Фотограф
Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.
А.Тарковский
Заведующего отделом пропаганды и агитации товарища Клюева в городе опасались. Он во всем усматривал отклонение от генеральной линии партии. Линия не всегда была прямой в зависимости от ветра перемен, нагнетаемого очередным генсеком. Мнение обывателей о нем лаконично: либо тихо, либо никак. В поисках отгадки таинственной русской души он превзошел классиков отечественной литературы и на очередном партхозактиве объявил:
- Это сплав изобретательности и доброты, непредсказуемости и разгильдяйства. Товарищ Клюев знал, присутствующие на активе не догадывались, этому заключению предшествовали две встречи с творческой интеллигенцией.
Горком партии принял решение установить памятник Ленину на центральной площади. Бронзовую фигуру вождя отлили в Ленинграде, погрузили на платформу и отправили железной дорогой в пункт назначения. Впути следования от бортовой качки крепежные тросы натерли тело Ильича и по прибытии на станцию памятник потерял первоначальный вид и нуждался в косметической шлифовке, шпатлевке, подкраске. Ответственное дело доверили лучшим художникам-оформителям, коммунистам братьям Гигашвили и Мегашвили.
В кабинете, взглянув на художников, Клюев задумался, размышляя. Если они братья, стало быть их имена Гига и Мега.
Директивным голосом поставил задачу:
- Товарищи Швили, до торжественного открытия объекта государственной важности три месяца. Поручаю вам привести в надлежащий художественный вид памятник основателю первого в мире социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину. От текущих заданий освобождаетесь, все силы сосредоточить на обозначенном объекте.
- Будет выполнено, товарищ Клюев! – заверил Гигашвили.
- И перевыполнено! – добавил Мегашвили.
- О готовности сообщите, лично приму заказ.
Братья за неделю справились с реставрацией, докладывать начальству не торопились. В мастерской не появлялись, уверенные в том, что их никто не побеспокоит. За неделю до установки памятника доложили Клюеву о досрочном завершении художественных работ.
Товарищ Клюев приехал один на служебной «Волге» в добром расположении духа, предвкушая громкое политическое событие. Братья тоже предвкушали премиальные. Как только завотделом вошел в мастерскую, братья эффектно, как это делают на открытии памятника, сдернули покрывало. Ильич предстал в черных ботинках, в синем костюме, в белой рубашке и красном галстуке в белых горошек.
- Это Ленин? – от гнева задохнулся Клюев.
- Да, это вождь мирового пролетариата в художественном видении.
- Издеваться над памятью вздумали? В тюрьму захотели? Немедленно замазать!
Братья оттерли скипидаром цветную статую и выкрасили в черный цвет. Художников перевели малярами в стройконтору.
Второй случай убедительно иллюстрирует тезис, высказанный Клюевым на партхозактиве.
После сигнала о некачественном обслуживании населения, Клюев приехал в фотоателье с целью проверки указанных в жалобе фактов безалаберного отношения работников заведения к своим профессиональным обязанностям. Набор воспитательных мер к нарушителям трудовой дисциплины у него постоянен: выговор, понижение в должности, увольнение с работы. Для него и театр начинался не с вешалки, а с наглядной агитации. В ателье на рамочном стенде перечень услуг, оказываемых населению, образцы фотографий, план эвакуации при пожаре. По обе стороны стенда надписи плакатным пером: «Неча пенять на зеркало, коли рожа крива»; «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли». Выше, мелкими буквами выведено: «Я картина, ты портрет, я скотина, а ты нет?»
Клюев обвел тяжелым взглядом собравшихся фотографов:
- Это кто написал?
- Антон Павлович Чехов! – пояснил фотограф Кузнецов.
- Спрашиваю вас, уместно ли это здесь? Вы сомневаетесь, что клиенты, строители коммунизма не скоты? Немедленно снять, а вас – в лаборанты.
Он достал из бокового кармана фотографию и обратился к Кузнецову:
- Это тоже ваше художество?
На карточке запечатлен мужчина с большими оттопыренными ушами, с маленькой бритой головой на тонкой длинной шее с выдающимся кадыком.
Никому не хотелось ставить под удар неопытного молодого фотографа.
- Признаюсь, моя недоработка, – соврал Кузнецов. – Я исправлю, товарищ Клюев, клиент останется доволен.
Кузнецов знал, как он будет исправлять изъяны. Подчеркнуть достоинства, когда их нет, дело зряшное. Следует скрыть природные недостатки клиента. Чтобы «укоротить» шею, необходимо надеть свитер с резинкой под горлышко, уши приклеить скотчем к затылку, лысину припудрить тальком. Самое главное – расположить к себе клиента, дать понять, что не в обиде на жалобщика, заручившегося поддержкой самого Клюева.
Замысел его осуществился, клиент остался доволен своим изображением и раскаялся в содеянном, обращением в горком партии. Жалобщик вовсе был принижен благородством мастера, который не взял с него платы за свою работу. Кузнецов дорожил репутацией учреждения, престижем профессии фотографа.
К Кузнецову записывались в очередь на художественную фотографию. Он известен в городе как талантливый фотохудожник, шутник и тонкий психолог. Он долго подбирает нужный ракурс, фон, двигает камеру. Выявить красоту естества человека и успеть её запечатлеть – вот непростая задача. Для осуществления всего одно нажатие кнопки, одно мгновение из жизни человека. А прежде, общением с человеком, снимает окаменелость лица, напряжённый немигающий взгляд в зрачок камеры.
- Уверен, вы не знаете, почему в продаже нет трески. Рыбаки выловили камбалу, нанесли татуировку «Не забуду Баренцуху» и отпустили. Треска от смеха захлебнулась и утонула. Рыбаки не закусывают огурцами из стеклянных банок. Самосвал сваливает огурцы в море, утром сачком собирают малосольные .
- А специи, к примеру, укроп? – подключается собеседник.
- Нет необходимости, вместо специи водоросли.
За весёлым разговором успевает снять несколько кадров, выбирая самый удачный. Хороший вкус – признак таланта.
Спустя месяц Клюев скоропостижно ушёл на вечный покой. Группа товарищей из горкома обратилась с просьбой к Кузнецову выполнить художественную репродукцию с карточки в партбилете.
Много лет минуло от эпохи развитого социализма к младенчеству капитализма. Товарищи стали господами, в помещении ателье на Хибиногорской прижилась коммерция. Частные фотографы на современных цифровых аппаратах печатают цветные изображения. Кто такой Клюев, горожане не помнят, Кузнецова знают, помнят и бережно хранят чёрно-белые снимки в альбомах с бархатными обложками. Они хранятся в музее как документальное свидетельство ушедшей эпохи, коллективный портрет советского общества.
Свидетельство о публикации №219051801716