Меня не обманешь!

Анатолий работал фотографом в комбинате бытового обслуживания, который находился в центре посёлка. Здесь, в небольшом двухэтажном здании, размещались  парикмахерская, мастерская по ремонту часов, сложнобытовой техники, по ремонту радиоаппаратуры, сапожная мастерская, фотография, пункт проката и даже в одно время - мастерская по ремонту гармоней и баянов. Коллектив КБО - люди разных профессий, возрастов, характеров,  интересов – жили тем не менее дружно и часто общались, помогали друг другу, каждый чем мог. Любили работать,  любили и посмеяться, разыграть кого-то, и никто никогда не обижался. Понимали шутки.
Василич, который работал в пункте проката, был заядлым рыбаком и всегда спрашивал всех о рыбалке. Где клюёт, что клюёт, на что клюёт. Какие озёра горят. Однажды ездившие в сёла с обслуживанием работники сказали ему:
- Василич, рядом с Полянками озеро Сурка горит. Рыба пошла, видели народ с черпалами и пешнями.
Василич, обычно спокойно сидевший за столом и деловито покуривавший папиросу, прервал философский разговор о пользе и выгодах  пункта проката, заёрзал на стуле, будто в штаны положили ему что-то горячее. Вскоре он уже звонил начальству, что нужно отлучиться по очень важному делу. Короче, отпрашивался с работы. И, водрузив на дверь табличку «Ушёл в бухгалтерию» и повесив замок, исчез.
А на следующий день можно было слышать из его заведения:
- И надо же так обмануть! А я, дурак, поверил. До самой Сурки пешком! Ладно, потом от Полянок до дома подвезли. Ну, прощелыги!  Ну, мать вашу!… Ну, погодите…
А потом как-то быстро забыл обиду.
А Мишка, часовой мастер, - тот долго нёс тяжёлый чёрный пакет из-под фотобумаги, который вручил ему фотограф, когда пошли они вместе в другое здание КБО, располагавшееся на краю посёлка напротив маслосырзавода. Строили-то здесь ковровую фабрику, а получилось КБО. Главное, Мишку попросили помочь понести немного, а он, добрая душа, всё нёс и нёс, а когда устал, решил отдать фотографу. Но тот сделал удивлённое лицо и спросил:
- А что это ты несёшь?
- Так ты же сам дал мне пакет.  Сказал: «Понеси немного».
- А что в нём?
- Я откуда знаю!
- Ну, посмотри, посмотри. А вообще-то брось, да и всё.
- Как – «брось»?
И когда Мишка развернул пакет, к своему удивлению он увидел там два силикатных кирпича. Смеху было предостаточно. Мишка вначале был готов убить этими кирпичами обидчика. Но потом сам рассмеялся:
- Нет, слушай, как это ты додумался? А кирпичи где взяли?
- Да у нас с Анатолием в фотографии валялись. Мы всё выкинуть, выкинуть, а никак. Я вот приготовил, и, спасибо ты зашёл. 
-  Ладно, я вам тоже устрою.
- Нет, Миша, нас ты не обманешь! – изрёк Анатолий – А меня уж точно.
Когда приближалось первое апреля, многие готовились разыграть товарищей, что-то придумывали. Старались, чтобы самим не попасться. Ну, а если кто попадался и был готов обидеться, ему говорили: «Первый апрель – никому не верь». 
А вот Анатолия действительно не могли никак разыграть. А он посмеивался и говорил:
- Нет, меня не обманешь!
И всё-таки правильно говорят: «И на старуху бывает проруха!»
В том году первое апреля оказалось тёплым, солнечным. Журча, поблескивали на солнце ручьи. Лужи отражали весеннее небо. Ожили и радовались теплу воробьи.
Вот в такой день Герка, работник телерадиомастерской, снял телефонную трубку с аппарата. На коммутаторе телефонистка спросила:
- Вам кого?
- Дайте по этой линии два звонка.
- Хорошо. Положите трубку. Вызываю.
Герка положил трубку на телефон, и когда несколько раз прозвучали звонки, вновь взял её. На втором этаже, где параллельно стоял телефон, тоже взяли трубку. Герка, изменив голос, официально представился:
- С вами говорят из райвоенкомата. У вас работает…(и назвал фамилию, имя, и отчество).
- Да, в фотографии.
- Срочно пригласите к телефону.
- Толя! Анатолий! Тебя к телефону. Срочно, –  громко прокричала работница парикмахерской.
В ответ она услышала:
- Не могу! Я фотографии печатаю! Кто звонит?
- С военкомата! Тебя срочно!
- Спроси, что нужно?
- Они говорят: через два часа в военкомат с документами и вещами. Если что непонятно, говорят,  пусть перезвонит.
- Скажи - понял, - уже невесёлым голосом ответил Анатолий.
Мужики, да не только они, вышли на крыльцо КБО - сделать перекур, подышать свежим воздухом и погреться на весеннем солнышке. У всех была одна мысль: обманем или не обманем Анатолия? Через некоторое время, когда многие начали думать, что номер не прошёл на крыльце появился Анатолий. Кто-то спросил его:
- Что, тоже на свежий воздух из своей «порнографии» выполз?
Анатолий, ничего не сказав, махнул рукой и,  перешагивая через ручьи, пошёл по улице, чуть наклонив голову.
Когда он отошёл подальше, кто-то сказал:
- Кажется, сработало, - и все тихо засмеялись.
- Ничего, пусть прогуляется. А то: «Меня не обманешь!»
- Нет, надо вернуть, у него там сегодня работы много.
- Вообще-то да. Пусть ещё немного пройдёт, и вернём.
А когда стали звать, Анатолий уже не слышал. Пришлось его догонять.
Когда Анатолий вернулся, подойдя к крыльцу, уже повеселевшим голосом он сказал:
- Эх, гады, всё же обманули! Я ведь почему поверил: меня предупреждали в военкомате, что могут на переподготовку взять…


Рецензии