Путь Маямсиных с берегов Волги на берег Енисея

«От Волги до Енисея
Рассея, моя ты Рассея»

 Восстание казаков под предводительством Степана Разина было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях.
 Весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 500—800 казаков, но к ним прибывали всё новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения Московскому правлению и блокировал торговый путь на Волгу.
Весной 1670 года Степан Разин организовал новый поход на Волгу, имевший характер уже открытого восстания.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители.
 Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, татар, мордвы.
Описание этих событий, происходящих в районе города Тетюш – местах проживания Маямсиных - сделанные историком С.М. Соловьевым (1820-1879).
«Стенька подошел к Симбирску и заставил Борятинского удалиться на север, воровские казаки с прелестными листами (прокламации, призывавшие население городов и деревень переходить на сторону восставших)   рассеялись вверх по Волге.
Бунт запылал на всем пространстве между Окой и Волгою. В селах крестьяне стали истреблять помещиков  и приказчиков их и толпами поднялись в казаки; заслышав приближение этих воровских шаек, в городах чернь бросалась на воевод и на приказных людей, впуская в города казаков. Поднялись варварские инородцы – мордва, чуваши, черемисы.
Поднимая бунт, воровские казаки держались двух направлений: от Симбирска на запад к Саранску, Пензе и затем Арзамасу; другая толпа воров отправилась на северо-запад к Алатарю, Темникову,  Ядрину, затем к Арзамасу с востока и севера.
Князь Юрий Долгоруков стоял в Арзамасе и держал оборону, затем перешел к наступлению, разбив казаков на севере и юге.
Князь Юрий Борятынский после победы над Разиным в районе Симбирска, стоял  там долгое время, затем отошел к Алатырю.
В декабре Борятынский, вдохновлённый успехами Долгорукого, для усмирения черемис и чуваш, волновавшихся вместе с русскими ворами двинулся по нагорному берегу Волги, для очистки Свияжска, Цивильска, Чебоксар, Козьмодемьянска и других городов, не встречая сопротивления. Русские шли к присяге, татары и мордва давали шерть (присяга на верность) по своей вере и указывали места, где укрывались раненые, получившие эти раны на воровских боях с государственными людьми: их казнили смертью.
К январю 1671 года восстание утихло.»
Наши предки – Маямсины, живущие в районе города Тетюш, пережили эти смутные времена - осенью 1670- январь 1671 года. Кто-то стоял на страже царской власти – пахотные солдаты, служилые люди; кто-то, без сомнения, вольно или невольно встал на сторону бунтующего народа.
Кто смог – покаялся перед победившей властью, кто не ждал прощения – пустился в бега. Куда испокон веков бежали злоумышленники и недовольные властью людишки? Бежали в Сибирь! 
Вот и наш предок Маямсин вынужден был за участие в борьбе за справедливость бежать на восток (1671г.): Урал, Сибирь - где царская власть еще не была так крепка и преступившие закон и вольнодумные людишки могли найти убежище.
Сначала это был горный Урал – там Маямсины укрылись от царской немилости в соляных рудниках и уральских заводах, положив начало династиям ремесленников, отметившихся на Нытвинском (1780г.) и Саранинском (1791г.) заводах.
Но Урал понравился не всем, вольности на Урале не было, условия существования своеобразные – заводские, а для этого нужен был особый  менталитет, соответствующий Уральской заводской МАТРИЦЕ.
Кто-то из Маямсиных подался дальше – за Урал.
Была ли остановка нашего беглеца в городе Тобольске, или же сразу достиг наш предок отдалённого сибирского острога, но  Маямсин в 1676 году появился под Красноярским острогом, явившись основателем деревни Песчанка, что на левом берегу Енисея вниз по течению от острога. Женился на местной аборигенке, пошли сыновья Иван (1677г.р), Козма (1679г.р) и Андрей (1689г.р).
К 1719 году сыновья нашего беглеца  появились уже в самом  городе Красноярске   в статусе пеших казаков.


Рецензии