Сатисфакция в ДудкиБаре

16 мая ярославская команда «Волков Бэнд»  закрыла свой второй театрально-концертный сезон в костромском ДудкиБаре (в Ярославле ещё встречи запланированы). Артисты Владимир Майзингер, Сергей Карпов, Максим Подзин, Иван Щукин и Евгения Родина под предводительством Руслана Халюзова привезли в Кострому постановку «Сатисфакция» по мотивам киносценария Евгения Гришковца.

Как мы знаем, требование сатисфакции – вызов на дуэль. И здесь два героя (Владимир Майзингер и Сергей Карпов) ведут «бой» длиною в ночь – кто продержится до утра, вперемежку выпивая водку, ром, шампанское и прочую текилу. Повод, как положено – дама, секунданты – видеокамера и официант. Но они не просто пьют, они беседуют о важных вещах – о мороженом, дружбе, одиночестве. Старшее поколение с младшим, у каждого своя мудрость, разговор не прерывается, потому что он вынужденный, а телефоны выключены. Герой Владимира Майзингера по-своему мудр, уравновешен, хотя именно он затевает «дуэль» из ревности, понимая, что сама дама не стоит скандала. Он говорит о том, что ему хорошо с ней, ему дорого его отношение к этой женщине. Это выход за рамки комфорта ради этого самого комфорта. Его пластика – пластика большого кота, тигра, который никуда не спешит. Персонаж Сергея Карпова моложе своего визави лет на 20, для него эта ситуация неожиданна, поэтому он нервничает, спорит и обороняется. Ухоженный молодой человек, с белозубой улыбкой в 32 положенных здоровому человеку зуба, не видит больших проблем, пожалуй, ни в чём – вот не догадывался он, что шефа так огорчат его интимные услуги  шефской жене. Чего такого-то, чес слово. Однако иногда нападающий с обороняющимся меняются местами – не бывает чёрного и белого, а поэтому будем мешать шампанское с коньяком.

Раунды между «дуэлянтами» «дублируются» комическими диалогами-обсуждениями этого поединка на «кухне» ресторана, там свой «турнир», на макаронах. Такая структура поддерживает внимание зрителя в таком специфическом пространстве и далеко не нова – средневековые мистерии перемежались фарсовыми вставками, в ренессансном театре Испании и Англии между частями пьесы были обязательно танцы или клоунада.

Проект «Театральная среда», зародившийся в «Дудках», создает свой формат. Зал маленький, обстановка камерная – зрители, сидя за столиками, видят артистов на расстоянии вытянутой руки. Но это не камерный театр – атмосфера иная. Зрители идут в ресторан, они пьют вино, едят суши и спагетти, их настроение более легкомысленное, чем при походе в театр. Они совсем иначе пропускают через себя сценические события. И тем не менее – пропускают. Зрители здесь, как правило, образованные, требовательные и занятые.

Развлечение? Нет, не совсем. Подобные театральные встречи – никак не «Голубой огонёк». Даже совсем нет, потому что Волков Бэнд не занимается комикованием или развлекаловкой, дешёвой комедией, не работает на потеху публике. Они совершенно серьёзны. Такой мастер как Владимир Майзингер в забавном рассказе может найти свою философию, рассказать смешно о грустном или грустно о смешном – профессиональнейшая работа на стыке жанров. Молодой актёр Сергей Карпов совсем другой, он цепкий, техничный, но его безупречная улыбка не скрывает серьёзный, «неулыбчивый» взгляд.

Театр становится тем редким полем, где человек представлен сам по себе, где люди общаются, спорят и мирятся. В реальной жизни этого всё меньше и меньше – всё больше места в жизни занимает смартфон. Иногда возникает ощущение, что персонажи на сцене более живые, чем ты сам – страсти, конфликты, споры, обсуждения уходят, воплощаясь в цифровом пространстве.
Ирина Пекарская, театральный критик.
17.05.19


Рецензии