Сочинение 2

 СОЧИНЕНИЕ №2. Витязи Добра в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена "Повесть о Кольце" в пер.З.Бобырь.


        ПЛАН:
1. Вступление. Добро - это естественно, это Порядок. Цельность ЛЮБОГО образа.

П. Основная часть.
П.1. Бродяга Арагорн, сын Араторна, Элессар Эльфенит.
П.1.а. Экскурс о Бродягах.
П.1.б. Портрет, характер, умения, роль.
П.1.в. Намёк о тяжких последствиях выборов Арагорна (венец).

П.2. Гандальф-Митрандир.
П.2.а. Экскурс о магии. Отношение Людей Средиземья к волшбе.
П.2.б. Динамика образа Гандальфа.
П.2.в. Намёк о причинах ухода за Море.

П.3. Хоббит Фродо.
П.3.а. О Чебурашке и Плюшевых Зайчиках.
П.3.б. Портрет, динамика характера, роль.
П.3.в. Намёк о причинах ухода за Море.

Ш.Заключение.
Ш.1. Единство Арагорна-Гандальфа-Фродо есть стратегическое условие успеха акции Добра.
Ш.2. Арагорн-Гандальф-Фродо - представители важнейших культурно-исторических представлений о сословиях Средиземья.


                1.

        ВСЕ образы "Повести" Толкиена представлены цельными и гармоничными, будь ли то образ одного из главных героев, к примеру, Арагорна, или образ эпизодический, к примеру, Игорет, женщины из Дома Исцелений, показавшейся на странице лишь мельком.

                П.1.


        Итак, Арагорн, сын Араторна, Элессар Эльфенит, Бродяга с Севера.


                П.1.а.
      
        Сначала вспомним. Послушаем, что говорит о Бродягах Толкиен. "Несколько особняком от прочих держалось только племя Людей, кторых все называли Бродягами; в этом названии не было ничего обидного, и оно только означало тех, которые странствуют по обширным пустынным равнинам в Бри и соседних странах, пявляются и исчезают неожиданно для всех и заняты какими-то странными, никому не известными и непонятными делами. Говорили, что эти Бродяги - потомки армий Изильдура, и что, возможно, есть среди них и такие, в чьих жилах течёт кровь Гондорских вождей".

       В переводе В.Муравьёва эта тема звучит так: "Только в глухомани за Пригорьем скитались какие-то странные бродяги: пригоряне прозвали их следопытами, а откуда они взялись, было неизвестно. Они были все по-здешнему рослые и смуглые, видели будто бы чуть не сквозь стену, слышали, как трава растёт, и понимали звериный и птичий язык".

        Арагорн сам о себе: "Тёмные силы живут среди пустынных холмов или в бессолнечных лесных дебрях, но перед нами они бегут. Какие дороги, какие поля, какие жилища знал бы мир и безопасность, если бы все Бродяги вдруг исчезли с лица земли?".

        И далее:
        "Но ... путники хмурятся, завидя нас, а тамошние жители дают нам обидные прозвища. Странник, Бродяга - так называет меня один толстяк, живущий на расстоянии одного дня пути от врагов, которые сразили бы его ужасом и разрушили бы его город, если бы мы не охраняли бы его днём и ночью. Но пусть так и будет. Мы охраняем этих простых людей втайне от них самих. Так делал мой народ все эти годы, так делаем и мы".

        И для полноты картины еще один диалог исключительной важности.

        "- Мало в мире осталось таких, как Арагорн, таких, что ведут свой род от Пришельцев из-за Моря.
   
        - Странник - потомок Пришельцев? - изумлённо переспросил Фродо. - Я думал, их больше нет на свете. Я думал, он - просто Бродяга.

        - Просто Бродяга?! - вскричал Гандальф. - Дорогой друг, да ведь Бродяги - это и есть последние потомки Людей из-за Моря!".



        Итак, Бродяги - особая раса Людей, ведь пространственно-временнАя парадигма Моря - Космос и Вечность. Не будем развивать эту ветвь темы, время еще не пришло. Ну а если для кого пришло - флаг в руки.


        Мне смутно вспомнились Люди Золотого Века у Гесиода, в его тексте "Труды и Дни.

"Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, -
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того, как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют.
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство..."

        Не правда ли, что-то близкое? Золотой Век - это же первые Люди... Люди, несущие в себе Космические Законы и исполняющие космические функции. Люди, даже на Земле живущие по законам Космоса, Хранители и Исполнители этих законов.

        Итак, племя Бродяг - это племя первых Людей, пришедших из Космоса, хранителей морально-этических норм человечества и легенд как о космическом прошлом людском, так и о их деяниях на избранной для жизни планете от первого до последнего дня мироздания.

        Иногда мне кажется, что они и сейчас живут среди нас.


                П.1.б.

        Портрет Арагорна. "Вдруг Фродо заметил высокого худощавого человека. Лицо у него было суровое и бледное с пристальными серыми глазами, а густые темные волосы тронуты сединой".

        Впоследствии оказывается, что он не так и стар, как угрюм и собран. Впрочем, эта угрюмость, похоже, отличительная черта многих Бродяг.

        "Удивительные люди, эти Бродяги, - заметил Карлик. - Всадники Рохана рядом с ними кажутся беспечными мальчиками, - так они мрачны и молчаливы".

        Арагорн в постоянной готовности борьбы: "Я не служу никому, но слуг врага преследую повсюду, куда бы ни пришел", - говорит он Эомеру при первой встрече.

        Он знает предания старины. Через его рассказы у костра их узнаёт и Отряд.

        Он знает металлы и трАвы. Только он смог поднять на ноги Фродо после столкновения с Чёрными Всадниками и Ветровой Вершины, а позднее - вернуть к жизни деву-воительницу Эовин, сына Гондорского Правителя Фарамира, Хоббита Мериадока. И это о нём сказала женщина из Дома Исцелений по имени Иорет: "О, если бы пришел кто-нибудь, обладающий такой же силой, какая была у древних вождей. А они умели исцелить одним своим прикосновением". Не только прикосновением и не только травами исцелял Арагорн. Он мог  п о з в а т ь  Человека или Хоббита, уже уходящего в Смерть, мог пойти за ним и вернуться с ним к Жизни.

        В этом умении он превзошел магическую силу Гандальфа. И еще в одном. Я имею в виду поединок с Сауроном за палантир. Дорого стоила Арагорну победа.

        "За одну ночь Странник переменился так, словно тяжесть многих лет свалилась ему на плечи. Он выглядел измученным и мрачным". Сам он говорил, что "силы едва хватило для этого". Гандальф же замечает, что его силы для этого было бы недостаточно. Но Саурону эта победа обошлась еще дороже. Его внимание было приковано, как ему казалось, к кольценосцу, в то время, как истинный кольценосец из последних сил двигался по его стране. Отметим в скобках, что при всей своей силе укротить Кольцо Арагорн бы не смог.

        Освобождение палантира от воли Саурона позволило Арагорну вместе с войском пройти путём Мрака и вынести оттуда новые силы и способности. А в остальном из всех Витязей Добра его образ наиболее статичен.

        Таков он, потомок Пришельцев из-за Моря и древних вождей, предводитель Бродяг, хранитель и борец.

        Если бы не Серебряный Венец... если бы... но об этом чуть позже.

        И всё-таки... И всё-таки. В самом начале мною упоминалась цитата из переводчика В.Муравьёва об оживающих нарисованных фигурах в нарисованных декорациях. Так вот, образ Арагорна - это только всего лишь фигура, со своей позицией, задачами, ролью. Я любуюсь и вас приглашаю полюбоваться мастерством великого англичанина - Дж.Р.Р.Толкиена.


                П.2.а. Великий маг Гандальф Митрандир.

        Очень трудно о нём говорить, очень. Потому что прежде придется вести речь о магии вообще.

        Что такое магия? Карлос Кастанеда в "Силе Безмолвия" определяет магию, как "состояние сознания", как "способность пользоваться энергетическими полями, которые не употребляются в познании обычного мира".

        Есть также мнение, что магия - это особая форма человеческого творчества, странный и захватывающий процесс, потакающий человеческим слабостям (из статьи В.Ахрама "Колдовство и любовь", ж."Наука и религия" за 1992 г.№3).

        Я же хочу сказать следующее. Когда был Золотой Век, Люди могли всё. Дальше... (здесь я намеренно пропускаю ряд соображений, они преждевременны для фиксации их). А потом наступил такой общественно-исторический строй, когда магические секреты были лишь у призванных и страстных. Призванные становились Белыми Магами, Страстные - Чёрными.

        Таким образом, по моему глубокому убеждению, магия суть неестественное состояние души. Но иной возможности сохранить древние легенды и знания среди людей - увы! - наверное, не было. Понимаю, как глупо звучат мои слова для профессионалов... прошу быть ко мне снисходительными.

        Хорошо звучит у В.Муравьёва: "Волшебство всегда связано с заклятием, а заклятие  - с проклятием".

        Стоит ли говорить, что в Средиземье к волшебству и колдовству относились очень плохо. Символом этого является Лориен и его властительница Галадриэль. Поэтому всякое упоминание о каких-либо отношениях с ней для жителей Средиземья подозрительно. Приведём лишь одну цитату. "Взгляд у Васадника сделался жёстким. "Так вы в дружбе с колдуньей из Золотого Леса? - произнёс он. - Значит вы тоже колдуны и волшебники!". Он спрыгнул с коня и стоял перед Арагорном, обнажив меч".




                Ш.3.а. Хоббит Фродо.
               
                О Чебурашке и Плюшевых Зайчиках.


        Вот уже свыше 20 лет (текст писан в июле 1992 г. - Гл.Кошкина) его изображения смотрят на нас с детских футболок, сумочек, наклеек. Его именем названы тысячи детских кафе и вообще разных детских учреждений. Он воплотился в сотни тысяч трогательных фигурок - плюшевых, резиновых, пластмассовых, нет такого "Детского мира", где бы эти игрушки не продавались. Для него написаны десятки песен. Вот одна из первых:

Я был когда-то странной
Игрушкой деревянной...

Теперь я Чебурашка,
И каждая дворняжка
При встрече сразу
Лапу подаёт.

        Да, я о Чебурашке! Есть какая-то грустная тайна, почему этот придуманный зверёк (не зайчишка, не медвежонок, не слонёнок) стал впечатляюще популярен, в течение нескольких недель после выхода мультфильма "Крокодил Гена". Одно время в популярной тогда "Литературной газете" даже дискуссии велись. Некие раздражённые дяди и тёти писали, что Чебурашка не должен быть положительным героем, ведь у него нет ни мамы, ни папы, ни Родины, ни флага. Грустно и смешно, но ему всерьёз инкриминировали космополитизм. А он жил и смотрел на мир огромными наивно-печальными глазами, и его уши, вздымающиеся над маленькой головкой, ни с кем другим нельзя спутать. Что-то в нём проявлялось такое, что-то он выражал такое своими трогательным и беззащитным обликом, что оказался сильнее умных дядь и тёть и ярче Незнайки, Волка и Зайца, Поросёнка Хрюши, Крошки Енота и других. В чём магия его образа?

        Да, вот такие мысли и чувства навевает на меня образ Фродо. Жаль, что в школе у нас преподавался не английский, а немецкий. Я не в силах изучить всё анализы творчества Толкиена и причины создания Хоббитов. А ведь меня интересует еще, почему кольценосцем стал не Эльф, не Человек, не Карлик, не маг, а представитель рода, созданного Толкиеном. Ведь если Чебурашка стал так популярен, значит его узнали (опознали, признали). Значит он существует в каком-то измерении, значит, какая-то его часть существует в каждом из нас. В том измерении, где полно Чебурашек, может одни только Чебурашки и живут. И люди это знают какой-то невидимой стороной своей личности. И когда среди людей нашелся один, сумевший оформить своё знание в слове, и другой - в рисунке, и третий - в звучании голоса, то миллионы людей, посмотрев на плод их труда, сказали: "О да, мы узнали тебя!" И приняли его.

        Может быть, так же или приблизительно так же было и с Дж.Р.Р.Толкиеном? Сам он всячески распространял и поощрял версию о том, как однажды среди ночи ему подвернулся в экзаменационном сочинении чистый лист, и он будто бы возьми да напиши на нём ни с того, ни с сего: "В земле была нора, а в норе жил да был хоббит". "Имена существительные, - замечал он, - всегда обрастают в моём сознании рассказами. И я подумал, что не мешало бы выяснить,какой такой хоббит. Но это было только начало".

        В.Муравьёв (а больше мне никого на эту тему не посчастливилось прочесть) называет хоббитов плюшевыми зайчиками. "Да, они пришли из сказки - из той импровизированной домашней сказки, где из игрушечного ящика берется плюшевый заяц и вселяется в игрушечный (совсем как настоящий) домик". Потом он отправляется в путешествие и по мере надобности преображается. "Заяц-то он может и заяц, но какой-то такой заяц...". Ну прямо как булгаковский Мастер сказал Бегемоту: "Мне кажется, вы не очень-то кот...".

        Ну вот и всё об этом на сегодня.



                Ш.3.б. Динамика образа.

       
        Как-то уж так повелось, что все герои Толкиеновских основных произведений  в конце рассказа о них не такие, как в начале. Гляньте на толстенького домоседа Бильбо ("Хоббит"). И на него же - после возвращения из путешествия. Бильбо поумнел, возмужал, приобрел много умений и навыков, а главное - мудрость. Посмотрите на грубого трусоватого фермера ("Фермер Джайлз из Хэма") и на него же, ставшего после возвращения с драконом и сокровищами мудрым, справедливым, мужественным.

        Вот и наш Фродо в начале повествования обыкновенный Хоббит, чуть пленённый эльфийскими легендами и романтикой дальних странствий. Кстати, ведь неспроста к концу "Повести" Сэм всё чаще и чаще замечает в его лице "тихий свет" и решает, что в нём появилось "что-то от эльфов".

        Функция Фродо выпала основная, самая значительная. По-разному персонажи отнеслись к решению Гандальфа отправить Фродо к Ородруину. Но сам он или Нечто в нём знает, что иначе быть не может.

        "Фродо окинул взглядом собравшихся, но все сидели, потупясь, словно погрузившись в глубокие размышления. Его начал охватывать страх, словно он ожидал какого-то грозного приговора и тщетно надеялся, что не услышит его. В сердце у него было только одно желание: остаться здесь, в Ривенделле, вместе с Бильбо. Но что-то сильнее этого желания заставило его встать и заговорить. И собственные слова удивили его, словно их произнес его голосом кто-то другой. "Кольцо возьму я, - сказал он, - хотя не знаю, куда нести его".

        И мудрый Эльронд счёл решение Фродо единственно верным: "...эта задача - ваша задача, Фродо, и никто, кроме вас, не сможет выполнить её".

       
        В этой связи возникает вопрос о причинах ухода Фродо с Эльфами за Море. Мне видится, что причина здесь не только в усталости от многочисленных лишений (Сэм их тоже перенёс, а ведь женился и дочку воспитывает) и не в том, что много энергии потратил в роли кольценосца (с Кольцом много времени прожил и Бильбо), хотя эти причины, разумеется, не из последних.


        Мне видится, ключом может послужить диалог с Мерри при возвращении в Шир. "- Ну вот мы и остались вчетвером, как когда выехали вместе, - сказал Мерри. - Все прочие один за другим покинули нас. Как будто всё это было сном, и он постепенно рассеивается, и мы просыпаемся.
        - Напротив, - отозвался Фродо. - Мне кажется, что мы опять засыпаем.".

        Он не мог больше гореть вполнакала, и потому дни его были сочтены. Так бывает.


                Ш.1.а. Заключение.

        Итак, триединство вертикальное: Гандальф (стратегия), Арагорн (защита), Фродо (исполнение). Маг-Человек-Плюшевый Зайчик есть условие исполнения акции Добра и Порядка.

        Горизонтальное триединство - Фродо-Сэм-Голлум будет рассмотрено нижеэ

        Забегая вперёд, отметим, что Гандальф-Арагорн-Фродо соответствует триединству Витязей тьмы Саурон-Саруман-Голлум.

        И ещё одно в заключение.
        Арагорн, Гандальф - это представители двух культурно-исторических пластов. А Фродо - оживший плюшевый зайчик.


Рецензии
Огромное Вам, Глафира, спасибо за эти записки. Читая их, заново открываю для себя
творчество Толкиена. Столько мудрых, интересных умозаключений Вы отметили в его произведениях." Племя Бродяг - это племя первых Людей, пришедших из Космоса, хранителей морально-этических норм человечества и легенд как о космическом прошлом людском, так и о их деяниях на избранной для жизни планете от первого до последнего дня мироздания.
Иногда мне кажется, что они и сейчас живут среди нас". Я бы отнесла к ним шаманов, святых, людей с экстрасенсорными способностями. Даже уйдя в мир иной, они охраняют нас и нашу землю от великих бед и потрясений.Интересны рассуждения о волшебстве, о Белой и Черной Магии."...магические секреты были лишь у призванных и страстных. Призванные становились Белыми Магами, Страстные - Чёрными"."Волшебство всегда связано с заклятием, а заклятие - с проклятием".Много и других мудрых мыслей....
Понравилось.
Творческих Вам успехов и понимающих читателей.
С признательностью. Галина.

Галина Гостева   18.05.2019 20:32     Заявить о нарушении
Ой, Галина, так ведь это ж не мои мысли,а Толкиена, а может быть даже его переводчицы З.Бобырь. Мои только скромные комментарии и ассоциации с другими писателями, пишущими о волшебстве и магии. Но я очень благодарна Вам за Ващу доброжелательность, это дорогого стоит в наше время.

Глафира Кошкина   18.05.2019 20:50   Заявить о нарушении
Знаете, Глафира, понимающие читатели так же важны для литературы, как и талантливые писатели. В этих записках хорошо виден Ваш читательский талант. Вы умеете заметить в творчестве писателя то важное, что он и хотел показать в своем произведении.
Спасибо Вам за это.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   18.05.2019 20:57   Заявить о нарушении