К послесловию

Если даже в былые времена у философов вызывал затруднение ответ на простейший, казалось бы, вопрос, чем отличается живое от неживого, то что уж говорить о наших днях, когда в результате научно-технического прогресса созданы машины, чьи действия производят полное впечатление, что эти машины живые, а с другой стороны, в живых организмах и тканях выявлены чисто механические закономерности, и даже человек, венец природы, представляется современной науке лишь производной определенного, чисто механического и во многом случайного сочетания комбинаций ДНК! Многие свойства живого присущи также и неживому, и поэтому вряд ли нас с вами удовлетворит примитивное определение живого на уровне школьного учебника биологии или же, наоборот, слишком заумная и уже в силу этого спорная философская формулировка. На наш взгляд, единственное, что по-настоящему отличает живое от неживого, – это способность страдать. Только живому свойственно страдание. Мало того, страдание является одним из необходимых факторов его существования, ибо именно страдание, наряду с прочим,  стимулирует развитие и совершенствование всех живых организмов. Я страдаю – следовательно, я жив. Только смерть прекращает страдания.
Очевидно, что максимально широко под страданием следует понимать все то, что воспринимается живым организмом как негативное. Следовательно, в это понятие мы с полным правом можем включить и физическую боль, и чувство моральной неудовлетворенности, и голод, и раскаяние, и страх, и горечь утраты, и зависть, и сострадание, и т.д.
Стремление избежать страдания свойственно всему живому. Именно с этой целью живой организм эволюционирует, совершенствует сам себя – всё во имя максимальной нейтрализации негативного воздействия окружающей естественной среды. Каждое живое существо по-своему решает эту проблему, но только разумному существу, т.е. человеку, в борьбе со страданием помогают иллюзии, создаваемые им в процессе творчества. Ни одно другое живое существо творить иллюзии не способно.
Все живое чуждо нашей странной планете. Живые существа, поистине, лишь гости в этом мире, ибо если бы они были его хозяевами,  они бы настолько органично вписывались в него, что ничто в нем не могло бы доставить им страдания. Не нам судить, продуктом какой вселенной является поселившаяся на Земле жизнь, но несомненно одно: из всех живых существ человек – самый неприспособленный для жизни на этой планете. И даже несмотря на то что это не помешало ему занять в мире живого доминирующее положение, человек постоянно ощущал эту свою неприспособленность или, если угодно, даже ущербность, ибо всё то, что животному давалось как бы само собой, человек вынужден был добывать ценой невероятных усилий. У человека нет особой физической силы, нет крепких зубов и когтей, нет теплой шерсти, он не умеет быстро бегать, высоко летать или дышать в воде, а ведь всё это так необходимо, чтобы выжить! У человека есть только его разум, благодаря которому его естественный животный страх перед конкретной угрозой превращается в экзистенциальный страх перед жизнью как таковой, и именно постоянной борьбе с этим изматывающим страхом человек обязан всем, чего он достиг. Иллюзии же, созданные в процессе творчества, всегда были для человека тем одеялом, под которое он в случае необходимости прятался с головой, защищаясь от своих кошмаров. Иллюзии помогали человеку упрощать вещи, делать их более понятными, персонифицировать безликие стихии и т.д.
Данная брошюра ни в малейшей степени не задается целью исследовать глобальные, всеобъемлющие философские проблемы, столь любимые мыслителями древности и столь затасканные нынешними спекулятивными философами. Кто-то из классиков в свое время заметил, что для историка нет ничего почетнее, чем сказать: «Я не знаю». То же самое, с нашей точки зрения, вполне применимо к философам, которые, пожалуй, меньше, чем кто-либо другой, любят признаваться, что они чего-то не знают. Создатели всеобъемлющих философских теорий, как правило, полагают себя непогрешимыми и всеведущими и готовы дать ответ на любой волнующий человечество вопрос, нимало не сомневаясь в правильности этого ответа. Я же, со своей стороны, готов честно и во всеуслышание заявить: я не знаю. Я не знаю, откуда появилось на Земле всё живое, поэтому выношу данную проблему за скобки. Я не знаю, существует ли Бог (покажите мне того, кто знает!), но в силу воспитания и личных убеждений оставляю за собой право придерживаться мысли, что его все-таки нет. Я не знаю еще очень и очень многого и не стыжусь в этом признаться. Именно поэтому данная брошюра и посвящается исследованию очень узкой и, на мой взгляд, не столько философской, сколько психологической проблемы – влияния способности к творчеству на общий ход развития человека как существа разумного.
Трагичность положения человека на Земле как раз-таки и заключается в полном осознании этой трагичности. Постоянное ощущение враждебности окружающей среды и понимание, что помощи ждать неоткуда, формируют самое страшное из существующих ощущений – ощущение безысходности, на пике которого маячит призрак свободы – самоубийство. И только творчество, в процессе которого создаются иллюзии, помогает человеку не только выживать, но и развиваться, эволюционировать. Скажем больше: творчество есть способ существования человека разумного так же, как движение есть способ существования материи вообще. Вне творчества человек неминуемо приходит к физическому самоуничтожению. Иллюзии спасают человека от безумия, заслоняют собой кошмар космоса, притупляя экзистенциальный страх перед космической бездной.   


Рецензии