8-ой сезон Игры Престолов

(на рисунке Дейенерис Таргариен и Джон Сноу наблюдают отчаянную атаку дотракийцев на армию Короля Ночи в битве за Винтерфел)


Пересмотрел все серии сезона, начиная с первой. Скажу честно, сезон мало чем меня удивил в итоге, все вполне вписывается логичную картинку. Даже сказал бы больше – 8-ой сезон самый логичный и конструктивно чистый из всех, что видел, кроме только 6-го сезона. Актерская игра на высочайшем уровне (выше, чем в первых сезонах на голову). Можно сказать, что актеры наконец-то так разыгрались, что уже не чувствуют никакой игры, просто живут в своих персонажах.

1. По персонажам.

1) Крайне невзрачна, почти статична была подана в этот раз Серсея Ланнистер. Она выглядит здесь не мегерой и исчадием ада, а скорее обреченной на заклание коровой. Тут характерна сцена, где она выходит в пятой серии и смотрит на город вся такая разомлевшая и довольная. За весь сезон у нее был только один поступок, это казнь Миссандеи и ни одного нормального диалога, кроме зареванного с Джейме в подвале обрушающегося Красного замка. «Единственный поступок» говорит о ней, либо как о дуре, либо как об истеричке. В первом варианте: понятно, что Дейенерис отклоняет предложение Серсеи (оно носит заведомо невозможный характер) и все аргументы ланнистеров на переговорах – туфта туфтой. Тогда зачем это нужно было? Единственное объяснение – спровоцировать Дейенерис на непродуманную атаку, заставить свихнуться. Заставила - молодец! Дейенерис «свихнулась» и убила всех – госпожа Серсея вы довольны? Если за колоколами не было никакой хитрости в виде адского огня, то тогда поступок Серсеи носит характер «самоубийства». Понятно дело, чтобы сделала Дейенерис, если бы взяла бы город без боя – первым делом она распяла бы Серсею на воротах замка, всех остальных ланнистеров – «дракарис!». Какой смысл тогда был в этом поступке? Серсея выглядит уставшим измотанным персонажем, желающим навеки отдохнуть. Это и происходит в итоге. Ее окружение? Интересен только Клиберн, остальные, даже Эурон – крайне статичны. Эурон правда один раз двинул бровями, когда сбивал дракона, но на больше его не хватило. А командир «золотых мечей» вообще произнес только пару фраз.

2) Команда Старков не менее разочаровывающая. Санса показала себя крайне недалекой и глупой интриганкой. В первом контакте с Дейенерис она вякнула, что «дотракийцы, солдаты и драконы много едят». Я бы на месте Дейенерис тут бы ответил: «до свидание миледи! Оставляю вас в Винтерфеле, у меня есть боле важные дела!». Дальше больше: в каждом диалоге с королевой драконов Санса демонстрирует не ум, а тупость. Тупо и без всяких «или» говорит «союзнице», что ей тут не место, никто ее не ждет, независимость для севера превыше всего. Точно также «невидимая» в бою Санса ведет себя и после краха Короля ночи. Вывод: до Олейны ей как пешком до Луны, интриганка из нее никакая. С ней интересна только та сцена, где она прячется с Тирионом в подземелье от вихтов. Ария лихо помахала посохом на стене, потом пырнула Короля ночи, до этого трахнулась с Баратеоном – ни одного интересного диалога с ней нет. Раскрылась как персонаж только в Красном замке, во время беганья по улицам и подвалам от Дрогона вместе с остальными беженцами. Персонаж безликий в буквальном смысле слова. Невзрачный и неинтересный. Очень статична. Бран пару раз позакатывал глаза во время боя, но в интригах продемонстрировал намного больше ума, чем Санса с Арьей. Интересно подвел всех к теме «истинного наследника Железного трона». Интересен его монолог о КН во время заседания штаба. Вообще его хотелось бы по больше.

3) Джейме Ланнистер – был крайне скучен. Если бы не его диалог с Тирионом в пятой серии, то его можно было вообще не заметить. Тирион – интересно начал и довольно неплохо вел сезон. Очень хорош его диалог с Квиберном и сама сцена, где он бесстрашно идет под стрелы. Вообще диалоги Тириона в этом сезоне – самые качественные из всех. Тириону пришлось доказывать сначала, что он не идиот и ошибся с Серсеей случайно, потом мотивировать свою поддержку Дейенерис с Варисом и другими, потом объяснять многие собственные ошибки Дени, потом спасать Королевскую Гавань. На него упало в этом сезоне почти половина всего диалогового напряжения. Все его поступки на редкость логичны и разумны. Он вообще выглядит как маленький лучик света в нарастающем безумии. Очень интересна фраза, когда Тирион говорит Джейме, что «если проиграем битву за Винтерфел, то я однажды доберусь до Королевской гавани (уже в качестве вихта) и загрызу там свою сестру». Шутки Тириона действительно смешны и разбавляют сюжет.

4) Джон Сноу тупо гнал одну линию: «Я верен своей королеве! Она нас спасет!». Вообще эта твердость мне очень понравилась. Рядом с болотом, показанным в предыдущих сезонах, его фанатичная вера в Дейенерис выглядит настоящим рыцарством. Джон отметает любые нападки на свою королеву и демонстрирует в общении с ней смиренную преданность истинного вассала. Саму идею рассмотреть все под иным углом (как ему предлагают Санса, Давос Сиворт и Варис) – он просто отбрасывает. В бою показал себя шахидом! Безумен и неистов. В общем одни плюсы без единого минуса.

5) Дейенерис. Первое что заметил – драконья королева сильно постарела и очень подустала, что серьезно повысило реалистичность ее образа. Тупость Сансы, сразу же заставила Дейенерис определить Старков как потенциальных врагов, о чем она недвусмысленно сказала Джону перед битвой за Винтерфел. Дальше ничего абсолютно для меня неожиданного не было. Я и так знал, кем в своей сущности была Дейенерис и ее «сумасшествие» никаким сумасшествием для меня не является. Просто дракон, наконец, стал драконом, самим собой. И при штурме Королевской гавани она сбросила лживые покровы и раскрыла свое истинное лицо: драконьей королевы, Чингисхана, завоевавшего мир. Играла – безупречно. Мимика и слова, выражения и жесты – все на пять с плюсом! Я вообще восторге, от Эмилии Кларк, чтобы не говорили, но в восьмом сезоне она была как актриса - божественна (на уровне итальянского неореализма). Тут она перекрыла Лену Хиди в 5-6-ом сезонах и Мишель Фэрли в 1-3-ем). 8-ой сезон это четко сезон Дейенерис! Очень реалистичны все ее диалоги с Джоном Сноу, реакция на публике и виртуозно переданы эмоции в драматичные моменты (гибель дотракийцев, смерть Мормонта, гибель Миссандеи и кара Красного замка). Она просто играет саму себя, и даже «постарение персонажа» выглядит естественно. Тут уже не маленькая девочка-кхалиси, а уже опытная и повзрослевшая королева, готовящаяся встать во главе всего мира. Любопытно, что за все время сериала, Дейенерис ни разу не раскрыла на словах свои истинные мысли и чувства, даже когда казнила Вариса, то сделала это без единого грубого слова. В разговорах с Сансой она выглядит на голову умнее, что довольно странно (Санса типа «много пережила»).
 
6) И наконец, второстепенные персонажи. В этот раз сериал сыгран был не главными, а как раз второстепенными персонажами. Великолепно показала себя Бриена! Отлично смотрелись Пес Клиган, Джохаар Мормонт (павший как истинный рыцарь рядом со своей королевой), Лилиана Мормонт (бесстрашная малышка). Необычайно психологичны были в этот раз Теон и Варис. Точно переданы перед казней эмоции Миссандеи и реакция Серого червя. Хорошо разбавил сюжет Тормуд своим байками и шутками. Вообще, «главные» конечно сдали, но «второстепенные» их подперли.

2. Разбор отдельных серий.

2.1. Серии 1, 2.
1-2 Серия идут как «подготовительный материал», 3-я - битва с Ходоками и армией вихтов, четвертая - разгрузочная, пятая - огненный апокалипсис в Королевской гавани и шестая - смерть Дейенерис и эпилог.
1) Подготовительный материал в первых двух сериях показан очень неплохо, но многое осталось за кадром, и не было объяснено зрителю. Почему-то число «золотых мечей» указывается в 20000,хотя в романе их только 3000 и в основном конница и арбалетчики. Вот такие бесчисленные отхождения от текста исходного материала лихо заполняют почти весь восьмой сезон. Вообще множество мелких небрежностей и небольших косяков которые потом как «слоны Серсеи» расползлись на мэмы.
2) Сама главная антагонистка, Серсея, показана только в первой серии и попадана крайне неубедительно. Она неуверенно ведет себя в разговоре с Эуроном, не демонстрирует четкого продуманного план действий, который был у нее всегда в любом противостоянии. Было видно, что ее массированно сливают как персонажа. Сцены в Королевской гавани в целом были малоинтересными.
3) Из сцен в Винтерфеле можно конечно выделить приход армии Дейенерис, как все это подано: войска, конница и летящие на бреющем над головами Сансы драконы.
4) Потом конечно полеты на драконах, обучение этому Джона Сноу и его любовь к Дейенерис. Все подано очень красиво. Два сверхчеловека.
5) Затем интересна была сцена заседания штаба и подготовка к предстоящему сражению. О сражении чуть ниже, но очень понравились диалоги между Тирионом и Джейме, между Тормундом и Брионой, между Псом Клиганом и Арьей.  Штаб Дейенерис показан вскользь в моментах общения между Серым червем и Миссандеей. Санса с первых минут показала себя той еще девочкой и в глазах большинства зрителей – сильно проиграла. «Неблагодарная тварь» - чаще всего читал в кометах.
6) В этот раз обошлись без секса, а сцена любви между Арьей и бастардом Джендри, который всплыл аж со второго сезона, показалась зрителям немного нелепой. В общем можно сказать, что кроме голливудовских поцелуев сексуальная составляющая сезона практически отсутствовала. Такое с ИП случилось впервые.
7) Постепенно в Винтерфеле выводится психологический накал нарастающего напряжения перед решающей битвой со смертью. Войска (очень-очень разные по составу и командованию) выставляются вокруг города, идут последние приготовления очень пугающий диалог между Сноу и Тормундом о приближении армии мертвецов. Затем финальный неожиданный для зрителя спор между Сноу и Дейенерис, когда та узнает, что Сноу тоже Таргариен. Дени просто впадает в тихую ярость и требует в ультимативной форме от Сноу молчать. Этот поворот, словно предупреждает нас о конфликте, что может выйти в финале.

2.2. По третьей серии восьмого сезона «Игры Престолов»решил написать в форме «вопросы-ответы», потому что именно по ней и задавали больше всего вопросов и именно она вызвала больше всего критики.

1) Вопрос: Почему съемки ночью? Ничего не разглядеть.

Ответ: именно потому, что ничего не разглядеть. Для вихтов это идеальное время нападения, поскольку они ориентируются не на органы чувств, а на движение и «чутье мертвого». Люди же ночью видят плохо. Так что нападение ночью – самое очевидное решение для вихтов.

2) Вопрос: Почему не сказали сколько сил защищало Винтерфел?

Ответ: во второй серии на 24-30-ой минуте идет заседание штаба людей, перед предстоящей битвой. Там на карте указаны силы сторон (маленький камушек – предположительно 500 бойцов, большой камушек – 1000) Треугольный камушек – знамя подразделения (таргариены, дотракийцы и старки). По этим я определил, что в решающем сражении дотракийцев было – 9000 бойцов, «Безупречных» и других солдат Дейенерис – 30 000, северян и старков – 20-22 тыс., а вот вихтов – порядка полумиллиона (примерно пятьсот больших камушков). Как следствие у КН была армия в 8-9 раз больше человеческой (не считая великанов и одного дракона), а человечество собрало все свои лучшие силы, притом, вооруженные оружием и стрелами из драконьего стекла и валерийской стали. Кроме того ходоков было не менее 18-и.

3) Вопрос: Почему выстроились за стенами в чистом поле?

Ответ: Очень правильное решение с учетом характера противника. Вихтам плевать на стены и как показали события в Суровом доме, они могут перелезть через стену без всяких лестниц. А там дальше пространство для обороны становится меньше чем в чистом поле. Кроме того у нечисти были дракон и великаны, которые могли разрушить ворота и стены. Люди встали перед стенами и убивали вихтов оружием из драконьего стекла, а лучники на стенах в тоже время расстреливали вихтов стрелами с наконечниками из того же стекла. То есть вихты подвергались двойному истреблению.

4) Вопрос: Почему не использовали драконов для разведки сил противника?

Ответ: С учетом того, что положение КН было неизвестно, такой неумный шаг мог привести к еще одному попаданию ледяным копьем и гибели еще одного дракона (любого!).

5) Вопрос: Почему первыми послали дотракицев?

Ответ: Стандартная тактика средневековых войн – первыми выступают либо лучники, либо кавалерия. Лучники обрушивают на противника ливень стрел, за ними выходит конница. Но проблема заключалась в том, что противник не был виден визуально, стало быть лучники были бесполезны в начале сражения. Поэтому разведка сил противника кавалерией выглядела разумным шагом. Полагаю, что люди считали, что дотракийцы, имея дополнительное преимущество в виде того что они конница (против 100% пешей армии вихтов) и то что они идеальные рубаки, могли смять порубить значительную часть вихтов (как показано во многих фильмах на тему средневековых войн), а потом успешно отойти назад, при столкновении с крупными силами (тактика кочевников: налет – отход назад). Но люди не учли, что вихты, когда атакуют, то не идут тихим шагом как обычно, а несутся буквально валом костей и мечей. В результате не дотракийцы опрокинули вихтов, а вихты дотракийцев. Смяли и принудили к бегству. Это была вполне ожидаемая ошибка. При этом значительная часть дотракийцев все-таки уцелела (думаю, что не менее 2000 спаслось, и они были видны потом при штурме Королевской гавани).

6) Вопрос: Почему требушеты стояли перед строем людей?

Ответ: Артиллерия тут была скорее «психологическим» оружием. Внутри замка они не могли стоять в виду сложности прицеливания для таких машин и крайнего недостатка самого места для их установки. Очень точно попали они в вихтов, потому что были пристреляны (см. вторую серию). Дальше они стали бы бесполезны, поскольку враг уже прошел зону их пристрелки, и стрелять драконьим стеклом по пустому месту уже стало неразумно.

7) Вопрос: Почему канава (ров) была такая маленькая (неглубокая)?

Ответ: Какой бы ров не выкопали, хоть сто метров в глубину – вихты легко бы его преодолели. Там главное не глубина рва, а его устройство – колья с драконьим стеклом и огонь. Это для них препятствие, а не «глубина траншеи».

8) Вопрос: Почему драконы людей не были эффективны против вихтов?

Ответ: Полная чушь! Драконы начали поливать вихтов огнем, сразу же как те соприкоснулись с пешим строем людей. Это видно на протяжении всей сцены боя. Драконы сделали не менее 25 залпов только в кадре серии, перебили массу вихтов и почти всех великанов. В одном кадре четко видно как Дрогон убивает одним залпом сразу двух великанов. Удары они наносили ровно в 50-100 метрах от границы людского построения, то есть точно перемалывали подходящие силы противника, давая возможность людям перебить в ручную ближние к ним силы врага. Не было бы драконов – вихты смяли бы людей через полчаса максимум.

9) Вопрос: Кого ждали и ловили Дейенерис и Сноу?

Ответ: Их первоочередная цель была только КН. В принципе они ее выполнили: Король ночи был сброшен с дракона, а сам дракон выведен из строя. Дальше план не сработал, потому что Король Ночи оказался неуязвим для драконьего пламени, а Сноу просто не успел добежать до него с мечем, поскольку КН сотворил себе новую армию вихтов уже из павших защитников Винтерфела.

10) Вопрос: Почему люди, целая армия, не нанесли мертвецам никакого урона?

Ответ: Чушь полная! В момент приземления КН видно, что вихтов осталось у стены совсем чуть-чуть (буквально всего несколько тысяч, вместо полумиллиона). Кроме того вихты потеряли к тому времени всех великанов (их не было видно, а последнего убила Лилиана Мормонт в самом Винтерфеле), и шестерых ходоков (в Священной роще их было уже только 12 вместо 18). Вся остальная армия вихтов, что потом образовалась – это уже павшие защитники Винтерфелаи захороненные в нем Старки.

11) Вопрос: Можно ли было дать сражение вихтам за Винтерфелом?

Ответ: Бесполезно даже думать об этом! При движении армия вихтов пропорционально увеличивается на все население, что сжирает на своем пути и на все могилы, где находит материал для пополнения. К моменту подхода к Королевской гавани их было бы десятки миллионов. Кроме того высокая вероятность, что после взятия Винтерфела вихты под командованием ходоков просто разошлись по стране уничтожая все живое и поймать где-либо Короля Ночи стало бы физически невозможно.

12) Вопрос: Могла ли Арья Старк прыгнуть на КН раньше?

Ответ: Чтобы она прыгнула, нужно было, чтобы армия вихтов поредела до предела, что и было видно в последней сцене. По существу люди уничтожили саму армию: вихтов осталось к концу бойни максимум 30-40 тыс. (прежней армии и «новой») и 12 ходаков, а Арья убила самого КН.

13) Вопрос: Какие потери понесли люди в ходе сражения? Разумна ли цена?

Ответ: Об этом сказано в четвертой серии. Погибло 7000 дотракицев, половина армии Дейнерис (15000 бойцов) и половина ли чуть больше северян (10000-12000). То есть всего примерно 32-35 тыс. человек. С учетом того, что за армию они истребили, можно считать, что это «небольшие потери». Потом остатки этой армии за пару часов взяли Королевскую гавань, буквально смели их защитников. Почему казалось, что потери людей выше? Это потому что раненых вытаскивали с поля боя, и они уходили за Винтерфел. Стоит заметить, что если бы люди не удержали Винтерфел, то погибли бы десятки миллионов, возможно, что вообще все человечество. То есть людей, по итогам сражения, осталось порядка 30 000 включая раненых и больных. Эта цифра подтверждается высказыванием «силы сравнялись» (ланнистеров на тот момент было - примерно 30-35 тыс, включая 20000 «золотых мечей»)

14) Вопрос: Чего хотел Король ночи и в чем его загадка?

Ответ: Рассказано полностью во второй серии в монологе Барна Старка. Король ночи намеревался уничтожить все живое на Земле, а его целью была «вечная ночь». Еще ему нужно было непременно стереть память о человечестве, истребив всех «трехглазых воронов» (хранителей этой памяти). Король ночи нес с собой полное уничтожение всего живого и смерть всех людей.  А его знак в виде спирали это: «врата смерти» из великого круга мандал (почему-то никто не заметил, моя - улыбаться). Или просто говоря - «мандала смерти». То есть он собирался всех уничтожить, истребить всю жизнь. Шел как робот с программой-установкой.

2.3. По четвертой серии, которая в целом малоинтересная (пьянки-гулянки, отпевания и празднования победы, потом длительные беседы ни о чем), я могу дать свою расшифровку содержания главного диалога всего сезона, это переговоров между Тирионом и Клиберном о судьбе захваченной в плен Миссандеи. Миссандея, фаворитка Дейенерис, бывшая рабыня, попала внезапно в плен после засады устроенной Эуроном на часть флота драконьей королевы. Внезапно в руках у Серсеи появился «золотой заложник» (такой заложник, за жизнь которого можно потребовать пусть не всего, но очень многое).

Итак :
Анализ этой сцены:https://www.youtube.com/watch?v=i524SM86ALM

Сцена гибели Миссандеи длиться примерно 10 минут (одна из самых длинных сцен в сериале)
По хронометражу:
1. 0 – 1.40. Стоят и смотрят друг на друга (вид у Дейенерис и ее компании напряженный, спокойный. Вид у Серсеи и ее компании флегматично презрительный).
2. 1.40 Тирион и Квиберн (оба десницы) идут на встречу друг другу для приговоров. Квиберн вежливо дает первое слово Тириону (как и полагается по этикету – просящая сторона говорит первой) Момент начала разговора показывают Дейнерис, видно что та сильно переживает.
3. 2.15. Первая фраза Тириона (приглашение к началу торга): «королева Дейенерис требует немедленной капитуляции Серсеи и выдачи Миссандеи Снаада».
4. 2.20. В ответ Квиберн дает свою границу: «Королева Серсея требует немедленной капитуляции Дейенерис, иначе Миссандея Снаада умрет, прямо здесь и сейчас» - вообще жутко странная ответная граница торга. Дело в том, что «требования Серсеи» изначально абсолютно нереальны. Не существует ситуации, при которой Дейенерис согласится на такую капитуляцию и собственную смерть, даже в обмен на жизнь хоть кого из своего штаба. Это невозможное предложение. Уточнение времени смерти Миссандеи говорит о том, что «та» сторона просто не желает никаких переговоров, а убийство Миссандеи станет демонстрацией для Дейенерис. То есть позиция Квиберна – «ноль переговоров. Война без альтернатив». Логичной была позиция: «мы не можем капитулировать, но готовы рассмотреть вопрос о Миссандеи, если вы подумаете над вашей позицией и вашими словами» - и дальше идут предложения.
5. 2.30. Что говорит в ответ на такую безумную позицию Тирион: «Квиберн, вы ведь разумный человек». Это выглядит как последнее предложение мира. Тирион обращается не к совести, а к самому разуму оппонента и всей «той» стороны. Квиберн отвечает: «льщу себя надеждой».
6. 2.40. Тирион: «У нас есть шанс избежать резни, помогите мне». Это означает уже последний возможный аргумент, который тут вообще возможен. Дальше Тирион говорит, что «не хочет слышать крики детей сгорающих заживо» - прямая угроза с одной стороны, а с другой намек на безумие Дейенерис, дочери безумного короля, который едва не сжег Королевскую гавань. Квиберн легкомысленно отвечает «да, это неприятный звук» - означает, что угрозы бессмысленны. «Помогите мне спасти город» - просит Тирион, намекая на то, что Клиберн может провести правильно переговоры и выторговать перемирие, что нужно в текущей ситуации Серсеи, либо почетную капитуляцию.
7. 3.10. Далее Квиберн делает наконец первый свой ход: «Я лишь подданный нашей королевы, Серсея - королева семи королевств, вы ее поданный тоже». На что Тирион отвечает: «ее правление окончено, и вы это понимаете, помогите ей это понять?» Ну в принципе примерно так оно и есть: сколько бы драконов не было в руках у Дейенерис, по факту вся страна уже в ее руках, а у Серсеи только столица и Железный флот. На момент этих переговоров пять из семи королевств, включая Север и Железные острова – присягнули Дейенерис.
8. 3.25. На это Квиберн отвечает: «мы совсем этого не понимаем друг друга» и начинает нести всякую чушь: «дракон уязвим, ваши войска измотаны» и т. д. типа это все что-то значит в такой ситуации. Тирион понимает, что Квиберн переговоров не ведет и за себя не говорит, и дальше игнорируя его, обращается к самой Серсеи напрямую, он подходит к стене и обращается к своей сестре. Та в ответ в наслаждении поднимает руку для сигнала лучникам. Вообще поступок для Тириона примерно как войти в клетку с месяц не жравшими тиграми. Переговоры уже провалены и Серсея может легко махнуть рукой (а сделать это для нее станет настоящим наслаждением).
9. 4.50. Но Серсея удерживается от этого шага, убирает руку (в кадре видно, что Эурон смотрит на Тириона с восхищением и уважением). Тирион вежливо кивает Серсеи, словно благодарит ее.
10. 5.10. Первая фраза Тириона: «Я знаю, тебя не заботит твой народ» - тут, наверное спорная фраза, поскольку выглядит конечно откровенным хамством, но кто, как не Тирион знает свою сестру? Это уж разговор не двух десниц, как минуту назад, а брата и сестры.
11. 5.15. Дальше следует серьезный аргумент: «они ненавидят тебя, а ты их» - это означает для Серсеи, что в случае войны если ее позиции ослабнут, то ее армия капитулирует. В принципе так оно и случилось (Тирион 100% прав).
12. 5.25. «Но ты не чудовище, ты всегда любила своих детей. Больше чем себя, больше чем Джейме». – аргументы точно ложатся на оппонента. Видно, что Серсея сильно волнуется.
13. 6.20. А дальше идет констатация: «твое правление окончено, но твоя жизнь еще нет. И твой ребенок может выжить» (Серсея беременна). В ответ, пережив определенную гамму чувств (аргументы Тириона точно попали в цель). Серсея берет Миссандею за руку и произносит: «если есть последние слова – говори!». Это означает, что решение о смерти Миссандеи уже принято и никакие слова Тириона ничего не значат. Решение об убийстве Миссандеи было принято до начала переговоров. Точка!
14. 7.30. Миссандея, которая слышала всё, все переговоры прекрасно это понимает, смиряется со своей судьбой и говорит последнее слово, которое только и возможно в такой ситуации: «Дракарис!» (команда для драконов). То есть, «уничтожь их!». Слово обращено не к Серсеи, а как раз к Дейенерис. Последняя просьба в форме приказа. После чего Миссандеи отрубают голову.
15. 8.20. Дейенерис, пережив смерть Миссандеи, уходит как зачарованная.  Серсея и Эурон смотрят на нее надменно, словно спрашивают: «ну ты сделаешь, то, что потребовала твоя подруга или нет? Убьешь нас, или кишка тонка?»
Вывод: Серсея напросила себе смерть. Хотя могла в такой ситуации спокойно выторговать жизнь и даже больше. И уж точно избежать уничтожения столицы и всей последующей катастрофы. У нее был «билет в рай» и она сама его сожгла.
Пункт семь: когда Квиберн говорит, что я «лишь подданный своей королевы» - это может идти как скрытый намек на предательство Квиберна и то, что он в действительности на стороне Дейнерис и не будет завтра мешать ее планам (ну это, правда, только моя теория, в сериале ее так и не раскрыли). Он словно говорит Тириону: «королева скоро сменится, не стоит беспокоиться о текущем». Тогда ответная реплика Тириона уже выглядит как прямой намек, что смена может пройти далеко, не гладко, хотя он понимает намек Квиберна на неустойчивость положения Серсеи в ее лагере и использует это потом в разговоре уже с Джоном Сноу и с самой Дейенерис.
В целом четвертую серию можно определить как удачную, но сцена гибели дракона Рейгаля от копий баллист немного малореалистичная (если есть вопрос о реалистичности в фентези), а финальная сцена фильма «переговоры» - очень жестокая.

2.4. По пятой серии я могу дать краткий анализ битвы и свои предложения (как бы я снял)
Краткий анализ битвы в пятой серии.

1. Это однозначно лучшая батальная сцена во всем сериала (Битва бастардов и разгром ланнистеров или битвы при Черноводной – намного слабее).
2. Расчет Серсеи был четко на неприступность стен, флот и скорпионы. Он рассчитывали на свою численность и, что ослабленный противник не сумеет их победить. Это расчет подлецов и трусов, какими всегда и были ланнистеры по своей сути. Они ни разу за весь сериал никого не победили силой, только подкупами, предательствами и изменой. И всех их «победы» - это победы с помощью полости и предательств. За исключением Черноводной, но тогда у них был хотя бы один достойный командир - Тирион. Здесь он был на стороне их врагов.
3. По виду ланнистеров перед боем, их расхлябанности, несогласованности и лени – видно, что они не рассчитывали на атаку со стороны врага.
4. Когда зазвонили колокола, ланнистеры покорно побросали мечи – видно, что вояки они около нулевые (что и следовало ожидать!).
5. Дейенерис прекрасно и почти идеально спланировала атаку: Она зашла с солнца на корабли железного флота, потом на бреющем, чтобы в нее не попали из скорпиона пожгла примерно половину его. Затем, пролетев весь город, с тыла разбила ворота и открыла путь дотракийцам, северянам и безупречным. Бой внутри города показал, что ланнистеры воевать не умеют от слова «вообще». Золотые мечи просто разбежались (смешно рассчитывать на их силу – они были сильны, когда являлись опорой трона, а когда стали «вольными братьями» все их достижения были – сжечь какой-нибудь городок под заказ и прийти к кому-нибудь за долгами. Мажорики, разучившиеся воевать и заплывшие жиром).
6. Судя по бесчисленным взрывам «дикого огня» Серсея и ее подручные заминировали весь город. Их был расчет – «пусть в случае поражения все сдохнут вместе с нами!»
7. И вероятно самый большой прикол заключался именно в колоколах – в расчете на мнимую «капитуляцию» - мол зазвонят колокола, войска Дейенерис пойдут в город, а их тут «диким огнем» и капут! На мирных жителей Ланнистерам было НАЧХАТЬ! Они для них – биомусор. Отсюда и ледяное спокойствие Серсеи в момент звона колоколов.
8. Дени похоже знала об этом замечательном плане своих врагов и не стала играть по их правилам. Она продолжила штурм. В результате «дикий огонь» цепной реакцией после первого поджога сработал по самим ланнистерам и пережег их без остатка с тысячами мирных жителей.
9. Дейнерис одержала чистую победу малой кровью. Она показала себя прекрасным полководцем и безупречным лидером. Ланнистеры канули в лету.
10. В целом сражение мне напомнило битву при Таутоне в «Войне роз». Там также высокомерие, глупость и неспособность реально сражаться погубило гигантскую армию ланкастеров. Ланкасетры были мастера сражаться с мирными жителями и создавать союзы, но тут йорки их разнесли в пух и прах.

Так что Тирион советовал Серсеи вещь: «сдаться сразу и не делать глупостей». Кто-кто, но он знал кто такие ланнистеры и на что они способны в столкновении с настоящими мужиками. Еще я сильно подозреваю, что у Дейенерис был план обороны города, иначе она так прекрасно так все сделать? Она четко знала, кто и где стоит. Спланировала и провела атаку как по нотам. Разведки тут мало. Кто-то сдал Королевскую гавань из числа окружения Серсеи. И этот кто-то был…
Думаю, что Квиберн.
Квиберн не руководил боем, хотя именно он был за главного. Предлагал Серсеи быструю сдачу города, отступление, эвакуацию – он предатель! Очень характерна его фраза: «все скорпионы уже уничтожены». Во-первых на тот момент далеко еще не все, во-вторых – это явная сдача. Квиберн – всегда был на стороне того, кто больше заплатит и у кого реальная сила. Он принес Королевскую гавань Дейенерис на блюдце. Вот почему Гора его убил (почувствовал рядом с собой крысу).

Тем не менее, серия была снята так, что оставила у зрителей тысячу вопросов. Как бы я ее снял, если был бы режиссером?

1. Нужно было четко показать зрителю, что Дейенерис был известен весь план обороны города. Скажем, Дени и Серый Червь склоняются над планом, где кружочками одного света отмечены баллисты, кружочками другого цвета – «адский огонь» и так далее. Дейенерис пальцем подводит к воротам города, а Серый Червь кивает. И тут входит случайно Тирион и оба «командира» немедленно сворачивают карту. Типа не для чужих глаз!
2. До сих пор не могу понять, куда дели Яру Грейджой? У нее как минимум половина Железного флота. Нужно было сделать так: флот готовится, суета, толпы народу чет мастерят, толкают, водят, крутят и т. д. и тут… Атака с воздуха, флагман горит и на горизонте флот Яры! Это было бы шикарно! А Дени уже взлетает над замком и перелетает через него. То есть смысл сцены в порту – Дени сожгла флагман, уничтожила управление, Эурон спрыгнул – все остальные сдались Яре.
3. Потом показать, как она на бреющем летит над городом к воротам, почти над самими крышами, может даже хвостом Дрогона что-то задеть, сбить пару черепиц.
4. А улице показать, как армия Дени выходит из лагеря (!) и выстраивается у катапульт и машин (хоты бы с десяток!).
5. На стенах кроме скорпионов еще лучники. Все смотрят, дальше какое-нибудь глумливое выражение лица у Гарри Стрикленда (командира «Золотых мечей»), и тут сзади Дени сносит ворота и накрывает их всех буквально на построении. В нее стреляют скорпионы и лучники, но она резко уходит в облака, а машины северян бьют по стенам города. А за ними срываются и остальные: дотракийцы, безупречные, северяне и т. д.
6. И дальше показать сцену как Дени летит на парализованный от такой наглости город. Просто падает на него как камень с небес и начинает изнутри стен и самой обороны палить в катапульты и лучников – те горят сотнями. Можно еще показать, как кто-то пытается отчаянно повернуть баллисту на 180 град и сгорает не успев. А тем временем дотракийцы и прочие косят как траву солдат Серсеи на улицах Королевской гавани. Тогда появляется логика штурма. Камера на Серсею и та произносит, дрожа: «нам нужен один хороший выстрел», а Квиберн: «мы пытаемся госпожа!». Возникает схема «мнимого руководства».
7. И после этого Дени усаживается в районе поминального комплекса Септы Бейлора – и начинают звучать вопли о колоколах. Серсея замирает, потом смотрит на Квиберна, тот типа «хитро улыбается» (план «Б»).
8. Дейенерис смотрит на замок, слушает колокола, потом ярость в ее глазах и летит и стреляет только пару раз точно в место, где заложен «дикий огонь» (расположение мин она знает). Серсея вскакивает со своего места в ужасе (неподдельном!), а по всему городу идут вспышки зеленых взрывов детонации «дикого огня». Такие – небольшие как мины.
9. Дальше показывают флот и его капитуляцию, высадку Яры и ее людей в Черноводной. И только после этого Дрогон летит на замок и под ним все горит, что красным, что зеленым.
10. Дальше штурм Красного замка и его частичное разрушение. Поединок двух Клиганнов - Пса и Горы (который кстати показан великолепно!).

И дальше все остальное точно по сценарию.
Ну, это просто мой вариант, как бы я сам снял бы всю серию и весь штурм. Мой вариант и не более того.


2.5. И по последней серии восьмого сезона.
Сначала то, что прозвучало в фильме:
Джон Сноу и Давос Сиворт идут по сгоревшим останкам Королевской Гавани, осознавая, что натворила Дейенерис, в то время как Тирион Ланнистер находит тела Джейме и Серсеи под обломками Красного Замка. Серый Червь казнит солдат Ланнистеров, сказав, что это приказ Дейенерис. Бурерожденная заявляет Безупречным и Дотракийцам, что она освободит не только Вестерос, но и весь мир. В этот момент за ее спиной красиво раскрывает крылья Дрогон, что выглядит как будто крылья не у дракона, а у самой Дейенерис. Тирион публично отказывается от должности Десницы Дейенерис в знак протеста против её правления, и его арестовывают за измену. Оба Арья Старк и Тирион предупреждают Джона, что Дейенерис убьёт и его, и Сансу, и что судьба Вестероса теперь в его руках.
Джон встречает Дейенерис в тронном зале и пытается убедить её прекратить борьбу, и он также критикует её за то, что он сожгла насмерть детей Королевской Гавани. Дейенерис говорит, что убийство детей было необходимым, потому что Серсея считала, что милосердие было слабостью с её стороны (см. сцену переговоров о судьбе Миссандеи выше), и что мнение других хороших людей не важны. Отказав Джону в просьбе, они целуются, и Джон вонзает нож ей в живот и убивает её. Дрогон своим пламенем уничтожает Железный Трон и улетает, взяв с собой тело Дейенерис. После этого Джона арестовывают (вопрос, почему не разорвали на куски?).
Через некоторое время собираются лорды Вестероса, чтобы решить, кто будет следующим правителем. Тирион, будучи заключённым, предлагает, чтобы будущих королей избирали лорды Вестероса, и чтобы они не наследовали корону. Тирион выдвигает Брана Старка на роль короля; все остальные соглашаются, кроме Сансы, которая объявляет о выходе Севера из Семи Королевств. Бран назначает Тириона своей Десницей, а приговором Джона стало его возвращение в Ночной Дозор в качестве наказания за убийство Дейенерис, чтобы успокоить тех, кто ещё верен ей. Серый Червь ведёт Безупречных на остров Наат, родину Миссандеи. Дотракийцев также отправляют домой в Эссос.
Тирион преобразовывает Малый Совет, включив в него Бронна, Бриенну Тарт, Давоса и Сэмвелла Тарли, и они начинают планировать перестройку Королевской Гавани. Сэм представляет книгу «Песнь Льда и Огня», книгу по истории Вестероса после смерти Роберта Баратеона, написанную архимейстером Эброузом, и отмечает, что Тирион в ней не присутствует (вопрос «почему?»). Бран встречается с Советом и говорит, что он может найти Дрогона. Арья решает исследовать неизведанные моря к западу от Вестероса, местные лорды назначают Сансу Королевой Севера, а Джон, воссоединившись с Тормундом (Кристофер Хивью) и Призраком, ведёт группу Одичалых беженцев за Стену.

Мои предложения:
Честно говоря, такой финал меня ожидаемо разочаровал. Коненчо понятно все – все целуются, хобиты прыгают в постели, победила демократия. Но это очень примитивно и такой сериал, как Игра Престолов, на мой взгляд, не заслуживал такого финала. Хотя примерно такой финал я и предполагал с учетом того кто снимает. Дени конечно зарезали (друг, любовник подлец, сукин сын, такую девку убил!). Кокнул ее Джон Сноу. Дрогон ожидаемо сжег Железный трон и даже не полыхнул в сторону убийцы его матери. Больше никто не умер. Выбрали Брана… смех в качалке. В общем, линию становления драконьей королевы бездарно слили. Был Железный трон, а теперь вместо него деревянное кресло.

Я видел этот финал несколько иначе, и его можно было даже растянуть на пару серий.

1. Джон остается верен Дейенерис, но взамен на свою ленную присягу требует отпустить пленных и сохранить жизнь Тириону. Дейенерис выполняет это обещание. Лорды присягают Дейенерис в обугленном зале. Дальше две серии идет откат от образа безумной королевы, обратная трансформация.
2. Все решают свои дела (война окончена). Распределяют полномочия: Бронн получает свой Хайгарден, Сэмвелл пишет книгу, Тормунд уходит за стену. Дени на короткое время исчезает в Эоссос, и в конце седьмой серии умирает естественным образом и естественной смертью на руках у Джона (или погибает от руки кого-либо из мстителей за Королевскую гавань). В итоге Сноу и становится королем, а потом женится на Сансе. Так мир был бы собран. В финале мы видим восстановление Королевской гавани и объединение обоих миров Эоссоса и Вестероса в одно государство.
А сейчас этот мир больше разбит, чем по завершению пятой серии. И лорды не признают Брана королем. Это ерунда! Так что все погрузилось в хаос, распад и крах и вечную междоусобицу. В общем, ждем КН-2.

3. Общая оценка сезона.

В целом сезон мне понравился больше чем первые или седьмой. Он на уровне самого сильного – шестого сезона.
Первые две серии, правда, вялые, а четвертая немного спорная по содержанию (не могла быть такой дурой Серсея, казнь Миссандеи – это полный слив ее как персонажа). Битва за Винтерфел – ШИКАРНО! Разгром Королевской гавани – апокалиптично! Стоит заметить, что до этого смотрел недавно третью серию «Хоббита» и «Тор Рагнарок» - что сцена боя, что сцена гибели Асгарда – вообще ни капли не взволновали, вызывали скорее гомерический смех, чем волнение или переживание. Ну а если кто-то хочет покритиковать «сражение за Винтерфел», все-таки рекомендую тому чуть почитать историю средневековья и немного подумать, как могла бы выглядеть битва с вихтами с учетом всех обстоятельств. Если надо, то готов ответить на любую критику 3-ей серии 8-го сезона. По шестой серии - отдельный разговор. Хотя чисто в художественном плане, не вдаваясь в содержание, чисто в художественном плане она сделана в целом неплохо.


Конец.
Лев Вишня
14-21 мая 2019.


Рецензии
С удовольствием прочитала ваш подробный разбор сериала, вы грамотно все разобрали и у меня такое впечатление, что вы и сами снимали фильмы, это очень интересно.Сериал смотрела с удовольствием, что-то нравилось, что-то нет, но в общем считаю сильным фильм, книгу начинала читать и не дочитала, время тормозило, но хотелось бы.Жаль Дейнерис, очень понравился Джон, такой положительный и в конце такой немного инфантильный и как можно было убить ту, которую так любил, хотя любовь не совсем раскрыли, как-то очень холодно на фоне всех остальных страстей.Согласна битва за Винтерфел сильный сезон.Как-то быстро погибли все Старки на кровавой свадьбе, почему не предусмотрели такой финал, и самое что я продолжила бы сериал но в другом, Дейнерис спасли, у нее был шок от боли и древние какие-то силы ее спасли, она вернулась и отомстила всем, Сансу сослали(неблагодарная), с Джоном стали править, но в логове драконов,Бран у них был бы ясновидящим. И еще не все ходоки погибли ... и т.д. Но вам спасибо, прекрасный разбор и фильм бесподобный.

Людмила Бержакова   19.12.2019 20:33     Заявить о нарушении
Спасибо!

Ну по-крайней мере, как бы не относились к сериалу - впервые в истории кино была показана настоящая война, причем средствами фэнтези. И кстати реакцию людей на пятую серию я заношу в плюс создателям сериала, а не в минус. Получилось отлично!

Как бы скажем: произвело ли на зрителей хотя бы 5-10% того впечатления, что оставила пятая серия и гибель Королевской гавани следующие варианты разрушения городов:
1) гибель Асгарда в "Тор Рагнарок"
2) Уничтожение Озерного города в "Хоббит-3"?

думаю что нет.
Фильм снят масштабно, относительно грамотно и ОЧЕНЬ реалистично!
Показана настоящая война с ужасом, болью, цинизмом и всей возможной мерзостью, что раньше в фентези не было никогда.

На счет финала с Дейнерис, думаю его запротоколировали еще со второго сезона, но сделали в итоге весьма коряво. У меня тут еще есть подборка анекдотов (можете посмотреть)

с уважением,

Лев

Лев Вишня   19.12.2019 23:20   Заявить о нарушении
С удовольствием еще почитаю, а вообще этот жанр очень интересен и по замыслу и героям.Мне Тирион тоже был интересен своей позицией, но в конце, когда он предал Джона..., хотя каждый хотел выжить, но несправедливо, а Джон очень верный своей семье, хотя я считаю они его предали и Бран в первую очередь, он все знал, но хотел выжить и власти.Вообще много несправедливого. Но фильм интересный. хотя и несправедливый конец, показали, что зло восторжествовало, а вот в сериале "Властелин колец", там добро победило зло. Спасибо за ответ и вам ярких тем.

Людмила Бержакова   20.12.2019 08:09   Заявить о нарушении
Как вам сказать. Недавно посмотрел сериал "Барбароса", так там нет четкого определения "зла" или "добра". С точки зрения миланцев победило в итоге добро (то есть они), а с точки зрения единой Европы - победили сепаратисты и террористы. Победили мудрого правителя, которых мечтал об объединении всей Европы и установлении везде мира.
Феномен Мартина, что он умеет дать именно такое звучание своим текстам.
Историческое.
И он ведет линию историзма от начала до конца.

Недавно он дал интервью по поводу "Властелина конец", где заметил:? "что же эти "добрые" потом намеревались сделать с орками? Неужели отгеноцидить их до последнего младенца??"

У меня также нет ответа на этот вопрос:-))

Лев Вишня   20.12.2019 09:15   Заявить о нарушении
Я об этом не подумала, раз они хотели всех уничтожит, значит зла в них больше.Хотя есть игра "Готика" где они сначала воевали, а потом наступило время и все жили мирно и орки и люди.

Людмила Бержакова   20.12.2019 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.