Геодезия, так сказать, изнутри

   Что может быть проще разбивки на местности? Что может помешать вам закрепить оси и высотные отметки сооружения на базе опорной геодезической сети, когда у вас на плече висит теодолит в футляре, на другом – нивелир в другом футляре, в руках планка и тренога, за поясом пятидесятиметровая рулетка, в голове – какие-никакие знания, а в перспективе – светодальномер?
   А вот может. Помешать может. Рост. Это когда вам в течение семестра так ни разу и не удаётся допрыгнуть до окуляра установленного вашими однокашниками на треноге теодолита, а преподаватель на геодезической практике необдуманно назначает вас бригадиром и в бригаду вам даёт четверых лосей, латентных кандидатов в сборную ВУЗа по баскетболу, не обременённых даже вашими околовсяческими и излишне теоретическими знаниями, что вообще ни в какие ворота.
   Вы бригадой приезжаете на местность, совместно устанавливаете треногу, а дальше лично вам становится абсолютно всё равно, что именно лоси закрепляют на треногу: теодолит, нивелир или фильмоскоп. Потому что вы не в состоянии дотянуться на цыпочках, чтобы увидать даже пузырёк уровня, не говоря уже про все эти лимбы и алидады: лоси же треногу устанавливают под свой рост – они же хитрые лоси. За год учёбы они привыкли к тому, что вы все вычисления делаете в уме. Кроме тех, которые требуют вмешательства логарифмической линейки или таблиц Брадиса. И ваша руководящая и направляющая роль на уровне их пупков в итоге сводится к одному ответу: «Откуда я могу знать, сколько там показывает и что из этого следует?!» Постепенно ваш авторитет в их глазах уже не возвышается сверкающим нимбом над вашей головой, а уныло прячется где-то в сорняках, которые в этих местах даже вам не выше, чем по колено, потому что у кого-то недавно раззудилось плечо и он их покосил.
   В конце концов вам перестают доверять что-либо, кроме планки и рулетки, а ваш план-чертёж  будущего сооружения развёрнут по отношению к нормальному, как у всех, ровно на 67 градусов. Потому что, пока вы скачете с планкой по пустырю, теория тоже выветривается из вашей головы. За цифру не ручаюсь – не хотите же вы, чтобы я её помнил спустя 45 лет! Но развернуло его гениально, а преподавательница получила тяжёлый шок и меня от повторной практики спас только стройотряд «буквально завтра». А лосей не спас, ведь они туда не собирались. Так им и надо.
   Кстати, в стройотряде где-то с неделю нас несколько человек, в основном маркшейдеры, но и я, шахтостроитель, давали репера для полов будущих свинарников. Работа наша была принята с оценкой «пять», несмотря на то, что замеры наравне со всеми проводил и я. Одно плохо: как раз в течение этой недели, не будучи обременёнными непосильным трудом «отсюда и до захода солнца», я от скуки последовал примеру остальных товарищей и закурил. И курю по сей день с перерывами на бросание. Хотя… геодезия, конечно, ни при чём.


Рецензии