Говнянка, фарда и... мистика

        Классная, всё-таки, житуха в Иране для российских халабанов ( лётчиков )! Особенно для вторых пилотов. Мне так очень нравится! После нашего домашнего идиотизма с писаниной весь полёт кучи всяких бумаг и постоянной готовности, что тебя за какую-нибудь бумажку, за какую-нибудь фигню могут беспощадно выпороть, тут, в Иране, первое время находишься в состоянии эйфории от того, что всё совсем не так. Даже не верится, что так может быть! Писанины - минимум. Работа спокойная, не смотря на то, что все аэродромы горные, довольно сложные. Полётное задание заполняется за пять минут. Перелёты короткие, по час десять, а то и по пятьдесят минут, а то и по тридцать пять бывает. И всё равно успеваешь и покушать, и задание заполнить и отчёт МСРП. А долго ли записать в полётном задании аэродром взлёта и посадки и поставить время отправления и взлёта и заправку? И всё! Свободен! От занятия эшелона до предпосадочной подготовки делай, что хочешь. Как поётся в моей песне: "Если б я умел вязать, я б связал себе носки."
        Не то, что дома. Там иногда после полёта ещё полчаса, а то и больше, "долётываешь" в штурманской. Дописываешь всю эту бумажную фигню. А могут и из дома вызвать на работу. Исправлять, если где-то ошибся в этих многочисленных бумажках. Вот и пишешь весь полёт эту "научную фантастику", чтобы могли начальники проверить, как мы летели. Понятно, что пишешь " как это должно быть", а не так, как было на самом деле. Чтобы не было лишних вопросов. У кого? Так у прокурора же! Чтобы не смог прокурор, в случае чего, найти нарушения в наших бумагах, а, значит, и в нашей работе. Чтобы не было потом всяких последствий нежелательных. Так всю жизнь для этого гада - прокурора и пишем.
То ли в Иране прокуроры другие, то ли нет их вовсе? Но работа, да и жизнь здесь настолько проще, чем дома, настолько приятнее, что "ни в сказке сказать!.."
         А какие в Иране полосы ( взлётно-посадочные)! Это же - песня! Длинные, ровные. В Машхаде, в Тегеране, в Ширазе и ещё во многих аэропортах по две параллельные полосы длиной по четыре километра. Ровные, как ... Даже не знаю с чем сравнить. Просто идеально ровная поверхность. Без швов, без стыков. Садишься на такую полосу на нашем "Туполёве" ( Ту- 154 ) и не всегда сразу понимаешь, самолёт ещё летит или уже бежит. Только когда опускается передняя стойка шасси, становится понятно. То ли дело у нас в Новосибирске! Когда мы пригоняем самолёт на форму (техническое обслуживание), при посадке на нашу, хоть тоже не короткую (3599 метров) полосу, как ни пытайся его "притереть", сразу после касания его так безжалостно начинает "долбить" по стыкам и ещё каким-то неровностям, что все твои внутренности сразу понимают не только то, что мы на земле, но и то, что мы на родной земле.
          В Иране мы, русские халабаны, живём в Гранд-отеле "Тургабе", в пригороде Машхада, у подножия горного хребта с названием, кажется, Копетдаг, в трёх километрах от небольшого, но вполне современного одноимённого поселения Тургабе. Природу красивой тут не назовёшь. Очень мало растительности. Вокруг невысокие "лысые" горы (если не считать сам горный хребет, высокий и величественный с заснеженными вершинами зимой) и долины, такие же каменистые серо - коричневые. Довольно унылая, однообразная картина. Только в конце марта - апреле всё меняется. "Оживают" небольшие речки, наполняемые талой водой с гор. Кое-где появляется зелёная травка. Всё расцветает. Становится очень красиво. Особенно там, где живут и работают люди! Красота здесь является результатом постоянного человеческого труда. Уже в мае речки усыхают до размеров ручейков. Небогатая дикая травка выгорает. И снова окрест однообразный каменистый пейзаж.
В Тургабе (деревню) мы часто ходим или ездим в магазины. Магазинов там много всяких разных. Продуктовые, хозяйственные, ювелирные, овощные, сувенирные и ещё какие-то. Всех не перечесть. Ездим мы туда и за продуктами, и за шмотками, и за говнянкой.
         Говнянка - это фруктовый самогон. Продаёт её какой-то дедушка Али в каком-то тайном месте только русским халабанам. Я в этом месте ни разу не был и самого дедушку Али никогда не видел. Для этого есть более смелые люди. Я не рискую. В стране с сухим законом попасться с алкоголем - дело не шуточное. Сразу - зиндан (тюрьма). Правда, пока никого не поймали, несмотря на то, что "гонцы" к дедушке Али ездят довольно часто. Нужно же привезённые из дома сало с бородинским хлебом чем-то запивать в свободное от полётов время.
Конечно, соблюдаются все меры предосторожности. Незнакомых дедушка не впускает. Хотя русского халабана в мусульманской стране видно сразу. Без очков и каких-либо опознавательных знаков. Тара с "продуктом" тщательно закрывается и упаковывается, чтобы не было характерного запаха. Потом всё помещается в неприметную сумку или дипломат. Ехать домой с говнянкой нужно не на общественном транспорте, а на такси, опять же с целью конспирации.
         Был такой забавный случай. Рассказал второй пилот Коля из нашей, новосибирской, группы. Он заехал в Иран в первый раз и вместе с другими перворазниками по традиции собирался "накрыть поляну", чтобы познакомиться со всем лётным и техническим составом группы. По такому случаю у него был "первый самостоятельный" к дедушке Али. Соблюдая все меры предосторожности, Коля забрал у продавца алкоголь. В "правильный" дипломат ,проверено, входит ровно пять полторашек. Так это же на всю группу, человек на тридцать.
         С очень серьёзным лицом Николай сел в такси и, на всякий случай, положил дипломат себе на колени. Мало ли что? Чтобы не упал и случайно не раскрылся. Чтобы не обнаружилось нечаянно нарушение сухого закона, грозящее тюрьмой. Тут не до шуток!
         Драйвер попался очень весёлый. Ни английским, ни русским языком он, как и большинство местного населения, не владел. Договаривались заученными фразами: "Тургабе бузор мотель чан гаймат?" ( До отеля Тургабе доехать сколько стоит?). Таксист пальцами показал три реала, и поехали. Таксист не мог знать, что находится в дипломате. У него было хорошее настроение, и он всю недолгую дорогу до отеля что-то распевал на своём непонятном фарси. Минут через пять после начала движения он прервал своё пение и, указав на Колю пальцем, спросил: "Халабан?". "Халабан", - кивнул тот в ответ. А кто-же ещё может ехать в отель Тургабе, если там живут почти только одни русские лётчики? Из разных городов: из Новосибирска, Омска, Читы, Минеральных вод и других. Шофёр тоже согласно кивнул и продолжил распевать. Через пару минут драйвер снова обратился к своему пассажиру: "Туполёв?" "Туполёв, туполёв",- ответил Коля, не меняя сосредоточенного выражения лица. "Скорее бы уже, - подумал он. - Тут ехать-то". А таксист, не обращая внимания на Колину серьёзность, продолжал свою весёлую песню. Подъезжая к отелю, он весело подмигнул Коле, ткнул пальцем в дипломат и полувопросительно, полуутвердительно сказал: "Говнянка?". Так и получился иранский слоган " Халабан - Туполёв - говнянка".
         Сегодня я не летаю. Выходной. В город тоже не поеду. Вчера был. Поболтался по магазинам, купил красивое зеркало в ванную комнату для дома, ну и так по мелочи ещё чего-то. Вообще, люди в Иране мне нравятся. Спокойные, дружелюбные. Заходишь в магазинчик или мастерскую какую-нибудь, улыбаются тебе, обзывают мистером, чаю предлагают. Кстати, насчёт мастерской. Тоже был забавный случай. Омичи рассказали.
        Заехал в первый раз в Иран лётчик из омской группы. Что-то у него с часами наручными случилось. Остановились, одним словом. Ремонта требуют. Человек в Машхаде впервые. Понятно, не знает куда идти с этой проблемой. Ну так ведь есть же друзья, которые в Иране уже по третьему и даже четвёртому разу. Которые в Машхаде каждый угол знают и на фарси, наверное, хоть чего-то, да понимают А часовые мастерские там, как раз, на каждом углу, то есть, при каждом часовом магазине. На следующий день два солидных капитана - старожила привели новичка в одну из часовых мастерских. Перс-часовщик вскрыл часы, внимательно осмотрел часовые потроха через увеличительное стекло, потом положил часы на стол и сказал: " Фарда". В переводе на русский - "завтра". В том смысле,  что сможет починить их только к завтрашнему дню. "Что он сказал?" - спросил владелец часов, который пока не знал на фарси ни слова. "Он сказал - пиз...ц твоим часам" - совершенно серьёзно перевёл один из друзей. Над этим случаем долго ржала вся омская группа. А у персидского слова "фарда" среди омских халабанов появился второй перевод. Ну, вы поняли какой.
          В общем, на сегодня никаких особых дел у меня нет. Но вставать пора, а то можно опоздать на завтрак. Пойду угощусь мацони.
На завтраке ко мне подошёл Володя Гусев, бортинженер одного из наших экипажей, где командиром Александр Константиныч Бычков, а вторым пилотом мой друг Толя Адамов.
 - Спасибо,- говорит,- выручил.
 - Пожалуйста,- отвечаю.- А кого и как я выручил?
 - Ну как же? Это же ты нам подсказал сегодня ночью зайти с обратным курсом? А то бы пришлось обратно в Тегеран лететь на запасной.
 - Вообще-то, - говорю, - я сегодня ночью спокойно спал, а потому ничего никому подсказать не мог.
 - Странно. Мы все четверо узнали твой голос.
 - Не знаю. Наверное, вы меня с кем-то спутали.
 - Да, но этот кто-то твоим голосом назвал Адамова по имени. И Толик тоже был уверен, что это ты. Дальше с Володиных слов...
          "Мы прилетели поздно вечером в Машхад из Абадана. Заход давали на 31-ю правую полосу по VOR (неточная система захода на посадку). ILS (курсоглиссадная точная система захода на посадку) у них на профилактике, то есть, не работает. Видимость по АТИС (метеорологический радиоканал) дают достаточную для захода по VOR, а реально - не видно ничего. Осень же. Туманчики, дымки. Самое время выключать точную систему захода! А что такое заход по VOR в горах вне видимости земли?! Правильно, «удовольствие ниже среднего»! Потому что горы близко. Чуть ошибся или замешкался и можно на одной из этих горушек остаться насовсем. Снижаемся. Заходим на посадку. Мгла какая-то стоит. А при заходе по VOR самолёт подходит к полосе по установленному радиалу, то есть, под углом к посадочному курсу. На высоте принятия решения пилот должен увидеть полосу и выполнить S-образный маневр для выхода на курс посадки. Короче, когда мы полосу увидели, мы на неё уже не попадали. Уходим на второй круг тоже по радиалу. Да ещё под нами высота подстилающей поверхности тоже растёт. Двигатели ревут на взлётном режиме, а самолёт от земли отходит еле-еле. Я слышу, что пилоты при докладе диспетчеру об уходе "заикаться" начали. А потому что напряжение колоссальное. Да и страшновато, чего греха таить. Выполняем повторный заход, делая поправки к первому. Но всё повторяется. Опять не попадаем, опять уходим. Адреналину хватанули "по полной". Всех слегка "потряхивает". Делать нечего, идём на запасной в Тегеран.
          Пока летели до Тегерана, успокоились. Там погода хорошая. Спокойно зашли, сели. Самолёт быстро обслужили и заправили. Принесли нам сопровождающие документы и информацию о фактической и прогнозируемой погоде в Машхаде. Погода, конечно, " на грани" или, как у нас говорят, "шило". Но она подходит. Оснований не вылетать у нас нет. "От задницы уже отлегло". Ну что, попробуем ещё разок? Принимаем решение на вылет. Летим.
          Приходим в Машхад. Всё - тоже самое. Просто один в один. Так же "визибилити не гуд, и ранвэя ни хрена не видно" (строчка из шуточной песни "Наставление халабану"). Снова заходим на ту же 31-ю правую по VOR по тому же радиалу. Снова "мажем".Снова движки ревут на взлётном. Снова "go-around" - уход на второй круг.
           Что делать? Выполнять ещё один заход, понимая, что это бессмысленно? Снова уходить на запасной в Тегеран? Это, похоже, единственное верное решение. Правда, у персидских начальников могут возникнуть всякие вопросы по уровню квалификации экипажа. Короче, ситуация патовая...
           И тут вдруг в эфире: " Толя, привет!" Мы – все четверо - узнали твой голос. Ты спрашиваешь, куда мы полетели. Адамов отвечает тебе, что мы пришли из Тегерана, что видимость на 31-ю правую полосу – «никакая», что мы "промазали" уже, по сути, третий заход, и что нужно снова уходить на запасной. А ты говоришь:" А вы попробуйте с обратным курсом зайти, на 13-ю правую. Там, вроде, видимость нормальная. "Ну мы попросили у диспетчера СТАРТА заход на 13-ю правую. Он разрешил. Там и правда видимость гораздо лучше была. Ну мы зашли и сели. Уф, слава Богу, пронесло.
          Самое странное, когда приехали в отель, посмотрели план полётов, там вообще никаких бортов в это время никуда не вылетало. Мы так и не поняли откуда ваш борт мог там оказаться..." Немного позже то же самое мне подтвердили и другие ребята из этого экипажа. И Толик Адамов, и штурман Дима Семёнов, и сам командир Константиныч. И все удивлялись, узнав, что я в ту ночь не летал. Потому что мой голос узнали все в кабине. И ни у кого даже сомнения не возникло в том, что это именно я. Мистика, однако...

    С тех пор прошло больше двадцати лет. Недавно я разговаривал с Володей Гусевым по телефону. Мы снова вспомнили тот случай. Ни тогда, ни позднее так и не обнаружилось какого-либо нормального объяснения этому. Мистика так и осталась мистикой. Впрочем, никто особо рьяно и не выяснял.
Возможно, после прочтения этого текста кто-то из халабанов вспомнит, как именно он тогда помог новосибирскому экипажу зайти в Машхаде.


Рецензии