу свело», а жаль!*. Приезжает он, значит, в этот Чангадан, и зритель получает полный джентельменский набор юного детективщика: Покровский неизлечимо болен, и его снедает тотальная апатия, убийство дочки олигарха – ритуальное жертвоприношение, а местная публика – все из себя мрачные типы с лицами, будто прихваченными этими самыми заполярными морозами. Бонусом идут сверхъестественная линия шаманизма и анимизма, драма в семье Кобрина, а также его старания удержать в руках власть над горнодобывающей компанией «Ураникум» в условиях крайне активной революционной деятельности собственных коллег.

Плюсы

Однозначно самый главный плюс – изумительная операторская работа. Чангаданом послужил реально существующий Кировск, расположенный на южной окраине Хибин. Прекрасные пейзажи заснеженных гор и суровых чёрных лесов перемежаются с унылыми видами сереньких домишек, натыканных среди мрачного заполярья. Через экран чувствуется хвалёная безнадёга русской провинции. За это спасибо операторам Илье Авербаху («Батальонъ») и Павлу Капиносу («Духless 2»). Последний же был оператором проекта «Серебряный самурай». Это ламповый детектив далёкого 2008, который при своей ламповости не сильно уступает распиаренному «Мёртвому озеру».

Дочь олигарха Кобрина стала жертвой ритуального убийства, тонкости которого отсняты довольно сочно: монетки на глазах актрисы, жутковатая композиция предметов, таинственные камни, зажатые во внезапно разжимающемся кулаке покойницы.

Первая серия очень даже неплоха. Мы знакомимся с главным героем-следователем в исполнении Евгения Цыганова и гоп-компанией потенциальных подозреваемых, где один другого чуднее. Мрачный Андрей Смоляков в роли отца, подавленного смертью дочери, сёстры Кутеповы-сиамские близнецы, при первом появлении которых шугаешься в сторонку от монитора; рыжий няшка Виктор Хориняк, сменивший униформу бармена на полицейские погоны; Тимофей Трибунцев – частый гость нуарных историй, а ещё – Александр Робак, Павел Табаков, Надежда Михалкова, Сергей Бондарчук, Екатерина Семёнова и даже – Лев Прыгунов, отец режиссёра данного сериала. Команда актёров собралась колоритная и в большинстве случаев имевшая опыт съёмок в чём-то подобном. Поэтому игра почти каждого хороша и правдива, особенно хочется выделить Андрея Смолякова, у которого чуть ли не самый сложный персонаж.

Замечательная атмосфера: от мрачного Чангадана до снежных пустынь, от жилища шамана до оледенелых промзон, от глубоких кратеров горнодобывающего предприятия «Ураникум» до скромного горнолыжного курорта. Абсолютно каждая локация проработана в деталях – браво реквизиторам, художникам-постановщикам и конечно же операторам.

Аутентичный саундтрек группы «Курара». Запиливали в конце каждой серии, как в принципе любит делать  ТНТ-PREMIER во всех своих проектах, так что песенка прилипла, и ещё пару дней её можно намурлыкивать.

За  детективом кроется важная линия борьбы высших сил и человека, в которой последний заведомо обречён на поражение. Производство сериального «Ураникума» зашло слишком далеко, и циничный Кобрин должен понять, что спорить с древней мощью природы невозможно, работы необходимо остановить, иначе то, во что он не верит, уничтожит и его, и весь Чангадан. Авторы проекта говорят, что мол, хватит бросать мусор в океан и себе под ноги/ сливать промышленные отходы в водоёмы/ устраивать пал травы, превращающийся в ужасающие пожары/ мучить и истязать окружающую среду.

Минусы

Ох, ну погнали!

Практически всё происходит не логически обосновано, а простопотомучто, стройности в повествовании нет от слова «совсем»: на протяжении восьми серий персонажи появляются из неоткуда, несут полный бред, а потом уходят в закат, так и не раскрывшись. После очень интересной первой серии с загадками, напряжёнными сценами и мрачной жутью, сериал планомерно скатывается в полное дно – линии Кобрина, Покровского, продажного полицейского Ганича, лейтенанта Скворцова, сиамских близнецов Уточкиных, журналиста Семёнова и ещё примерно пяти разных героев перемежаются между собой, создавая абсолютно несъедобный винегрет, демонстрирующий профессиональную несостоятельность драматургов проекта. Цыганов абсолютно прав, говоря в одном из интервью, что чистых жанров в наше время уже не встретишь. Хорошо, кому же не понравится, если в мрачный детектив вплести нотку иронии/сатиры/юмора и т.д. Но всё должно выполняться грамотно и качественно, а «Мёртвое озеро» - одеяло из пёстрых лоскутиков, наскоро сшитых между собой.

О женских персонажах – отдельно. На загнивающем Западе актрисы запрашивают многогранных интересных героинь, а в нашем кино нечисти под названием «феминизм», стало быть, не водится? Именно так, видимо, и полагают авторы «Мёртвого озера». Потому что в сериале есть только представительницы крайних точек, то есть: либо разболтанные шлюхи, которых удовлетворяют табельными пистолетами, либо безвольные марионетки, которые и изнасилование от собственного мужа стерпят, и его приблудную дочь примут после смерти их общей.

Следователь Покровский, в начале первой серии уже вскрывший себе вены и угнездившийся в ванной, вслед за звонком начальника наскоро перематывает порезы и мчит раскрывать убийство дочки провинциального царька. Серьёзно?! То есть, он неизлечимо болен и вроде как решил покончить с собой, но – служба?! Если через этот эпизод идёт посыл: «Никогда нельзя опускать руки!», то он показан неубедительно и необоснованно с точки зрения происходящего.

На самом деле сериал не так страшен, каким его хотят выставить создатели. Самым криповым моментом была постельная сцена Паши Табакова – доброго и наивного лейтенанта Скворцова. Это одновременно тошнотворнейшее и забавнейшее зрелище, каковое мне доводилось видеть. Павлик пыхтел и совершал колебательные движения, нестройно стонал, короче говоря, - старался. Однако его персонажа остаётся только пожалеть. Не помог даже эпизод, в котором Паха удовлетворяет свою мамзель пистолетом. Боевым блин табельным пистолетом. Если бы он не снял его с предохранителя и случайно выстрелил в самый ответственный момент – сцена и то получилась бы содержательней. Учиться, учиться и ещё раз – туда же, Паша. Да не в колледже покойного Олега Павловича, который навсегда останется признанным гением, а там, где громкое имя не сделает никакой протекции. *Хотя, где у нас такие ВУЗы?*

Кстати о талантливых актёрах - то ли дело постельная сцена Евгения Цыганова и Александры Ребенок! Смотришь, и сердце восторженно бьётся в груди - люди знают, как правильно сниматься в таких эпизодах. И им там на экране хорошо, и зрителю хорошо, потому что отыграно грамотно. Да, Ребенок не модель, а Цыганов, мягко говоря, не Питт, но всё равно – молодцы. Вот молодцы. Эта обнажёнка была абсолютно к месту во всей своей смачной откровенности, как раз в духе сериала, как раз соответственно отношениям экранных Максима и Алины.

На лицо сходство фабулы «Мёртвого озера» с ещё одним отечественным опусом «Седьмая руна», но «Руна» ещё хуже.

Итого

Актуальный подтекст, сформулированный в слогане: «Не буди силы, которых не понимаешь», не получил стоящего раскрытия ни через действия персонажей, ни через художественные образы.

Ну что же, нам не показали ни напряжённого раскрытия убийства, ни толкового объяснения сверхъестественной линии, а она-то, родимая, и есть основная, как выяснилось за последние пятнадцать минут последней серии. В финале все персонажи, ненавидящие друг друга предыдущий хронометраж за малым не взялись за руки и не побежали по ромашковому полю в голубую даль. Либо это был твист ради твиста, либо драматурги сериала действительно не так хороши, каковыми себя считают.

Режиссёр «Мёртвого озера» Роман Прыгунов – сын известного киноактёра Льва Прыгунова. В моём понимании это подразумевает, что он с детства впитывал принципы создания хорошего кино, поскольку рос в соответствующей среде. В распоряжении создателей были востребованные артисты с багажом опыта, выделенный бюджет на натурные съёмки, написание сценария, массовку, какие-никакие спецэффекты. У них было всё, чтобы создать то, о чём заявлено в описании жанра – детектив/триллер/криминал. Но «не получилось, не фартануло».

P.S. Ну и под занавес хочется покекать на ситуацию с утечкой серий, из-за коей чуть не выпилили одну добрую группу в ВК, которая щедро делилась этим убожеством с отечественным зрителем. Не все хотели отстёгивать свои кровные за удовольствие лицезреть сомнительный отечественный контент, радуя продюсеров платформы ТНТ-PREMIER. К их услугам был добрый гений сливавших серии в широкий доступ, однако лавочку прикрыли почти перед финалом.

Что хочется сказать ребятам из ТНТ-PREMIER? Годный материал у вас, дорогие, получается через раз *если не реже*. Вы берёте мзду за сериалы прямо скажем отвратительные и зорко следите за уплатой, а потом сами же плачетесь, что зритель скорее будет смотреть ту же «Игру престолов», самый спираченный сериал в истории, чем ваше высокохудожественное «Мёртвое озеро».

Понятно, что для киноделов пиратство – удар по кошельку, а кушать хочется всем, но в данном случае соотношение «цена-качество» настолько неравнозначно, что и за бесплатно смотреть не захочешь. 


Рецензии