Как в том анекдоте

Каждая встреча бывших одноклассников превращалась в нервное выяснение отношений. Так получалось потому, что туда приходили Игорь и Вика. Когда школьные друзья общались с каждым из них по отдельности, разговор складывался мирно. Оказываясь рядом, мужчина и женщина начинали подкалывать друг друга. Собравшиеся тоже не могли остаться спокойными. Они или принимали чью-то сторону, или вспоминали каждый свои обиды. Все знали, что Вика с Игорем когда-то расстались после школьного романа, но от этого не становилось легче.
– Я пока особо не замечаю кризиса, – говорила Вика вполголоса одноклассницам.
Игорь тут же откликался из другого угла комнаты:
– Конечно, поскольку за тебя везде платит муж, ещё бы ты вникала в финансовые проблемы!
– Зато у вас никогда не кончится кризис, потому что вы отмазываете ребёнка от армии, – язвительно отвечала Вика.
Некоторые из собравшихся, например, Оля, приглашали всех за стол, надеясь погасить скандал. Но у друзей уже появлялась энергия обсуждать что-нибудь на повышенных тонах. Семечко, брошенное Игорем и Викой, превращалось в раскидистое дерево. Все высказывали недовольство зарплатой, армией, семейными отношениями. Оля, очень светлый человек, сияющий улыбкой, предлагала попробовать еду собственной готовки, даже когда собирались не у неё.
– Оленька – мастерица на все руки! – звучали комплименты. – Прямо шеф-повар!
– Не смотрите на меня, смотрите на серьги, – напевала Оля в ответ тем, кто к ней обращался, – мне их милый подарил за мои же деньги.
Оля всегда излучала счастье, готова была поделиться им со всеми. Правда, не у всех сложилось однозначное мнение про счастье Оли, но какое есть, другого не случилось. Оля всем сердцем любила мужа, растворялась в любви. Она не меньше любила дочь и сына, но при мысли о муже Оля расцветала особенной прелестью. Любовь украшала Олю лучше красоты. Говоря о занятиях Оли, люди называли разные версии. Кто-то считал её учителем русского языка и литературы, кто-то – торговым агентом. Сходились во мнении, что Оля раньше была учителем русского языка и литературы, а впоследствии нашла более денежную работу. Она хотела, чтобы у мужа и детей было всё самое лучшее. Друзья уже давно думали, что Оля забывает о себе ради любви к мужу, бросает ему под ноги всё главное, что есть в ней – интересы, знания, радужный взгляд на мир. К счастью или к сожалению, Оля не замечала, что она даёт больше, чем берёт взамен. Семейное благополучие становилось её личной радостью. Оля не так уж расстраивалась, понимая, что путает сюжеты книг и плохо разбирает музыкальные аккорды. Она ценила любовь превыше всего.
Однажды Игорь позвонил Вике.
– Чего надо? – не слишком обрадовалась она.
– Слушай, у меня есть ключи от пустой квартиры. Друзья уехали на выходные. Может быть, встретимся там?
– Зачем?
– Ну, так… Может, поговорим?
– Нам не о чем говорить.
– Вик, ну, может, встретимся? После выходных у меня уже не будет ключей.
– Ну, ладно, давай.
В субботу Вика пришла по назначенному адресу. Игорь открыл ей дверь. Стоя в прихожей, они сразу же обнялись и долго не отходили друг от друга.
– Вика, я был такой дурак, – сказал Игорь.
– Я знаю, – кивнула она.
В комнате они продолжали говорить о том, о чём каждый думал уже давно.
– Если бы ты тогда подождала и не выходила замуж за этого придурка, всё ещё могло случиться по-другому, – оправдывался Игорь.
– Но ты же сам стал встречаться с этой козой, – вспомнила Вика.
– Какое встречаться? – воскликнул Игорь. – Мы просто сходили в кино и поцеловались!
– А мне говорили, что вы…
– Кто говорил?
– Ну… Ларка…
– Ты нашла, кому верить! Ларке! Она была старше нас на два года и ни с кем не встречалась. Поэтому ей нравилось говорить про всех гадости.
Вика заметно успокоилась.
– Там не могло ничего быть, – повеселел Игорь. – У нас был вечер дружбы с их библиотечным техникумом, я танцевал с ней. Ну, потом уже кино. Нам было даже не о чем поговорить…
– Какой библиотечный техникум? – переспросила Вика, наливаясь гневом.
– Ну… техникум, а что?
– Я сказала, что ты начал встречаться с козой из педагогического, которая снимала угол рядом с нашим домом! – закричала Вика. – А там, значит, была ещё и корова из библиотечного?
– А ты не знала про библиотечный? – по-дурацки спросил Игорь.
Вика вспыхнула, бросилась в прихожую, оделась и ушла. В дверях она обернулась и крикнула:
– Ты никого не пропускал мимо себя! У тебя явно какие-то проблемы!
– А ты продалась за деньги! – прокричал Игорь, уже выйдя на площадку.
Одноклассники собрались осенью в квартире Оли. Игорь и Вика тоже присутствовали на встрече. Они оба сидели с мрачными лицами, но никто из них не начинал открытого конфликта. Оля запела песню, чтобы создать хорошее настроение друзьям детства.

– Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь…

Один из собравшихся сел рядом с Викой.
– Вика, можешь проверить стихотворение, которое я написал? – спросил он. – Это стихи про Олю.
Вика прочитала стихи одноклассника. Конечно, детская наивность строк до сих пор не изменилась. Но видно, что и тёплое чувство к милой Оленьке не изменилось. Жалко, что она не видит, что для неё нашёлся ценитель.
– Хорошо написано, – улыбнулась Вика.
– Пошли, покурим, – обратился к однокласснику Игорь, хмуро наблюдавший за ним и Викой.
Какое-то время Вика не встречалась с компанией из школы. Неожиданно ей позвонила одноклассница и срывающимся голосом попросила встретиться. Вика согласилась, ещё не понимая, что могло случиться. Подруги встретились на улице. Одноклассница выдохнула:
– Оля…
Выяснилось, что муж Оли уже долгое время изменял ей с подругой, с которой они одновременно покупали квартиры в новом доме. Они дружили семьями, а теперь Оля узнала про измену. Правда открылась, когда Оля нечаянно пришла с работы раньше, иначе она могла бы ещё долго об этом не знать.
– Как в том анекдоте, – оценила одноклассница.
Кое-кто из школьной компании собрался у Оли. Она лежала на диване, провалившись в него отяжелевшим телом. Вика в отчаянии понимала, что всегдашнее светло солнышко класса превратилось в бесформенную массу, лишённую жизни. И всё только потому, что любовь Оли развалилась на куски. А благодаря любви, пусть даже к недостойному человеку, Оля летала как на крыльях.
Вика пошла на кухню, чтобы приготовить что-нибудь на всех. За ней зашёл Игорь.
– Знаешь, что, давай разведёмся и будем жить вдвоём, – предложил он. – Я без тебя не помню ни одного светлого дня. То, что я там встречался с ними… ну…
– Да я и не верила в то, что говорили, – сказала Вика.
Обнимая Игоря, Вика не переставала думать, уже не с самой тяжёлой грустью: сколько же надо пережить, чтобы понять, где искать самое главное. Даже мучение радостного создания, дарившего свет всем, кто рядом.


Рецензии