Невыясненная тайна

      Чем старше я становлюсь, тем больше я понимаю, каким дураком  я был в молодости. Меня интересовало всё, кроме самого главного: моей родословной. В послевоенные годы мои родители сами почти ничего не рассказывали мне о своих предках, родителях, их  жизни до революции. Наверно, это было из-за того, что они происходили из богатых семей, а этой информацией в сталинские годы лучше было ни с кем не делиться.

      А я,  признаюсь, и не очень интересовался этими вопросами. Меня больше интересовали девочки, футбол, коллекционирование марок и прочие мальчишеские глупости. Самое обидное, что в то время у меня кроме родителей,  живы были ещё многие родственники. И я мог получить необходимую информацию и у них. Но я и этого не сделал. Уже повзрослев, всё время я тратил на семью, на работу, на встречи с друзьями.

      И вот настало такое время, когда я захотел узнать о своих корнях, а поезд ушёл. Все, у кого я мог получить какую-то информацию, уже умерли.   На мои запросы в архивы,  по месту рождения моих родителей, пришли ответы, что все архивы во время войны (а эти места были оккупированы немецкими войсками) были уничтожены оккупантами. Поэтому, к большому сожалению, я  владею лишь небольшой информацией о моих предках, хотя надеюсь со временем (хотя его у меня остаётся всё меньше и меньше) что-то узнать. Может, я надеюсь на чудо. Правда, одно чудо уже произошло. Речь о нём пойдёт ниже.

      Но вначале немного информации о семье моего отца и месте, где он родился. Мой папа родился в 1898 году в небольшом еврейском местечке Петровичи в Смоленской области.  В дореволюционной России  основная масса евреев жила в местах оседлости, специально отведенных для них государством.  Им, за редким исключением, запрещалось жить в крупных городах. К таким местам оседлости и относилось и местечко Петровичи. Поэтому неудивительно, что большинство населения там составляли евреи. По переписи населения 1897 года, то есть за год до рождения моего отца, население местечка Петровичи составляло  всего 1435 человек, из них 1065 были евреями.  Кроме них  жили русские, белорусы, украинцы и поляки. В те года все жили очень дружно.  В этом местечке родился известный советский авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин, крупнейший фантаст двадцатого века Айзек  Азимов и ещё много знаменитых людей.

      В таком небольшом местечке в то время было три синагоги, костёл и украшением Петровичей была древнейшая деревянная церковь Петра и Павла, стоящая в центре Петровичей на возвышенном месте.  Петровичи славились различными ремеслами. Со слов моего отца я знаю, что его отец, то есть  мой дед имел пеньковое производство.  Кстати пеньку изготавливают из конопли, а из пеньки делают очень прочные веревки, которые в то время широко применялась при строительстве кораблей  в качестве канатов.  Семья была очень зажиточной, имела большой дом  и пользовалась большим уважением в местном обществе.

      Во время оккупации в этом местечке было еврейское гетто, где 22 июля 1942 года было расстреляно всё еврейское население Петровичей. Их тогда было 300 человек. Сейчас население деревни Петровичи составляет менее двухсот человек,  и в пошлом году я прочёл, что там закрывается единственная школа, так как учеников осталось меньше десяти. Вот фактически и вся информация, которой я владел.

      И  вдруг в 2018 году моя племянница Лена из Питера присылает мне  книгу: автор Том Риис,  под названием «Ориенталист.  Тайны одной загадочной и исполненной опасностей жизни». Эту книгу обнаружил её сын Дмитрий, который увлекается историей Ближнего Востока. В этой книжке описывается жизнь одного известного сейчас еврейского писателя Льва Нусимбаума (1905-1942), бакинского еврея и большого авантюриста.

      Он издавал свои книги под псевдонимом Курбан саид  и Эсад-бей. Его главный роман «Али и Нино»,  бетселлер 1930 годов переведен на сорок языков мира. Однако до расследования Тома Риса настоящее имя автора было неизвестно. И вот  что я с удивлением узнал из этой книги. Оказывается отец Льва был очень богатым нефтепромышленником в Баку. В это время в Баку был настоящий нефтяной бум, и добывалось нефти больше всего в мире.  В тоже время это было время больших революционных ожиданий, молодёжь была заражена  революционными настроениями.

      Абрам Нусимбаум, один из самых богатых людей в Баку, влюбился в будущую мать Льва молоденькую, темноглазую красавицу, члена российской большевистской партии. Скоро её за революционную деятельность посадили в тюрьму, где она ожидала высылки в Сибирь за ведение политической агитации. Отцу Льва удалось выкупить её из тюрьмы, после чего он женился на ней. Вскоре родился Лёва, будущий писатель.

      Но его мама и не думала прекращать свою революционную деятельность. Она активно занималась революционной пропагандой, собирала деньги для большевиков, и была очень близка к большевикам Красину и Иосифу Джугашвили (тов. Сталину), которые в это время в Баку разными способами добывали деньги для партии. Скандал в семье случился после того, как мама Льва передала все семейные драгоценности на нужды революции.  Когда будущему писателю исполнилось пять лет, его мама покончила жизнь самоубийством, выпив  соляную кислоту.

      Тот, кто читает эти строки, наверно думает, а какое отношение это имеет к моей семье.  А дело в том, что оказывается мама Льва родилась и выросла в маленьком еврейском местечке Петровичи и девичья её фамилия была Слуцкина   (то-есть моя фамилия) и звали её Берта.

      Когда я это прочёл,  я буквально остолбенел. Так что можно предположить, что она приходилась какой-то нашей родственницей. Прочитав в Интернете все, что там опубликовано  о Льве Нусимбауме, я узнал, что отчество его мамы было Павловна и у неё еще было две младшие сестры.  Так как моего деда звали Лейзер, а его родных братьев Евель  и Юда, стало ясно, что это, судя по её отчеству, она не самая близкая наша родственница.

      Но кто она, какая-нибудь дальняя родственница или однофамилица?  Несколько дней я думал, как бы это узнать. И тогда я решил обратиться к помощи первой российской переписи населения, которая проводилась в России, начиная с 1897 года. Оказалась, что эта перепись сохранилась, находится в исторической библиотеке в Питере и доступна для пользования. Мои родственники сообщили мне её электронный адрес,  по которому я смог добраться до интересующего меня материала. Том  переписи Смоленской области состоит из двухсот восьмидесяти страниц, но к моему глубокому сожалению, там нет никакой информации по фамилиям жителей, а только  голая статистика, начиная от вероисповедания, численности, рода занятий и другая интересная информация, но которая мне не нужна. Пока на этом этапе и закончились мои исследования. Но я ещё надеюсь, что я смогу ещё найти интересующую меня информацию.

      Всё-таки мне очень интересно? А вдруг меня разыскивает Интерюрколлегия, как одного из наследников великого писателя, чтобы вручить причитающуюся мне, как родственнику, часть   гонораров за издающиеся до сих пор его книги. А может, я несу моральную ответственность за то, что моя возможная родственница способствовала победе Великой Октябрьской  Социалистической Революции.  Думаю, что на всякий случай мне надо сдать анализ ДНК.               


Рецензии